Ирина Краснослободцева
Коррекционный час в старшей логопедической группе по формированию звуковой культуры речи «Морское путешествие»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД по теме: Коррекционный час в старшей логопедической группе по формированию звуковой культуры речи «Морское путешествие».
Тема: «Морское путешествие».
Продолжительность: 25 мин.
Возраст: старшая группа.
Публикация «Коррекционный час в старшей логопедической группе по формированию звуковой культуры речи „Морское путешествие“» размещена в разделах
- Морские и речные обитатели, подводный мир
- Работа логопеда. Логопедия
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2017
Образовательные области: художественно - эстетическое развитие; социально - коммуникативное развитие; познавательное развитие; речевое развитие; физическое развитие.
Материалы и оборудование: Морские камни, голубая ткань для инсталляции «морской берег», модели по теме «Рыбы», Модель «Родственные слова», доска, кружки для звукового анализа, предметы для выполнения звукового анализа на местах (кубики, прищепки, крышки и бусинки красного, синего, зеленого цвета); Аудиозаписи «Шум моря, крики чаек», «Песенка рыбки», песня «Белые кораблики», электрогирлянда для подсветки «моря», сундучок с гостинцами от «рыбки».
Цель: Закреплять понятия о гласных и согласных звуках.
Образовательные задачи: закреплять лексический запас по изучаемой теме; формировать понятие «родственные слова»; развивать связную речь: учить составлять предложения по опорным моделям; закреплять умение детей выполнять звуковой анализ слова;
Коррекционные задачи : развивать моторику артикуляционного аппарата; развивать внимание, память, фонематический слух, мелкую и общую моторику; автоматизировать поставленные логопедом звуки в потоке речи.
Воспитательные задачи: воспитывать заботливое отношение к природе; интерес к познавательной деятельности.
Тип занятия: интегрированное.
Форма : познавательно – игровая.
Ожидаемый результат:
-Знать понятие о гласных и согласных звуках речи, уметь выполнять звуковой анализ слова;
- Уметь применять различные способы словообразования на основе подбора однокоренных слов, составлять распространенные предложения с опорой на родственные слова;
-Уметь давать аргументированный развернутый ответ на поставленный вопрос;
Ход.
Организационный момент: Ребята, сейчас ко мне подойдет только тот, чье имя начинается на тот звук, который я произнесу: А У О Н Сь С Д К П….Вы подошли ко мне и наверное, заметили, где мы оказались- на берегу моря (аудиозапись «Звуки моря»… Сейчас мы совершим с вами морское путешествие.
1. Посмотрите на морской берег - видите, какие необычные камни лежат на берегу. Какие они? (круглые, морские, плоские) Правильно, это морские камни, возьмите их по камешку в каждую ладонь и почувствуйте, какие они холодные….Давайте согреем их теплом наших ладоней.
Психогимнастика (аудиозапись «Шум прибоя, крики чаек»)
Мы подошли к берегу моря, на море солнечно, волны спокойные, мы улыбаемся, радуемся (улыбаемся)
Море вдруг разволновалось, волны стали неспокойные (нахмурились)
Вдруг солнце скрылось, небо потемнело….(удивились)
Разыгрались огромные волны, сверкнул гром, начался шторм, волны (испугались)
Но снова засияло солнце, море успокоилось, и мы этому очень обрадовались (улыбаемся)
Согрелись наши морские камешки? Отлично, опустите их на берег и после занятия я вы сможете с ними поиграть.
2. Ребята, мы с вами всю неделю говорили о рыбах и морских обитателях. Давайте вспомним с помощью моделей, что мы знаем о рыбах (Работа с моделями). Дети поочередно берут модели и по ним отмечают характерные особенности рыб.
• Рыбы живут в воде и дышат жабрами.
• У них на спинке и брюшке есть плавники.
• Тело рыб покрыто чешуей.
• Рыбы выводят мальков из икринок.
Молодцы, вы отлично все вспомнили.
3. Почему про рыб говорят: «Открывает рыбка рот, но не слышно, как поет?» - (потому что рыбы не издают никаких звуков). Давайте представим, как это и немного поиграем.
Артикуляционная гимнастика «Рыбка»
Рыбка плавает, играет,
Рыбка ротик открывает (беззвучное открывание-закрывание рта, «хлопанье» губами)
Очень любит чистоту, в домике своем- во рту («чисти зубки»)
Кто же тут, а кто же там-
Она глядит по сторонам («часики»)
Увидела рыбка большую акулу,
Акула с зубами за рыбкой нырнула! («оскал»)
Плывет наша рыбка в морской тишине,
И вновь улыбается мне и тебе! («улыбочка»)
4. Ребята, подойдите к столикам и присядьте. Послушайте внимательно слово, которое я сейчас произнесу: РЫБА.
Давайте поделим слово РЫБА на слоги. Полина, подели (РЫ-БА). Витя, сколько слогов в слове РЫБА? (В слове РЫБА 2 слога). Назови 1 слог, Даша (РЫ). Денис, назови 2 слог (БА).
Сейчас сделаем звуковой анализ слова РЫБА на доске, а потом каждый из вас сделает его у себя с помощью тех материалов, которые лежат у вас на парте.
Какой первый звук в слове Рыба? (Р- твердый согласный.). Кружком какого цвета его нужно обозначить? (синим)
Какой второй звук в слове рЫба (Ы-гласный). Каким кружком мы обозначим этот звук? (красным)
Какой следующий звук рыБа (Б- согласный, твердый). Каким цветом обозначим? (синим)
Какой последний звук рыбА (А). Какой кружок обозначит звук А (красный, т. к. этот звук гласный).
Сколько всего звуков в слове РЫБА? (4 звука). Сколько гласных (2- Ы, А, Сколько согласных? (2- Р, Б).
А сейчас вы сами сделайте анализ слова РЫБА у себя на столе с помощью различных предметов (крышки, прищепки, бусинки, кубики.) Придумайте предложение со словом РЫБА.
Молодцы!
5. Ребята, а сейчас предлагаю вам придумать родственные слова к слову РЫБА (модель – рыбка, рыбный, рыбак, рыбище, рыбешка). Хорошо потрудились, отдохнем.
6. Пальчиковая гимнастика (Аудиозапись «Песенка рыбки»)
Рыбка плавает в водице, (плавные движения ладонями)
Рыбке весело играть, Рыбка, рыбка, озорница! (Поочередные движения ладонями)
Мы тебя хотим поймать! (хватательные движения)
Рыбка спинку изогнула, (выгнуть и напрячь ладонь)
Крошку хлебную взяла (два пальчика согнуть)
Рыбка хвостиком махнула, рыбка быстро уплыла! (волнообразное движение рукой)
7. Посмотрите, ребята, чего не хватает рыбке на этом рисунке? (плавников, чешуи). Дорисуйте эти элементы у себя на столах. (Дети дорисовывают недостающие детали. Аудиозапись «Белые кораблики»).
8. Наше путешествие подошло к концу. Сегодня мы говорили о рыбах, учились делать звуковой анализ слова РЫБА, придумали много родственных слов. Наша рыбка довольна, и приглашает вас к берегу. Посмотрите, как красиво засияло море на солнце (включить подсветку из электрогирлянды). А что это виднеется под водой, как вы думаете? Это настоящие сокровища (достает сундучок). Наша рыбка прислала вам гостинцы, хочет вас угостить. Спасибо всем за работу.