Венария Фарахутдинова
Краткосрочная образовательная практика «Чисто говорим!»
▼ Скачать + Заказать документы
Паспорт образовательной программы
краткосрочной образовательной практики
Полное название программы «Чисто говорим!»
Краткое название «Скороговорки»
ФИО автора Учитель-логопед Фарахутдинова В. Г.
Возраст детей 5-6 лет
Количество занятий 3 занятия
Публикация «Краткосрочная образовательная практика „Чисто говорим!“» размещена в разделах
Актуальность В старшем дошкольном возрасте дети ещё не всегда могут управлять своим голосовым аппаратом: менять темп, громкость речи, правильно пользоваться интонационными средствами выразительности.
Скороговорки с большим успехом можно использовать:
- для тренировки в смене громкости голоса (произносить одни скороговорки тихо, другие вполголоса, третьи громко);
- в смене скорости речевого высказывания (быстро, умеренно, медленно);
- в правильной постановке логического ударения (выделять голосом во фразе отдельные слова, группы слов);
- вопросительных, восклицательных и утвердительных интонаций.
Такие задания можно давать как для групповых повторений, так и для индивидуальных.
Цель программы Научить детей приемам логопедической работы со скороговорками.
Задачи: • Знакомство детей с малыми фольклорными формами;
• Отработка вопросительной, повествовательной и восклицательной интонации;
• Учить рассказывать скороговорки выразительно, используя просодические компоненты (силу, высоту голоса, тембр).
•
Материалы и оборудование Опорные картинки, фишки – опоры, карточки со знаками препинания.
Перспективный план Перспективный план
Тема, цель Игровая деятельность оборудование
Занятие № 1
Тема: «Скажи с различной интонацией».
Цель: Научить детей произносить скороговорки с вопросительной, восклицательной и повествовательной интонацией.
Скороговорки.
Занятие №2
Тема: «Скажи тихо-громко», «Скажи медленно-быстро».
Цель: Учить детей менять силу голоса и темп речи. Разучивание скороговорок.
Игра «Скажи с различной интонацией».
Игры:
• «Тихо-громко».
• «Медленно-быстро». Карточки со знаками препинания. Фишки-опоры.
Занятие № 3
Тема: «Скажи как…».
Цель: Развивать интонационную сторону речи, учить проговаривать фразу с необходимым тембром голоса, развивать силу голоса.
Игра «Скажи как лиса» (заяц, волк, мышка). Маски животных или куклы пальчикового театра.
Конечные результаты: Дети научатся 3 приемам работы со скороговорками.
Научатся работать в коллективе;
Разовьют умение пользоваться собственным голосом, используя его разные возможности.
Приложение 1
1. Скажи с различной интонацией.
1 вариант: Взрослый произносит скороговорку, ребенок повторяет ее.
В: Сейчас надо сказать ее весело, чтобы в конце можно было поставить восклицательный знак.
Если ребенку трудно, взрослый дает образец.
В: Теперь надо сказать скороговорку так, как будто ты спрашиваешь, и чтобы в конце можно было поставить вопросительный знак.
2 вариант: Взрослый показывает ребенку карточку со знаком препинания (восклицательным, вопросительным знаком или точкой, а ребенок сам произносит скороговорку с нужной интонацией.
2. «Скажи тихо – громко».
1 вариант: Взрослый проговаривает чистоговорку и просит детей повторить ее с той же силой голоса. Если ребёнок затрудняется в выполнении задания, взрослый в процессе проговаривания выкладывает фишки-опоры. Чем больше фишка, тем выше сила голоса.
2 вариант: взрослый показывает на выложенные фишки и просит повторить чистоговорку с соответствующей силой голоса. Ребенок сам, ориентируясь на размеры фишек, произносит чистоговорку.
3. «Скажи медленно – быстро».
1 вариант: Взрослый произносит чистоговорку и просит детей повторить её с той же скоростью. Если ребёнок затрудняется в выполнении задания, взрослый выкладывает чистоговорку фишками, делая между ними соответствующие расстояния. Чем медленнее проговаривается чистоговорка, тем больше расстояние между фишками.
2 вариант: Взрослый выкладывает чистоговорку фишками и просит произнести её. Ребёнок сам, ориентируясь на расстояние между фишками, произносит чистоговорку в нужном темпе.
4. Скажи как…
1 вариант: Игра проводится с использованием масок животных или кукол пальчикового театра. Взрослый показывает маску или куклу (например, лису) и говорит скороговорку так, как бы ее сказала лиса. Просит ребенка повторить скороговорку за лисой. (заяц, волк, мышка).
Если ребенок затрудняется в выполнении задания, то взрослый должен объяснить ему, какой голос может быть у этого животного и почему.