ЕЛЕНА ПОЛЕЩУК
Конспект коррекционного занятия в старшей группе «Зима. Зимние забавы»
▼ Скачать + Заказать документы
Логопедическое занятие
в старшей группе на тему : «Зима. Зимние забавы».
Цель : обогащение и активизация словаря по теме зима.
Коррекционно-образовательные задачи. Активизация словаря по теме «Зима». Совершенствование навыков звукового и слогового анализа и синтеза. Совершенствование грамматического строя речи Развитие синтаксической стороны речи. Развитие связной речи.
Публикация «Конспект коррекционного занятия в старшей группе „Зима, Зимние забавы“» размещена в разделах
- Зима
- Зима. Конспекты зимних занятий, НОД
- Зимние забавы и игры
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Коррекционные занятия. Конспекты для коррекционных групп
- Старшая группа
- Темочки
Коррекционно-развивающие задачи. Развитие речевого дыхания, связной речи, фонематических представлений, навыков фонематического анализа, зрительного внимания и восприятия, артикуляционной, тонкой и общей моторики. Развитие предметного словаря, словаря относительных прилагательных и глагольного словаря. Развитие навыка образования уменьшительно-ласкательной формы.
Коррекционно-воспитательные задачи. Формирование взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности.
Оборудование: тематические изображения, карандаши, презентация по теме, папки детей для занятия, листы для индивидуальной работы.
Организационный момент
(создание благожелательной атмосферы, знакомство с темой занятия)
Знакомство с темой.
Логопед. Ребята, сейчас я загадаю загадку. Слушайте внимательно.
«Запорошила дорожки, разукрасила окошки.
Радость детям подарила и на санках прокатила».
О каком времени года эта загадка? (О зиме.)
И говорить мы сегодня на занятии будем о зиме.
Ребята, назовите мне признаки зимы.
(Снег, холод, мороз, вьюга, стужа, пороша). Молодцы!
1. Основная часть
Артикуляционная гимнастика :
Учитель-логопед:
Для того чтобы красиво правильно и четко говорить нам с Вами нужно сделать зарядку для наших органов речи. (дети сами называют упражнения и выполняют перед зеркалом).
Артикуляционная гимнастика по теме «Зима».
1. Упражнение на дыхание:
«Снег идет»— И. п. : ноги вместе, руки подняты вверх.
1-плавно опускать руки (вдох носом); 2 – на выдохе произносить: «Ш-ш-ш!». Повторить 3-4 раза.
2. Артикуляционно-дыхательные и мимические упражнения.
«Мороз трещит» [щщщщщщщщщщщщ] (громко, тихо)
«Ветер свистит» [сссссссссссссссс] (громко, тихо)
«Вьюга завывает» [уууууууУУУУУУУУууууу] (громко, тихо)
«Лошадка на санях детей катает»
Поцокать широким язычком.
«Погреем ладошки» [хххххххххххх] (сильно, слабо).
3. Для челюсти «Окошко» «Окошко открывается и закрывается» — спокойное открывание и закрывание рта.
4. Упражнение для губ и щек
«Снеговики радуются снегу и морозу». Надуть щеки. Веселое выражение глаз.
5. Упражнения для язычка:
«Сосулька». Высунуть «острый» язык как можно дальше удерживать его в таком положении (под счет до «шести—восьми»).
«Санки-ледянки». Сделать язык «чашечкой».
«Горка для спуска». Открыть рот, опустить язык за нижние зубы, выгнуть спинку языка «горочкой».
«Саночки». Рот открыт, губы в улыбке. Боковые края языка плотно прижать к верхним коренным зубам, спинку прогнуть вниз, кончик свободен. Движения вперед-назад, боковые края языка должны скользить по коренным зубам. Следить, чтобы нижняя челюсть не двигалась, губы не касались зубов.
«Ураганный ветер открывает и закрывает форточку». Рот открыт. Язык высунут изо рта. Поднимать и опускать кончик языка.
Логопед:
(опросы по картинкам на фланелеграфе).
Я хочу послушать, что вы ещё знаете о зиме? Скажите, какая погода может быть зимой?
Логопед предлагает варианты:
— Если на улице идёт снег, то погода… (снежная);
— Если сильный мороз, то погода какая? (морозная)
— Если метет метель, то погода какая? (метельная)
— А если часто гуляет вьюга, то зима какая? (вьюжная)
— Если на улице сильный ветер, очень холодно, и говорят, что на улице стужа, студено, то погода какая? (студёная)
Игра «Какой? Какая? Какое?» (развитие словаря прилагательных)
Зима какая? – (холодная, снежная, морозная,).
Снег какой? — (белый, пушистый, холодный, рассыпчатый, мягкий, искристый, хрустящий, блестящий).
День какой? — (морозный, снежный, солнечный, короткий, ветреный).
Ночь какая? — (длинная, лунная, звездная, снежная, морозная).
Лед какой? — (холодный, крепкий, прозрачный, хрупкий, тонкий).
Сосулька какая? – (холодная, ледяная, прозрачная, мокрая, твердая).
Физкультминутка.
Логопед:
Дети все в кружок вставайте,
Физкультминутку начинайте. (Дети встают в кружок).
«Наконец пришла зима, Дети разводят руки в стороны
Стали белыми дома, Складывают руки домиком над головой
Снег на улице идёт, Двигают руками сверху вниз
Дворник улицу метёт, Имитируют
Мы катаемся на санках, Приседают, руки вытягивают вперёд
Пишем на катке круги, Руки закладывают за спину, медленно кружатся
Ловко бегаем на лыжах, Имитируют
И играем все в снежки. Лепят и бросают снежки
3. Дидактическая игра «Подбери слова» (развитие глагольного словаря)
Учитель-логопед:
зимой на улице бывает разная погода. То метель разыграется, то мороз сильный, то снегопад.
Я буду называть природное явление, а вы отвечайте.
Ответы детей:
Мороз (что делает) — трещит, щиплет, кусает…
Метель (что делает? — вьется, бушует, воет, метет… .
Снег (что делает) — идет, летит, падает, кружится… .
Дети (что делают) — гуляют, катаются, играют, веселятся, радуются
.Пальчиковая гимнастика
«Снежинки»
(координация речи с движениями)
Раз, два, три, четыре, (Загибаем пальчики по одному)
Мы с тобой снежок лепили, («Лепим» двумя руками)
Круглый, крепкий, (Чертим руками круг)
Очень гладкий, (Одной рукой гладим другую)
И совсем, совсем не сладкий. (Грозим пальчиком)
5. Выполнение заданий на закрепление словаря по теме: ЗИМА.
Презентация на компьютере.
6. Игра «Назови ласково» (развитие навыка образования уменьшительно-ласкательной формы)
Учитель – логопед:
Пришло время поиграть в мяч. Я буду называть слово, а вы будете говорить о нем ласково.
Ответы детей:
Снег-снежок Сосулька – сосулечка
Мороз- морозец Дерево- деревце
Ветер- ветерок Горка – горочка
Лёд- ледок Холод- холодок
Зима- зимушка Санки- саночки
7. Работа с тематическими изображениями. (развитие мелкой и тонкой моторики)
(работа детей на листах индивидуального задания)
(Звучит мелодия для работы)
Учитель-логопед: А сейчас я Вам предлагаю каждому красиво дорисовать снеговика символа нового года и зимы (дети раскрашивают снеговиков и готовые рисунки крепятся на доску).
8. Окончание занятия.
Сегодня Вы все хорошо работали многое мы с вами повторили и много узнали. Спасибо наше занятие окончено.
r