Елена Агаджанова
Коррекционные возможности режимных моментов в ДОУ
консультация для воспитателей
Коррекционные возможности режимных моментов.
Речь позволяет людям общаться, объединяет их в деятельности, помогает познавать мир и передавать общественный опыт. На появление и становление речи природа отводит очень мало времени - ранний и дошкольный возраст. Именно в этот период создаются благоприятные условия для развития устной речи и закладывается фундамент для письменных форм речи. Ребёнок 5-6 лет должен четко произносить все звуки родного языка, анализировать на слух звуко-слоговой состав слов, иметь богатый словарный запас, уметь грамматически правильно оформлять свое высказывание. Такой уровень развития речи крайне важен, т. к. до 80 % информации в школе дети получают вербально. Проблемы в речевом развитии неизбежно приведут к трудностям при обучении в школе, трудностям в общении, снижению самооценки и препятствуют гармоничному развитию личности. Уровень развития речи детей сегодня можно признать, как неудовлетворительный.
Публикация «Коррекционные возможности режимных моментов в ДОУ» размещена в разделах
ПРИЧИНЫ:
-ПСИХОСОМАТИЧЕСКИЕ (недоразвитие высших психических функций)
-СОЦИАЛЬНЫЕ
Речевое развитие находится под контролем педагогов ДОУ, но оно не должно сводиться к специализированным занятиям. Цель-развитие речи и коррекция ее недостатков - должна ставиться и реализовываться на протяжении всего времени нахождения ребенка в детском саду. Основным условием для правильного речевого развития детей является создание единого речевого пространства:
-окружение детей правильной и богатой речью взрослых
-создание предметно-развивающей среды
-организация системы активизации речи детей (создание речевых ситуаций).
ВАЖНО ПОМНИТЬ:
1. Язык и речь-это «узел», в который вплетены все линии психического развития:
-мышление
-память
-восприятие
-эмоции
2. Речь является средством познания мира.
Успешная работа по развитию речи во многом зависит от усилий логопеда, но деятельность воспитателей и других специалистов в этом направлении не менее важна.
В речевом и психофизическом развитии детей с нарушениями речи отмечаются следующие проблемы:
-недоразвитие общей и мелкой моторики, координации движений;
-слабовыраженная мимика, снижение выразительности речи, интонационная бедность, общее недоразвитие эмоциональной сферы;
-нарушения звукопроизношения;
-недоразвитие фонетико-фонематических процессов (слух, восприятие, слоговая структура слов);
-бедность словарного запаса, недоразвитие лексико-грамматического строя речи, неумение грамматически правильно оформить свое высказывание, выразить мысль;
-снижение объема и качества речевого слуха, речеслуховой памяти;
Для решения данных проблем все педагоги ДОУ должны ставить и реализовывать в своей деятельности следующие задачи:
-развитие общей и мелкой моторки, координации движений;
-развитие мимики, самомассаж лица;
-развитие просодической стороны речи, интонационной выразительности;
-развитие артикуляционного праксиса, артикуляционной базы звуков (звукоподражание, воздушной струи;
-развитие фонематического слуха и восприятия, формирование навыка элементарного звуко - буквенного и звуко-слогового анализа;
-развитие речевого внимания и речеслуховой памяти;
- обогащение словарного запаса, ознакомление с различными формами художественного слова;
-формирование навыка словоизменения, словообразования, составления грамматических конструкций;
-развитие всех форм связного речевого высказывания (монолог, диалог, рассказ, пересказ);
РАЗВИТИЕ РЕЧИ В РЕЖИМНЫХ МОМЕНТАХ
Режимный момент: Работа по развитию речи
Утренний прием Создание активной речевой ситуации
До завтрака Автоматизация поставленных звуков (по заданию логопеда, речевые игры (звукоподражание, развитие лексико - грамматического строя речи, звукоразличение и др.)
Гигиенические процедуры Развитие мимики, самомассаж лица и кистей рук, упражнения на отработку воздушной струи.
Перед приемом пищи Артикуляционная гимнастика, элементы логоритмики, ознакомление с малыми формами художественного слова (стишки, пословицы, поговорки, потешки)
НОД Развитие связной речи
Прогулка Развитие общей моторики и координации движений, элементы логоритмики, подвижные игры с речевым сопровождением, речевые игры: подбор антонимов и синонимов, образование уменьшительно-ласкательной формы сущ., согласование в роде сущ. и прил., подбор эпитетов при наблюдении за живой природой, подбор однокоренных слов, игры на развитие слухового внимания, фонематического слуха и восприятия «Глухие телефончики», игра «Цепочка» (на звуко-буквенный анализ). Создание активных речевых ситуаций.
Сон Развитие речевого внимания, ознакомление с художественным словом.
Подъем Развитие общей и мелкой моторики, самомассаж лица и кистей рук, элементы логоритмики, ознакомление с малыми формами художественного слова.
Вечернее время Автоматизация звуков, игры на звукоподражание и звуко-различение, игры для формирования звуко-слогового анализа, речевые игры на развитие лексико - грамматического строя речи, игры на развитие речевого внимания и речеслуховой памяти «Сколько слов запомнил?», «Лишнее слово», «Запретная команда», «Делай то, что я скажу, а не то, что покажу», разгадывание и придумывание загадок и др.