Митряхина Наталия
Коррекционное занятие по развитию пространственных представлений на примере заданий «Рисуем под диктовку»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема. Развитие пространственных представлений на примере заданий «Рисуем под диктовку».
I Вводная часть.
Создаем хорошее настроение: «Улыбнитесь!»; «Скажите добрые слова друг другу».
Составляем «Азбуку хороших слов» : вспомните добрые, хорошие слова на букву «А» (аккуратный, аппетитный, ароматный, ангельский, авторитетный, активный и др.).
Публикация «Коррекционное занятие по развитию пространственных представлений на примере заданий „Рисуем под диктовку“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Коррекционные занятия. Конспекты для коррекционных групп
- Рисование. Конспекты занятий
- Темочки
Выполняем упражнение мозговой гимнастики «Перекрестные движения» (активизирует работу обоих полушарий, подготавливает к усвоению знаний). Под музыку дети выполняют перекрестные координированные движения: одновременно с правой рукой двигается левая нога. Передвигаться можно вперед, вбок, назад. Одновременно они совершают движения глазами во все стороны. Это позволяет «пересечь» среднюю линию, то есть активизировать оба полушария одновременно и таким образом подготовиться к усвоению новых знаний.
II Основная часть.
--- Задание 1. «Рисуем под диктовку» (развитие пространственных представлений)
Учитель просит детей поставить карандаш на точку в тетради и просит от неё провести линию по клеткам: 1 вправо, 1 вверх, 2 вправо, 7 вниз, 1 вправо, 1 вверх, 2 вправо, 1 вверх, 2 вправо, 1 вверх, 2 вправо, 1 вниз, 2 вправо, 1 вниз, 1 вправо, 1 вверх, 1 вправо, 1 вниз, 2 влево, 1 вниз, 1 влево, 1 вниз, 1 влево, 1 вниз, 6 влево, 1 вверх, 2 влево, 1 вверх, 1 влево, 2 вверх, 1 вправо, 4 вверх, 2 влево, 1 вверх.
Должна получиться утка.
Задание 2. «Самый точный и быстрый» (развитие пространственных представлений (зрительно-двигательная координация).
А). "Змейка". На стандартном листе бумаги представлен рисунок извилистой дорожки шириной 5 мм. Ученику предлагается как можно быстрее провести карандашом линию по этой дорожке, не касаясь ее стенок и не пересекая их.
Качество выполненной работы оценивается по числу касаний и времени выполнения задания. Лучший результат оценивается 0 баллов, за каждое касание начисляется 1 балл.
Б). Броски маленьким мячом в круг небольшого диаметра, нарисованный на стене, с разного расстояния.
Физкультминутка.
Мы писали, мы писали,
А теперь все дружно встали,
Ножками потопали,
Ручками похлопали,
Затем пальчики сожмём,
Сядем, и писать начнём.
---Задание 3. "Графический диктант» (развитие пространственных представлений (умение выполнять последовательные указания взрослого, вычленять и самостоятельно воспроизводить заданный графический ритм).
На листе бумаги в клетку ученик рисует под диктовку учителя узор, проводя линии требуемой длины и заданного направления (направо, налево, вверх, вниз). Затем ученик продолжает узор самостоятельно. Выполнение работы под диктовку учителя и самостоятельное продолжение оцениваются отдельно. На тетрадном листе, отступив четыре клетки сверху и слева, ставятся три точки одна под другой (расстояние между ними по вертикали 7 клеток).
Задание ученикам : "Будем учиться рисовать узоры. Они должны быть красивыми и аккуратными. Для этого меня нужно внимательно слушать - я буду говорить, в какую сторону и на сколько клеток провести линию. Говорю один раз, без повторений. Карандаш от бумаги не отрывать".
Тренировочный узор. Задание : "Поставь карандаш на самую верхнюю точку. Внимание! Рисуй линию : одна клетка вниз, одна клетка направо, одна клетка вверх, одна клетка направо, одна клетка вниз, одна клетка направо, одна клетка вверх, одна клетка направо, одна клетка вниз. Дальше до конца строки продолжай самостоятельно". Учитель может помогать и указывать на ошибки. В последующих узорах исправлять ошибки ученика учителю нельзя.
Первый узор. Задание : "Поставь карандаш на следующую точку. Внимание! Рисуй линию : одна клетка вверх, одна клетка направо, одна клетка вверх, одна клетка направо, одна клетка вниз, одна клетка направо, одна клетка вниз, одна клетка направо. Теперь продолжай самостоятельно".
Второй узор. Задание : "Поставь карандаш на нижнюю точку. Внимание! Рисуй линию : три клетки вверх, одна клетка направо, две клетки вниз, одна клетка направо, две клетки вверх, одна клетка направо, три клетки вниз, одна клетка направо, две клетки вверх, одна клетка направо, две клетки вниз, одна клетка направо, три клетки вверх. Дальше продолжай самостоятельно".
Оценка качества выполненного задания :
Высокий уровень (4 балла) - в целом узоры соответствуют диктуемым, в одном из них встречаются отдельные ошибки.
Средний уровень (3 балла) - оба узора частично соответствуют диктуемым, но содержат ошибки или один узор выполнен без ошибок, а другой не соответствует диктуемому.
Уровень ниже среднего (2 балла) - один узор частично соответствует диктуемому, другой вовсе не соответствует.
Низкий уровень (1 балл) - оба узора не соответствуют диктуемым.
---Задание 4. "Диктант пространственных действий " (развитие пространственных представлений).
На листе бумаги, разделенном на 16 одинаковых частей (каждая часть нумеруется слева направо, в каждой части в центре поставлена точка, под диктовку ученик изображает задаваемое направление с помощью прямой стрелки или стрелки с поворотом:
1. От исходной точки (и. т.) провести стрелку вверх.
2. От и. т. провести стрелку вправо.
3. От и. т. провести стрелку вниз.
4. От и. т. провести стрелку в левый верхний угол.
5. От и. т. провести стрелку в левый нижний угол.
6. От и. т. провести стрелку в правый верхний угол.
7. От и. т. провести стрелку в правый нижний угол.
8. От и. т. провести стрелку вверх, потом по кругу влево.
9. От и. т. провести стрелку вниз, потом по кругу вправо.
10. От и. т. провести стрелку вверх, потом по кругу вправо.
11. От и. т. провести стрелку вниз, потом по кругу в правый верхний угол.
12. От и. т. провести стрелку в левый верхний угол и от него вправо.
13. От и. т. провести стрелку в правый нижний угол и от него вверх.
14. От и. т. провести стрелку влево, затем вверх.
15. От и. т. провести стрелку вверх, потом в правый нижний угол.
16. От и. т. провести стрелку в правый нижний угол, потом влево.
За каждое неправильно выполненное задание начисляется один штрафной балл.
Зрительная гимнастика.
Нарисуйте в воздухе восьмёрку, затем знак бесконечности.
Напишите глазами в воздухе своё имя.
Загадки-шутки.
--- Разгадывать наши загадки очень легко. Для этого не нужно даже задумываться, ведь отгадка – последнее слово в вопросе!
1. Как зовут девочку, у которой в руках красивая роза?
2. Каких зверей испугался в зоопарке Лёва Зайцев?
3. Кто уверен, что его в будущем ждёт слава?
4. Что читает Роман?
5. Кому хорошо живётся на свете?
6. Кто из девочек родился первого марта?
7. Какая игрушка в детском саду Машина?
8. Что катает на крыльце пёс Шарик?
9. Кому привольно в поле?
10. Сколько в стае сорок?
11. Кто знает фамилию мальчиков, который боится муравьёв?
12. Чего нет у косы?
--- Задание 5. «Выполни точно» (развитие пространственных представлений).
1. Отработка понятий "правый" и "левый".
2. Выполнение упражнений на усвоение пространственных соотношений с целью выработки умения правильно пользоваться предлогами в устной речи. Например, предложить ученику положить книгу на стол, под стол, в стол, около стола, за стол, над столом и др.
3. Использование игр с постройками из кубиков.
4. Составление узоров из геометрической мозаики по рисунку и по памяти, работа с конструктором, склеивание различных моделей с выяснением, где какая сторона, верх, низ изделия и т. д.
5. Написание слов справа налево: яблоко, петух, брюки, вагон, зеркало, школа, семечко, попугай, книга, тетрадь, телефон, ваза, машина.
--- Задание 6. "Запиши правильно "(развитие пространственных представлений).
Записать правильно числа, диктуемые по составу вразбивку. Например : а) число, состоящее из семи единиц, одной сотни и пяти десятков; б) число, состоящее из девяти* единиц и восьми сотен; в) число, состоящее из шести сотен, четырех единиц и трех десятков; г) число, состоящее из двух десятков и семи сотен и т. д.
III Рефлексия занятия.
1. Что мы развивали на занятии?
2. Что вам особенно понравилось?
3. Что не понравилось?
4. В чём испытывали затруднения, почему?
5. Дайте словесную оценку своей деятельности.