Светлана Александровна Александрова
Использование электронного микроскопа в образовательной работе с детьми старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Использование информационно-коммуникативных технологий в детском саду становится все более актуальным. Они играют особую роль в личностном развитии детей, так как позволяют в игровой, доступной и привлекательной форме стимулировать познавательную активность, развивать логическое мышление и творческие способности.
В образовательной работе с детьми мы активно используем информационно-коммуникативные технологии: презентации и видеофильмы, мультимедиа, музыкальные колонки и электронный микроскоп.
Публикация «Использование электронного микроскопа в образовательной работе с детьми старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
Демонстрация видеофильмов дают возможность не только увидеть, но и услышать звуки природы, общественной жизни, животного и предметного мира, а также совершить «путешествие» в прошлое, посетить другую страну, музей и пр. Создание различных мультимедийных презентаций, направлено как на получение новых знаний, так и на закрепление уже имеющихся. При ознакомлении детей с новой темой можно предложить им просмотр видеофрагмента или презентации.
Использование таких технологий позволяет знакомить детей с такими понятиями или явлениями, как «круговорот воды в природе», ледоход, перелет птиц северное сияние, буря в пустыне и др.
Более подробно остановимся на возможности использования электронного (цифрового) микроскопа.
Цифровой микроскоп – вид интерактивного оборудования, который состоит из цифрового микроскопа и компьютера со специальным программным обеспечением.
Наличие цифровой камеры, подключаемой к компьютеру и проектору, делает микроскоп «доступным» сразу всем детям, т. к. не нужно каждому ребенку смотреть в объектив, не нужно несколько микроскопов для работы. Изображение объекта, находящегося на предметном столике микроскопа, выводится на экран и его могут видеть все дети группы.
Компьютер позволяет сохранить образ объекта в виде фотоснимка. Специальные компьютерные программы позволяют редактировать эти снимки и видеоролики для получения более яркого и наглядного образа объекта. Вашему вниманию на экране представлены копии образцов, которые были рассмотрены с детьми : листья растений, бумага, перо, крылья насекомых и другие.
Применение цифрового микроскопа в организации познавательно-исследовательской деятельности дошкольников включено в дополнительную образовательную программу «Хочу всё знать!» интеллектуально-познавательной направленности с элементами детского экспериментирования.
Цель программы: обеспечение готовности ребенка объяснять окружающий мир в процессе осмысления своего опыта
Цель реализуется через задачи:
• Формирование у детей познавательного интереса к природе, развитие наблюдательности, мыслительной деятельности.
• Формирование у детей представления о возникновении и совершенствовании приборов в истории человечества.
• Формирование у детей элементарных географических представлений
• Развитие любознательности, пытливости, интереса к собственным высказываниям и высказываниям сверстников о наблюдаемых объектах.
• Воспитание навыков межличностного общения и сотрудничества, умения договариваться, отстаивать свое мнение, рассуждать в диалоге с другими детьми.
• Формирование опыта выполнения правил техники безопасности при проведении физических опытов.
Программа предполагает –15 занятий,
1 раз в неделю, продолжительностью 25 минут.
Технические возможности электронного микроскопа значительно расширили и обогатили содержание программы, которую мы реализуем через кружковую работу с детьми старшего дошкольного возраста.
Так, например, одно занятие полностью посвящено знакомству с микроскопом, на этом занятии
- дети сталкиваются с ситуациями, которые затрудняют дальнейшие действия без увеличительных приборов: лупы, бинокля, цифрового телефона, микроскопа;
- проводят исследования речного песка, формируют промежуточные суждения и выводы, фиксируют результаты своего исследования в творческой форме
На занятии «Волшебные превращения»
о трех состояниях воды в цифровой микроскоп рассматриваем талую снеговую воду.
На занятии на тему: «Твердое тело: материалы (керамика, стекло, пластмасса, дерево, металлы) рассматриваем срез древесины.
В серии занятий «Огород на окне» :
- Рассматриваем почву в цифровой микроскоп, обнаруживаем останки растений: корней, листьев, стебельков (перегной).
-Рассматриваем сухие и предварительно замоченные семена укропа и помидор, фасоли и огурца. Сравниваем их.
- Рассматриваем срез лука, «пути» по которым движутся питательные вещества
На итоговом занятии детям предлагается посмотреть в микроскоп кусочки ткани, пыль на мебели, и другое по выбору детей.
В заключение хочется отметить, что в условиях детского сада возможно и целесообразно использовать ИКТ в различных видах образовательной деятельности. Совместная организованная деятельность педагога с детьми имеет свою специфику, она эмоциональна, используется с привлечением большого иллюстративного материала, звуковых и видеозаписей. Всё это обеспечивает компьютерная техника с её мультимедийными возможностями.