Папки-передвижки

Конспект занятия по краеведению в старшей группе «Птицы Кузбасса»

Ольга Павлова
Конспект занятия по краеведению в старшей группе «Птицы Кузбасса»

Конспект занятия в старшей группе

Краеведение Кузбасса Тема «Птицы Кузбасса»

Цель: расширять представления детей о птицах нашего края, месте их обитания.

Задачи:

-познакомить детей с птицами, обитающими в Кемеровской области;

-дать знания об исчезающих видах птиц и Красной книге;

Публикация «Конспект занятия по краеведению в старшей группе „Птицы Кузбасса“» размещена в разделах

-формировать представления о правилах поведения на природе;

-развивать интерес к животному миру;

-воспитывать бережное отношение к природе.

Оборудование:

- разрезные картинки с птицами;

- изображения птиц и перья к ним;

- открытка с правилами поведения в лесу;

- изображение леса с силуэтами птиц и картинки птиц к нему,

- аудиозаписи голосов птиц,

- презентация по теме.

Ход занятия

Деятельность педагога Деятельность детей

1. Организационный этап

Здравствуйте, ребята! Сегодня мы поговорим с вами об обитателях нашего леса. Послушайте стихотворение.

Бывают птицы разными :

Одни боятся вьюг

И улетают на зиму

На добрый, тёплый юг.

Другие – те народ иной:

В мороз над лесом кружат,

Для них разлука с родиной

Страшнее лютой стужи.

К их пёрышкам взъерошенным

Не пристают снежинки,

Они и под порошами

Резвятся для разминки.

Дети говорят,здравствуйте!

Слушают стихотворение

(слайд2)

Ребята, о каких обитателях леса мы сегодня будем разговаривать?

О птицах

– Да, правильно, сегодня мы узнаем какие птицы живут в нашем лесу.

– Скажите каких лесных птиц вы знаете?

– Какие птицы бывают?

Дети называют птиц.

Дятел

Воробей

Ворона

– Для начала, вы мне поможете. Здесь лежат фотографии птиц нашего леса, а каких птиц не понятно. Нужно сначала собрать эти фотографии. Поможете мне?

Игра "Разрезные картинки".

Дети собирают из частей изображения птиц : тетерев, глухарь, дятел, перепел, журавль серый и кулик-сорока.

Основной этап

Молодцы ребята. Давайте рассмотрим этих птиц. Кто знает эту?

Это птица –Дятел. Он знаменитый барабанщик леса. Дятел пёстрый, только на голове у него яркие, красные пёрышки. Клюв прямой и сильный. Крепкий хвост, опущенный вниз, помогает птице ловко лазить по стволам деревьев. Тонкий язык, покрытый липкой слюной, служит для ловли насекомых и червей, которыми он питается. А зимой в пищу идут сосновые и еловые шишки. Дятла называют санитаром леса, так как освобождают больные деревья от вредителей.

Дятел играет важную роль в экологии леса, оставляя выдолбленные дупла для других мелких птиц, которые в них селятся. Весной и летом дятел питается насекомыми, а осенью и зимой растительной пищей – семенами сосны, ели и лиственницы.

Посмотрите какая у дятла раскраска, какие пёрышки. Послушайте, как дятел в лесу шумит.

Дети смотрят презентацию и отвечают,слушают запись.

(слайд3)

(слайд4)

Давайте рассмотрим следующую птицу. Кто знает эту птичку?

Эта птица –Глухарь. Очень крупная птица. У самцов голова большая; клюв мощный, желтоватый, с крючком на вершине; над глазом голое красное пятно. Тело коричневато-чёрное, а крылья коричневые. На подбородке удлинённые перья (борода) и с зелёным отливом зоб, а брюхо чёрно–бурое. Самки бурые с охристыми, жёлтыми и белыми пятнами.

Летает тяжело, с большим шумом, часто хлопает крыльями, и не делает больших перелётов.

Днем птицы кормятся, проводя все время на деревьях, зимней ночью – спят в снегу, в который ныряют прямо с ветвей. В условиях тайги глухари питаются, хвое, почками и побегами кустарников, лесными ягодами:

Весной и летом глухарь питается побегами цветов, древесными почкамии листьями, травой, лесными ягодами (рябиной, брусникой, морошкой, черникой, семенами и насекомыми.

Осенью птицы кормятся хвоей лиственницы,кедровыми орехами, а зимой –сосновой и еловой хвоей, почками. Глухарь – ценная охотничья птица, поэтому количество этих пернатых постепенно снижается.

Послушайте, какие звуки глухарь издаёт в лесу

Дети рассматирают картинку,слушают аудиозапись

(Слайд5)

(Слайд6)

А здесь у нас птица –Перепел

.Тело округлое, голова небольшая, клюв, шея и ноги короткие, крылья тупые, хвост очень маленький. Окраска оперения пёстрая, с преобладанием бурых, коричневых и серых тонов в сочетании со светлыми и чёрными штрихами. Окраска самок менее яркая.

Он ведёт наземный образ жизни, питается семенами и насекомыми, которые ползают по земле. Когда поспевают хлеба, перепела переселяются в поля, и там быстро откармливаются. Перепелиные яйца – это ценный пищевой продукт. Ради них перепелов разводят на специальных фермах.

Гнездо перепела – неглубокая яма с подстилкой из сухой травы, находится на земле и в траве. Перепел птица перелётная, поэтому зимой улетает на юг, в жаркие страны.

Послушайте, как перепел в лесу поёт

Дети рассматривают картинку,слушают аудиозапись

(Слайд7)

(Слайд8)

Вот ещё одна птица, которую называют –Тетерев

.Самец чёрный с белым подхвостьем и пятнами на крыле, над глазами красные брови. Для тетерева характерны удлинённые и изогнутые перья хвоста. Самки или тетёрки буровато–пёстрые, рябые.

Это наземная птица, но в холодное время года держится на деревьях, где добывает себе корм. По земле быстро бегает и взлетает почти вертикально, но уверенно держится и на деревьях, свободно передвигаясь даже по тонким веткам. В сильные морозы и на ночь забирается под снег, в котором делает туннель. Весной тетерев собирает почки берёзы и лиственницы, различные части кустарников и трав. Летом и осенью употребляет в пищу ягоды (чернику,бруснику,голубику,клюкву) и различные части травянистых растений. Зимой едят побеги, почки и серёжки берёзы, а там где её мало, то части других древесных растений. Так же зимой стаи тетеревов встречаются только в тех лесах, где много березы, почки и сережки которой – основной зимний корм тетерева.

Посмотрите на эту птицу, какой у неё интересный хвост. Послушайте, какие звуки тетерев издаёт

Дети рассматривают картинку,слушают аудиозапись.

(Слайд9)

(Слайд10)

Вот такие птицы живут в нашем лесу. О каких птицах вы услышали впервые? Какие птицы похожи друг на друга? Кто запомнил, где эти птицы живут? Дети отвечают что запомнили

Я предлагаю совершить нам прогулку в лес, чтобы найти там всех птиц. Вставайте ко мне, отправляемся в путь-дорогу. Дети встают со стульчиков,подходят к воспитателю

Физминутка"Ищем птиц"

Вместе по лесу идём,

Не спешим, не отстаём.

Вот выходим мы на луг.

Ищем птичек мы вокруг!

Аист, тетерев, глухарь

Учим птичий мы словарь.

В поле перепел кричит,

Дятел по стволу стучит.

Мы идём, мы идём.

Скоро птиц мы всех найдём! Ходьба на месте

Разводят руки в стороны

Наклон вперёд с "козырьком" у глаз

Шагая, руками "считают птиц"

Хлопки в ладоши и по коленкам по 2 раза

Ходьба на месте.

(Слайд11)

Посмотрите, кто-то потерял свои пёрышки. Ребята, помогите найти птиц, которые эти перья потеряли.

Игра "Подбери перо".

Дети подбирают изображения перьев к изображениям птиц.

Давайте, посмотрим, правильно ли мы подобрали перья к птицам, давайте назовём этих птиц Называют птиц

Но, посмотрите, здесь ещё появились 2 незнакомые птицы. Это редкие птицы, которые занесены в Красную книгу. В Красной книге записаны все птицы и животные, которые под угрозой исчезновения и их нужно беречь и охранять.

Посмотрите, это –Журавль серый. Это крупная птица. Оперение тела синевато-серое, что позволяет птице маскироваться от врагов среди лесной местности. Спина и подхвостье несколько темнее, а крылья и брюхо более светлые. Окончания крыльев чёрные. По бокам головы имеется белая широкая полоса, начинающаяся под глазами и далее уходящая вниз вдоль шеи. На голове перья почти отсутствуют, а участок голой кожи выглядит красной шапочкой Гнездится журавль в болотистой местности, в заболоченных поймах рек. Для зимовки выбирают возвышенности, густо покрытые травянистой растительностью; часто селятся вблизи от сёл и пастбищ. Серый журавль начинает свой полёт с разбега, как правило, по ветру, быстро ускоряясь и раскрывая крылья перед взлётом. Летит плавно.

Серые журавли питаются различными частями растений,насекомыми и червями, а также небольшими лягушками, змеями, рыбой и грызунами. Если поблизости имеются засеянные зерном поля, то журавль будет пытаться прокормиться зерном, при этом иногда создавая угрозу урожаю.

Послушайте, какие звуки издаёт серый журавль

Дети рассматривают картинку,слушают аудиозапись

(Слайд12)

(Слайд13)

(Слайд14)

(Слайд15)

С каждым годом этих птиц становится всё меньше. Если их не беречь, то они в наших лесах перестанут водиться.

– Это Кулик–сорока. Крупный кулик с длинным оранжевым клювом и чёрно-белым контрастным оперением. Гнездо в виде небольшой лунки в песке или мелкой гальке без подстилки или с редкими травинками или ракушками. Как правило, располагается недалеко от воды. Иногда занимает старые гнёзда ворон или других птиц.

Питается разнообразными беспозвоночными-моллюсками,многощетинковыми червями,ракообразными и насекомыми. Иногда поедает рыбу.

Эта птица почти исчезла из наших лесов, поэтому её очень трудно найти. Послушайте, как кулик-сорока в лесу поёт

Рассматривают картинку,слушают аудиозапись

(Слайд16)

(Слайд17)

Заключительный этап

Ребята, вы сегодня узнали много нового о птицах, а некоторые птицы могут исчезнуть в нашем лесу.

Я сейчас проверю, как вы запомнили птиц, с которыми мы сегодня познакомились. Помогите мне вернуть птиц на свои места.

Игра "Узнай птицу по силуэту".

Дети отгадывают птиц по силуэтам, находят изображение птицы и прикрепляют к соответствующему силуэту.

Молодцы, ребята, вы отлично справились с заданием.

Вы знаете, что нужно делать, чтобы сохранить птиц в лесу? Давайте запомним эти правила:

Веди в лесу себя тихо.

Ходи только по тропинкам.

Убирай за собой мусор, не загрязняй воду.

Не трогай птичьи гнёзда, не пугай птиц.

Береги растения, не ломай ветви кустов и деревьев.

Надеюсь, ребята, вы запомните эти правила и расскажете о них своим родителям.

Дети повторяют правила.

(Слайд18)

Публикации по теме:

Фотоотчет с занятий по краеведению «Путешествие в мир растений Кузбасса»Фотоотчет с занятий по краеведению «Путешествие в мир растений Кузбасса» Мы живем в удивительном крае, имя которому Кузбасс. Природа нашего края уникальна, она имеет свои особенности: красоту, необычные явления,.

Конспект интегрированного занятия «Зимующие птицы» в старшей группеКонспект интегрированного занятия «Зимующие птицы» в старшей группе Конспект интегрированного занятия на тему: «Зимующие птицы», в старшей группе Цели: воспитывать бережное отношение к птицам. Задачи: Развивающие:.

Конспект интегрированного занятия в старшей группе на тему «Перелетные птицы»Конспект интегрированного занятия в старшей группе на тему «Перелетные птицы» Конспект интегрированного занятия в старшей группе на тему «Перелетные птицы» Цель: продолжать знакомство детей с перелетными птицами. Задачи:.

Конспект совместной деятельности для первой младшей группы «Птицы Кузбасса»Конспект совместной деятельности для первой младшей группы «Птицы Кузбасса» Конспект совместной деятельности для первой младшей группы «Птицы Кузбасса» Цель: Расширение и обогащение знаний о птицах. Задачи: Закреплять.

Конспект занятия (НОД) в старшей группе: «Птицы весной» Цель: показать изменения жизни и поведения птиц с приходом весны. Выявить связи с живой и неживой природой. Ход занятия Знаешь ты, и знаю.

Конспект занятия по экологии в старшей группе «Зимующие птицы» Цели: обобщить знания детей о зимующих и перелётных птицах; выявить экологические знания детей: правила поведения в лесу; учить воспринимать.

Конспект занятия в старшей логопедической группе «Перелетные птицы» ЦЕЛЬ: Развитие словаря, грамматического строя речи и связной речи. ЗАДАЧИ: В ходе интегрированной образовательной деятельности необходимо:.

Конспект занятия «Животные, растения и насекомые Кузбасса» в младшей разновозрастной группе к 300-летию КузбассаКонспект занятия «Животные, растения и насекомые Кузбасса» в младшей разновозрастной группе к 300-летию Кузбасса Цель: Воспитание патриотических чувств – любви к родному краю Кузбассу. Задачи: - продолжать закреплять знания о растениях, животных и.

Конспект занятия «Зимующие птицы» в старшей группе детей с ТНРКонспект занятия «Зимующие птицы» в старшей группе детей с ТНР Цель: Расширение и обогащение знаний о зимующих птицах. Задачи: образовательные: - учить различать зимующих птиц; - обогащать словарный.

Конспект занятия по аппликации в старшей группе «Перелетные птицы»Конспект занятия по аппликации в старшей группе «Перелетные птицы» Конспект занятия по аппликации в старшей группе детского сада. Тема:. Цель: создание композиции, используя всю площадь листа, гармонично.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия по краеведению в старшей группе «Птицы Кузбасса»
Опубликовано: 31 июля 2023 в 15:45
+28Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект занятия по краеведению в старшей группе «Птицы Кузбасса»» (включая файлы) размещена пользователем Ольга Павлова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
12 ноября. Синичкин день. Папка-передвижка

В старину говорили «Невелика птичка синичка, а свой праздник знает». В народном календаре 12 ноября значится как день памяти православного святого Зиновия Синичника или Синичкин день.

8 ноября. День детского меню. Папка передвижка «Правильное питание»

Правильноепитание — залог здоровья, а культура питания закладывается в семье. Важная задача — привить ребенку привычку к здоровому питанию.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД