лариса корягина
Краткосрочная образовательная практика на тему «Юные исследователи» в средней группе
▼ Скачать + Заказать документы
Технологическая карта КОП
Название: «Юные исследователи».
Цель: формировать исследовательские навыки; развивать познавательный интерес детей к исследовательской деятельности, желание познавать новое.
Возрастная группа : 4-5 лет.
Направление практики : познавательное, практическое.
Количество детей: 8 чел.
Дата проведения: ___ 2020 г.
План проведения практики
1. «Вода»;
Публикация «Краткосрочная образовательная практика на тему „Юные исследователи“ в средней группе» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Краткосрочная образовательная практика. КОП в детском саду
- Опыт работы, практика
- Средняя группа
- Темочки
2. «Молоко»;
3. «Воздух».
1-е занятие «Вода»
Цель: • обучать детей проводить элементарные и доступные опыты с водой;
• способствовать накоплению у детей конкретных представлений о свойствах воды;
Оборудование: прозрачные пластиковые стаканчики, емкости разной формы, мука, соль, сахар, лимон, молоко, картинка, краски, кисточка, вата, воронка, растительное масло, салфетки.
Ход занятия. Вводная часть.
- Отгадайте загадку:
Очень добродушная,
Я мягкая, послушная,
Но когда я захочу,
Даже камень источу. (Вода)
- Правильно, мы поговорим сегодня о воде.
- Кому и зачем нужна вода?
- Ребята, а что было бы, если бы не было воды.
Что бы произошло? Как вы думаете? Да, ребята, без воды всё живое на свете погибнет. Вода – это жизнь!
Воспитатель читает стихотворение
Вы слыхали о воде?
Говорят, она везде!
В луже, в море, в океане
И в водопроводном кране,
Как сосулька, замерзает,
В лес туманом заползает,
Ледником в горах зовётся,
Лентой серебристой вьётся,
Мы привыкли, что вода
Наша спутница всегда.
Без нее нам не умыться,
Не наесться, не напиться!
Смею вам я доложить:
Без нее нам не прожить.
Н. Рыжова
Ребята, у воды есть свои свойства, а какие, мы скоро узнаем.
Основная часть.
- Для этого, я хочу пригласить вас в лабораторию. А вы знаете, что такое лаборатория? (Это место, где учёные проводят опыты и ставят эксперименты.)
- Давайте сегодня мы с вами превратимся в таких учёных, и будем проводить опыты по исследованию воды, и определять её свойства.
- Для проведения опытов по исследованию воды и её свойств нам понадобятся некоторые материалы. Посмотрите на наши лабораторные столы, они полностью готовы к работе. Давайте разделимся на группы по 2 – 3 человека. Занимайте свои рабочие места. (Дети рассаживаются за столы.)
- Приступим к нашему исследованию.
Опыт 1. Какой формы вода?
На столе лежит кубик и шарик. Воспитатель спрашивает, какой формы эти предметы (ответы детей). А имеет ли форму вода? Для этого возьмем бутылочку и наполним ее водой. Нальем эту воду в широкую баночку. Форма, которую принимает вода, все время изменяется (предложить еще емкости другого размера и формы).
Вывод: вода не имеет формы и принимает форму того сосуда, в котором находится. Вода–жидкость. Вспомните лужи после дождя. На асфальте они растекаются, в ямках собираются, а в землю впитываются их не видно, только земля влажная. И так вода не имеет формы.
Опыт 2. Какого цвета вода?
Та группа детей, кто будет определять цвет воды, подойдите вот к этому столу. На столе два стакана – один с водой, а другой с молоком.
-Возьмем картинку и поставим ее за стаканом с водой. Нам видно картинку? (ответы детей) А теперь поставим картинку за стаканом с молоком. Что мы обнаружили?
Вывод: через воду рисунок виден, а через молоко –не виден. Значит вода прозрачная жидкость. Прозрачную воду можно сделать непрозрачной. Для этого намочим кисточку и окунем ее в краску. Добавляем краску понемногу, наблюдая, как изменяется прозрачность воды. Смотрим через нее на картинку. Рисунок не виден. И так, делаем вывод, что вода прозрачная жидкость.
Опыт 3. Вода – растворитель.
А есть ли у воды вкус? Дети пробуют воду и высказывают свое мнение. Затем предложить одному ребенку размешать в воде сахар, другому –соль, третьему –сок лимона. После растворения веществ, предложить попробовать снова воду на вкус. Что изменилось? У воды появился вкус. Вода стала сладкая, соленая, кислая.
Вывод: своего вкуса у воды нет. Ау воды есть запах (дети нюхают стакан с простой водой и с соком лимона) У воды появился запах. А что случилось с веществами, которые мы положили в воду? (ответы детей)
Опыт 4. Мука и масло в воде.
А теперь давайте попробуем растворить в воде муку и подсолнечное масло. Двое детей выполняют это задание.
Обращает внимание детей на стакан, где растворяли муку.
- Что же мы видим? (ответы детей). Мука не растворилась полностью, а осадок опустился на дно стакана. Также не растворяется масло, оно плавает на поверхности.
Вывод: не все вещества могут растворяться в воде.
Опыт 5. Фильтр для воды.
- Ребята, посмотрите еще раз на ту баночку, куда мы наливали масло. Оно так и осталось плавать на поверхности воды. Можно пить такую воду и почему? (Нет. Она пахнет маслом и неприятная на вкус.)
- Да, действительно, такая вода не пригодна для питья. А что нужно сделать, чтобы она стала чистой? (Её нужно очистить от масла.)
- А вы знаете, это можно сделать, но только с помощью фильтра (спросить детей знают ли они, из чего можно сделать фильтр для воды).
- Самый простой фильтр для очистки воды мы можем сделать с вами сами из обычной салфетки. Посмотрите, как я это сделаю (Воспитатель показывает, как сделать фильтр).
Затем, как его установить в баночку.
- Давайте попробуем, как работает наш фильтр. Я буду очень осторожно, понемногу, лить масленую воду в баночку с фильтром.
- Аккуратно убираем фильтр и смотрим на воду. Какая она стала?
(Вода стала чистой.)
- Куда же делось масло? (Все масло осталось на фильтре.)
Вывод: воду можно очистить с помощью фильтра.
И в заключение нашей опытной работы, я хочу сказать следующее:
Человек, запомни навсегда:
Символ жизни на Земле – вода!
Экономь её и береги –
Мы ведь на планете не одни!
Итог занятия.
Мы с вами узнали, что вода – одно из самых удивительных веществ. Она обладает многими свойствами: (какими)
- прозрачная
- нет запаха
- без вкуса
- растворитель.
Ожидаемый результат: Дети познакомились со свойствами воды.
2-е занятие «Молоко»
Цель: • обучать детей проводить элементарные и доступные опыты с молоком;
• формировать у детей представления о молоке и его свойствах.
Оборудование: белые листы бумаги для писем; кисточки для написания писем; пластиковые стаканчики, блюдца, лимонная кислота, сода, ватные палочки, молоко, вода, гуашь, жидкое мыло,
кока-кола, йод; пищевые красители; иллюстрации по теме занятия.
Ход занятия. Вводная часть.
- Я загадку загадаю:
Белая водица,
Всем нам пригодится.
Из водицы белой,
Все, что хочешь, делай:
Сливки, простоквашу,
Масло в кашу нашу,
Творожок на пирожок,
Кушай, Ванюшка, дружок! (Молоко)
Основная часть.
- В лабораторию чудес приглашаю всех я вас! В ней мы знания добудем, с молоком дружны мы будем!
Чудеса с молоком.
ОПЫТ 1. СЕКРЕТНЫЕ ЧЕРНИЛА.
- Кто из вас знает, как написать секретное письмо или тайное послание?
- Хотите научиться?
- С помощью чего мы пишем письма, рисуем? (Ручки, карандаша, бумаги.)
- Раньше использовали невидимые чернила. При определенных условиях, они становились видимыми (Нагрев, освещение)
- Может кто-то догадался, что это за невидимые чернила есть у нас? (Молоко)
- Хотите написать секретное послание? Возьмите листочки, ватные палочки или кисточки и с помощью молока нарисуйте что вы хотите. А я хочу нарисовать свое сердце, как я вас всех люблю.
- Сейчас надо, чтобы наше молоко высохло и стало невидимым. В конце занятия мы узнаем какие тайные послания вы нарисовали.
ОПЫТ 2. Что полезнее КОКА-КОЛА или молоко?
- Чтобы наглядно увидеть, что мы пьём, и сделать вывод, что полезней молоко или кока-кола, мы решили смешать колу с молоком. И вот что у нас получилось.
- Что это у меня? (Молоко и кока-кола)
- Что мы делали вчера? (Их смешали)
- Что получилось у нас?
ВЫВОД: Молоко потемнело, стало коричневым, НАЧАЛАСЬ РЕАКЦИЯ, МОЛОКО СВЕРНУЛОСЬ, ПОЯВИЛСЯ ОСАДОК В ВВИДЕ ХЛОПЬЕВ. КОКА-КОЛА ВСТУПИЛА В ОКИСЛИТЕЛЬНУЮ РЕАКЦИЮ С МОЛОКОМ.
ОПЫТ 3. ОПЫТ С ЙОДОМ.
На некоторых заводах молоко разбавляют водой, а для придания густоты добавляют крахмал. В этом случае молоко теряет свои полезные свойства.
- Хотите узнать, добавили ли в наше молоко крахмал? (ДА)
- А что для этого надо сделать?
- Для этого в наше молоко добавим йод.
- Что случилось с молоком?
ВЫВОД: ПРИ СОЕДИНЕНИИ ЙОДА С КРАХМАЛОМ ОБРАЗУЕТСЯ СОЕДИНЕНИЕ ЯРКО-СИНЕГО ЦВЕТА.
РАЗ У НАС МОЛОКО НЕ СТАЛО СИНЕГО ЦВЕТА, ЗНАЧИТ, КАКОЙ ВЫВОД СДЕЛАЕМ? (В НЕМ НЕТ КРАХМАЛА)
ЭТО МОЛОКО, КАКОЕ? (ПОЛЕЗНОЕ)
ОПЫТ 4. «КИПЯЩЕЕ МОЛОКО»
- Есть выражение «МОЛОКО УБЕЖАЛО» У молока есть ноги? (Нет)
- Почему так говорят?
- Молоко «убегает» при кипячении, оно поднимается вверх, и если вовремя не убрать с плиты, кастрюлю с молоком, то часть молока из нее просто выбежит.
- Хотите посмотреть, как молоко «бегает»? У нас нет ни плиты, нет огня, кастрюли, чтобы кипятить молоко.
- Но, у нас ведь научная лаборатория чудес.
- Для нашего опыта потребуется лимонная кислота, сода и молоко.
- В молоко добавим соду, что происходит? А теперь добавим лимонную кислоту.
Посмотрите, что происходит с молоком? (Оно пенится, кипит)
ВЫВОД: ПРОИСХОДИТ В МОЛОКЕ РЕАКЦИЯ СОДЫ И ЛИМОННОЙ КИСЛОТЫ. ОНО ПЕНИТСЯ, ВЫДЕЛЯЕТ ПУЗЫРЬКИ, КИПИТ.
ОПЫТ 5 «ЦВЕТНОЕ МОЛОКО»
- Ребята вы любите рисовать? На чем вы рисуете? (На листочках, в альбомах, на снегу, песке, на асфальте)
- Чем обычно рисуете? (Красками, карандашами, фломастерами, палочкой, мелками)
- А на молоке кто-нибудь из вас рисовал? (Нет)
- Хотите попробовать?
На столах стоит молоко в тарелках. Добавить в него несколько капель зелёной, красной, синей краски (Пипеткой, кисточкой или ватной палочкой).
- Возьмите другую ватную палочку, окуните ее в жидкое мыло. Палочкой, смоченной в жидкости для мытья посуды, касаемся молока в течение буквально 10 секунд. Только касаемся!
А далее начинается самое интересное – волшебные краски начинают «танцевать», разбегаясь от ватной палочки. От волшебной ватной палочки и от цветного взрыва в молоке. Когда палочку убираем – краски продолжают «танцевать», двигаться. Молоко начинает двигаться, а краска перемешиваться. Настоящий салют в тарелке!
Вывод: Мы видим взрыв красок. Жидкое мыло вступает в реакцию с молоком и заставляет краски двигаться, оно отталкивает жир, соединяющийся в молоке. Именно поэтому для опыта не подходит обезжиренное молоко.
- Ну, что, кто-нибудь догадался, как прочитать секретное письмо? Что я вам написала?
- Посмотрите, что у меня есть? (Тряпочка и утюг)
- Что надо сделать? (Прогладить наше письмо)
ВЫВОД: НЕКОТОРЫЕ ВЕЩЕСТВА, КОТОРЫЕ СОДЕРЖАТСЯ В МОЛОКЕ, ПОД ДЕЙСТВИЕМ ТЕПЛА РАЗРУШАЮТСЯ БЫСТРЕЕ, ЧЕМ ЗАГОРАЕТСЯ САМА БУМАГА. ПРИ ЭТОМ ХИМИЧЕСКОМ ПРОЦЕССЕ ВЫДЕЛЯЮТСЯ ПРОДУКТЫ ГОРЕНИЯ. ПРИ НАГРЕВАНИИ МОЛОЧНЫХ ПЯТЕН НА БУМАГЕ БЕЛКИ И УГЛЕВОДЫ ОБУГЛИВАЮТСЯ И СТАНОВЯТСЯ ВИДИМЫМИ.
-Что же написала я вам в своем письме?
Ожидаемый результат Ребёнок исследует свойства молока; формируются представления у детей о пользе молока; получает навыки экспериментирования с молоком; развивается познавательный интерес у детей в процессе организации элементарных исследований
3-е занятие «Воздух»
Цель: • дать представление о том, что воздух занимает место и обладает свойствами (невидим, легкий, не имеет запаха);
• дать представление о том, что ветер – это движение воздуха;
Оборудование: полиэтиленовые пакеты, стаканчики с водой, коктейльные палочки, мыльные пузыри – по количеству детей; игрушки резиновые, надувные, плотные и полые; подносы – 2 штуки; кораблики из пенопласта с бумажными парусами; тазики с водой; веера (по количеству детей)
Ход занятия. - Ребята, я загадаю вам загадку, внимательно послушайте и отгадайте ее.
Он нам нужен, чтоб дышать,
Чтобы шарик надувать.
С нами рядом каждый час,
Но невидим он для нас!
Что это? (Воздух.)
- Правильно, это воздух! Сегодня мы поговорим о воздухе. Будем делать опыты, как настоящие ученые. Для этого я вас приглашаю в нашу лабораторию.
Дети переходят в лабораторию.
- Мы собираемся делать опыты с воздухом. А где же он? Ребята, вы не видите воздух вокруг нас? (Нет, мы его не видим.)
- Раз мы его не видим, значит, какой воздух? (Воздух прозрачный, невидимый, бесцветный.)
- Да, воздух прозрачный, бесцветный и невидимый. Но я знаю, что воздух есть, и он всегда вокруг нас. В этом вы сами можете убедиться.
Опыт № 1
- Возьмите полиэтиленовый пакет. Что в нем? (Он пустой.)
- Его можно сложить в несколько раз. Смотрите, какой он тоненький. Мы набираем в наш пакет воздух и закручиваем его. Пакет полон воздуха, он похож на подушку. Воздух занял все место в пакете. Теперь развяжем пакет и выпустим из него воздух. Пакет снова стал тоненьким. Как думаете, почему? (В нем нет воздуха.)
- Наш вывод: воздух прозрачный. Для того чтобы его увидеть, его надо «поймать». И мы смогли это сделать! Мы «поймали» воздух и заперли его в пакете, а потом выпустили его.
Ребята, как вы думаете, где используют такой «запертый» воздух? (Предположение детей.) Правильно, в игрушках, которые плавают в нашем бассейне. Внутри наших игрушек воздух, он легче воды, поэтому игрушки не тонут, а плавают.
На столе лежат игрушки. Вам – юным исследователям – задание : нужно разложить игрушки на два подноса: на один поднос положить игрушки, которые плавают, а на второй – которые не плавают.
Дети поочередно берут игрушки и раскладывают на два подноса.
- Молодцы, ребята, теперь вы знаете, что предметы, внутри которых есть воздух, будут плавать. Но будьте осторожны, если внутрь попадет вода и вытолкнет воздух,- этот предмет может утонуть.
Опыт № 2
Дети переходят к следующему столу.
- Следующее задание юным исследователям. Переверните стакан вверх дном и медленно опустите его в банку. Стакан нужно держать ровно. Что получается? Попадает вода в стакан? (Нет.) Почему? (Предположения детей.)
Вывод: в стакане есть воздух, и он не пускает туда воду.
Опыт № 3
- Юные исследователи продолжают свои опыты: снова опустите стакан в банку с водой, но теперь уже держать его надо не прямо, а немного наклонив. Что появляется в воде? (Пузырьки воздуха.) Откуда они взялись?
Вывод: в стакане был воздух. Воздух выходит из стакана, и вода занимает его место.
- Мы говорили о том, что воздух есть везде. Как вы думаете, внутри человека есть воздух? (Ответы детей.) Сейчас мы это проверим.
Опыт № 4
- Юным исследователям задание : подуть в трубочку, опущенную в стакан с водой. (Дети выполняют.) Что происходит? (Выходят пузырьки.)
Вывод: внутри нас есть воздух. Мы дуем в трубочку, и воздух выходит. Для того чтобы подуть еще, мы сначала вдыхаем новый воздух, а затем выдыхаем через трубочку, таким образом получаются пузырьки.
- Ребята, какие пузырьки еще можно пускать? (Мыльные.)
- Предлагаю юным экспериментаторам пускать мыльные пузыри.
Опыт № 5
Дети пускают мыльные пузыри под музыку.
- Они такие красивые, разноцветные, легкие! Как вы думаете, что находится внутри мыльных пузырей? Конечно же, в каждом пузыре внутри находится воздух. Это мыльная пленка наполняется воздухом и отрывается от петельки. Легкие, наполненные воздухом пузыри парят в воздухе.
Вывод: мы выдыхаем воздух. Значит, воздух есть внутри нас.
- Как в нас попадает воздух? (Через нос.)
Опыт № 6
- Ребята, когда мы просто вдыхаем и выдыхаем воздух, мы видим его? (Нет.) Следующее задание юным экспериментаторам. Перед вами лежат бумажные салфетки. Нужно взять салфетку двумя пальчиками и поднести ко рту. Дышим ровно, спокойно. (Дети выполняют.) Вы заметили, когда мы вдыхаем и выдыхаем воздух, салфетка шевелится, как листочки на деревьях. Мы с вами говорили, что листочки качаются от ветра. Откуда же ветер появился в нашей лаборатории?
Вывод: вы вдыхали и выдыхали, воздух двигался, и получился ветерок. Значит, когда воздух движется, получается ветер. Хотите устроить ветер?
Опыт № 7
- Вот наши кораблики, которые мы делали на прошлом занятии. Вы помните, я обещала, что мы будем пускать их по воде. Возьмите каждый свой кораблик и пускайте в тазик с водой. Медленно дуйте на кораблики. Что получается?
Вывод: кораблики плавают. Ветерок, созданный потоком воздуха из груди, раздувает паруса, и кораблики плывут. Кораблики ловят воздух парусами. Воздух может передвигать предметы.
Опыт № 8
- Ребята, сейчас мы дули на кораблики, и воздух их толкал. А если не дуть, как еще можно создать ветер? (Предложения детей.)
Задание юным экспериментаторам: попробуйте устроить ветер с помощью веера. Помашите сначала на себя, потом друг на друга. Что вы чувствуете? (В лицо дует ветерок.) А если нашими веерами помахать над корабликами, что будет?
Вывод: мы машем веером, гоняем воздух, получается ветер, и кораблики плавают.
Итог:
- Ребята, как вы думаете, воздух пахнет? (Ответы детей.) Подойдем поближе к двери и понюхаем. Чем это пахнет? Верно, это наши повара нам готовят обед.
Воздух движется и доносит запахи до наших носов, хотя сам воздух запаха не имеет. Если мы откроем форточку, к нам поступит поток свежего воздуха. На свежем воздухе и дышится легко. В этом мы с вами убедимся во время прогулки.
Ожидаемый результат: Дети узнают о свойствах воздуха.
Программа КОП «Юные исследователи»
Краткая характеристика данного практикума
Серия наблюдений, опытов и экспериментов способствует формированию у детей познавательного интереса, развитию наблюдательности и эмоциональности в общении с окружающим миром.
Лаборатория – отличная возможность заинтересовать ребенка наукой и секретами познания окружающего мира в увлекательной, развлекательной интригующей форме. Дети с удовольствием участвуют в проведении захватывающих опытов, в процессе которых познают законы природы, развивают любознательность и задаются новыми вопросами, на которые с удовольствием ищут ответы с помощью взрослых.
Как показывает практика, если ребенка с раннего возраста не научить обследовательским действиям, умению наблюдать, то в дальнейшем он не всегда будет проявлять устойчивый интерес к деятельности, будет испытывать чувство страха при ознакомлении с новым предметами.
Ведущим познавательным процессом у детей является восприятие. Его значение трудно переоценить. Если ребенок не получит способствующих развитию восприятия компонентов, то у него могут обнаружиться серьезные пробелы в представлениях о ряде свойств предметов и явлений окружающего мира.
Китайская пословица гласит: «Расскажи - и я забуду, покажи - и я запомню, дай попробовать - и я пойму».
Усваивается все прочно и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам. Вот на этом и основано активное внедрение детского экспериментирования в практику работы с детьми младшего дошкольного возраста.
Данный кратковременный образовательный практик способствует развитию самостоятельного экспериментирования и поисковой активности самих детей.
«То, что я услышал, я забыл. То, что я увидел, я помню. То, что я сделал, я знаю!»
Цель: формировать исследовательские навыки; развивать познавательный интерес детей к исследовательской деятельности, желание познавать новое.
Количество часов КОП: 3 занятия по 20 мин.
Количество участников: 8 детей
Перспективный план.
1-е занятие «Вода».
Цель: обучать детей проводить элементарные и доступные опыты с водой;
способствовать накоплению у детей конкретных представлений о свойствах воды.
Ход занятия.
Проводим 5 опытов, в ходе которых делаем вывод, что вода не имеет формы, она прозрачная, без вкуса, что вода – растворитель, но она не растворяет муку и масло и, что воду можно очистить при помощи фильтра.
2-е занятие «Молоко».
Цель: обучать детей проводить элементарные и доступные опыты с молоком;
формировать у детей представления о молоке и его свойствах.
Ход занятия.
Проводим пять опытов, в ходе которых узнаём и делаем выводы, что молоко полезнее кока-колы, что в молоке нет крахмала, значит оно полезное, что молоко может «убежать», что молоко может стать цветным, соединяясь с красками и, что молоком можно писать письма.
3-е занятие «Воздух».
Цель: дать представление о том, что воздух занимает место и обладает свойствами (невидим, легкий, не имеет запаха); дать представление о том, что ветер – это движение воздуха;
Ход занятия.
Проводим 8 опытов, в ходе которых мы узнаё м о свойствах воздуха:
- предметы, внутри которых есть воздух, будут плавать;
- если перевернутый стакан вверх дном медленно ровно опустить в банку с водой, то воздух будет выталкивать воду, и вода не проникнет в стакан, а если стакан опускать чуть-чуть наклонив, то воздух будет выходить, и вода сможет заполнить стакан;
- что внутри человека тоже есть воздух. Когда воздух двигается, то получается ветер;
- воздух может передвигать предметы;
- воздух не имеет запаха, но он их до нас доносит.