Лидия Васильевна Шигеева
Конспект занятия по формированию звуковой культуры речи «Песня воздушного шарика»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД
по развитию речи в средней группе
на тему: Звуковая культура речи «Песня воздушного шарика».
Воспитатель: Шигеева Л. В.
Цель: Познакомить со звуком «ш». Отрабатывать навыки правильного произношения звука «ш».
Задачи: Учить отчётливо произносить звук «ш» изолированный, в слоге, в словах, в чистоговорках.
Публикация «Конспект занятия по формированию звуковой культуры речи „Песня воздушного шарика“» размещена в разделах
- Воздушные шарики
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Песни. Все материалы на тему песен
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
Развивать речевое дыхание – учить произносить звук «ш» на одном выдохе.
Развивать артикуляционную моторику, интонационную выразительность, дикцию речи.
Интеграция образовательных областей: коммуникация, социализация, познание, речевое развитие.
Методы и приё мы: сказка о языке, показ, объяснение, чтение художественного слова, наглядные и практические действия.
Предварительная работа: рассматривание картинок «Мои помощники», заучивание правила «Говорим всегда красиво», дидактические игры, театральные представления, игры – имитации, словесные игры.
Ход занятия:
Дети подходят к воспитателю и строят кружок. Раздаётся стук в дверь.
В: Кто – то к нам стучится в дверь! Ну – ка, Анечка, проверь.
Это шарик прилетел, поиграть он захотел.
В: Раз дружок, два дружок! Становитесь все в кружок.
Шарик ты передавай, своё имя называй. (Передают шарик, называют имя).
В: Шарик высоко летит, всем за ним идти велит.
Шарик полетел, полетел и в театр он прилетел.
(Появляются весёлые мордашки язычка, губы, игрушка лягушка).
Язычок: Здравствуйте, дети, меня зовут Язычок. Я умею чисто и правильно говорить? А вы умеете?
В: Давайте скажем язычку, какое, правило мы знаем:
«Говорим всегда красиво,
Смело, неторопливо,
Ясно, чётко говорим,
Потому что не спешим.
Язычок: Молодцы, хорошее правило!
Губы: Привет, а мои губы умеют улыбаться, вытягиваться трубочкой, причмокивать.
Лягушка: А у меня есть лапки, я умею ими хлопать.
Ну – ка, ну – ка покажите! (хлопают).
Язычок: Будем с вами мы дружить, время с пользой проводить. Я могу подражать разным звукам. Давайте вспомним, как поёт водичка (с – с – с, как поёт комарик (з – з – з, как поёт ослик (иа – иа –иа, как завывает вьюга (в – в – в, как поёт индюк (бл – бл –бл).
Язычок: Я - весёлый язычок. Расскажу вам одну историю, а вы мне помогайте, движенья выполняйте.
«Сегодня утром я проснулся, потянулся. Посмотрел на часики и стал заниматься уборкой: помыл стены, затем потолок, почистил заборчик. А затем решил попить чай. Сделал чашечку, а потом поел варенье и стал облизываться:
«Губка верхняя в варенье, ах, неаккуратно поел.
Вот облизывать придётся, будто нету других дел».
Затем я лёг на порожке и стал отдыхать. Вдруг налетел ветер, зашумел ш –ш –ш. Понравилась мне эта песенка и я решил научиться её петь. Давайте вместе поучим эту песенку – ш - ш - ш.
Лягушка: Молодцы! Хорошо у вас получается песенка. Давайте похлопаем себе (хлопают в ладоши).
Губы: Чтобы эта песенка звучала правильно, надо не забывать вытягивать и округлять губы (показываю, а кончик языка держать за верхними зубами. Давайте споём все вместе песенку –ш –ш – ш.
Лягушка: Дети, я принесла вам мячик.
В: Спасибо большое! Давайте поиграем. Я вам буду катить мяч и произносить звуки, а вы катите мне обратно и повторяйте:
Аш - аш - аш;
Ош – ош - ош;
Ши - ши - ши;
Ша – ша – ша;
Шо – шо – шо.
В: Играем дальше: «Скажи чистоговорку».
«Ша – ша – ша – у нас на завтрак каша.
Шу – шу – шу – мы очень любим кашу.
Ша – ша – ша –каша хороша.
Шу – шу – шу – хорошо малышу».
Лягушка: Молодцы! Старались проговаривать все слова выразительно.
В: Ой, снова подул ветер и наш воздушный шарик полетел.
Шарик : Надувайте скорей большой пузырь и полетим.
Проводится игра «Пузырь» (физкультурная минутка).
В:Куда мы прилетели?
Шарик : Мы прилетели в игровой уголок. Посмотрите, какая здесь улитка. Она предлагает нам найти картинки, в названии которых слышна песенка шарика.
В: Какую песенку мы слышим, когда из шарика выходит воздух?.
Дети: ш –ш –ш.
Проводится игра «Улитка».
В: Дети, давайте превратимся в улиток и поиграем.
Проводится игровое упражнение - имитация «Улитки».
«Вот улитки ползут, свои домики несут,
Свои домики несут.
Все рогами шевелят,
Во все стороны глядят (идут на полусогнутых ногах, руки за спиной, затем делают рожки и поворачивают голову влево и вправо).
Хлоп, хлоп, хлоп (хлопают в ладоши,
Топ, топ, топ (топают ногами).
Вот улитки ползут, словно груз большой несут.
Влево, вправо поворот,
А потом наоборот.
Хлоп, хлоп, хлоп.
Топ, топ, топ.
В: Посмотрите - ка, улитка носит на своём домике книгу. Улитка принесла её для наших игрушек. Хотите, я почитаю вам? Внимательно слушайте и повторяйте слова и фразы, в которых встречается звук «ш».
(Дети садятся на ковёр).
Читаю: «Жила – была Мышка. Кто жил – был?
И не просто мышка, а мышка норушка – Серое Брюшко. Как её звали?
У мышки был мышонок. Кто был у мышки?
Мышонок любил шуршать. Что любил делать мышонок?
Однажды мышки не было дома, а мышонок бегал по листьям и шуршал, шуршал. Что делал мышонок?
Сначала тихо, вот так: ш – ш – ш. Как?
Потом громче и совсем громко: ш – ш – ш - ш.
«Что за шорох?» - удивилась кошка Мурлышка. Как звали кошку?
И прислушалась. Что сделала?
Ой – ой – ой, берегись, мышонок! Не слышит мышонок, шуршит.
Скажите ему: «Тише, тише, не шурши!»
Услышал мышонок, притаился, затих.
Кошка Мурлышка подождала, подождала и ушла. Что сделала кошка?
Вот и хорошо. Как стало?
Тут и мышка вернулась, мышонка приласкала: «Мой хорошенький, шустренький, мой ушастенький». Какие ласковые слова сказала мышка?»
В: Какую песенку мы научились петь с нашими друзьями – язычком и губами?
Лягушка: Молодцы, ребята! Вы очень хорошо научились произносить звук «ш». Давайте похлопаем своими лапками – ручками и скажем себе: «Вот какие мы молодцы!».
В: Шарик, а тебе понравилось играть с ребятами?
Шарик : Очень понравилось!
В: Мы приглашаем тебя остаться погостить у нас в группе и ещё поиграть.
Занятие закончено.