Марина Лобастова
Коррекционное занятие для детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи по темам «Домашние и дикие животные»
▼ Скачать + Заказать документы
Задачи:
Образовательные:
- формировать практические умения и навыки грамматически правильной речи;
- закрепить в речи детей обобщающие понятия «домашние и дикие животные» и навыки составления описательного рассказа.
Коррекционно-развивающие:
- активизировать словарь детей по данным темам;
- упражнять в употреблении существительных с суффиксами: -онок, -ёнок, -ат, -ят и в образовании притяжательных прилагательных;
- устранять аграмматичное употребление слов и предложений;
Публикация «Коррекционное занятие для детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи по темам „Домашние и дикие животные“» размещена в разделах
- В мире животных. Конспекты занятий
- Домашние животные. Конспекты занятий
- Животные. В мире животных
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Коррекционные занятия. Конспекты для коррекционных групп
- ОВЗ. Конспекты занятий, НОД
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Темочки
- закреплять умение отвечать полным предложением;
- развивать мышление, внимание, память, сообразительность.
Воспитательные:
- воспитывать любовь к животным и самоконтроль за речью.
Оборудование: презентация, мяч; картинки с неполным изображением животных; математические пазлы с изображением диких животных; сюжетные картинки для игры «Кто где живёт?»; предметные картинки с изображением животных.
Ход занятия
1. Организационный момент.
(слайд 1-пустой)
Дети образуют круг. Логопед напоминает о правилах речи.
Каждый день всегда, везде –
На занятиях, в игре –
Громко, чётко говорим,
Никогда мы не спешим,
Вспоминаем обязательно,
Что учили на занятиях!
Говорим всегда красиво,
Ясно и неторопливо.
Дети присаживаются на свои места.
2. Основная часть.
Упражнение «Узнай по силуэту».
- Внимание на экран (слайд 2). Ответьте на вопрос: кого вы видите. Отвечать нужно полным предложением. Вот так: «Я вижу барана». Кто готов отвечать? (Дети по очереди отвечают.) Ребята, как одним словом назвать все эти предметы? (Домашние животные.)
Беседа.
- Почему я задала вопрос: кого, а не что вы видите? (Потому что домашние животные – это живые предметы.)
- Почему их называют домашними животными? (Их называют домашними, потому что их приручил человек.)
- Как за домашними животными ухаживает человек? (Человек домашних животных кормит, поит, чистит, моет, лечит.)
- Какую пользу приносят человеку домашние животные? (Собака – сторожит дом. Корова – даёт молоко. Кошка – ловит мышей. Овца – даёт шерсть. Свинья – даёт мясо. Коза – молоко и пух.)
Игра «Назови детёнышей (а) животных.
(слайды 3-9)
Логопед. Папа - кот, мама - кошка, а детёнышей как называют - … котята, а про одного как сказать - … котёнок. Аналогично:
Козёл, коза - … козлята, козлёнок.
Кролик, крольчиха - … крольчата, крольчонок.
Пёс, собака - … щенята, щенок.
Баран, овца - … ягнята, ягнёнок.
Бык, корова - … телята, телёнок.
Конь, лошадь - … жеребята, жеребёнок.
Кабан, свинья - … поросята, поросёнок.
Игра с мячом «Кто как голос подаёт?» (слайд 10-пустой)
Логопед предлагает детям встать, сделать круг и поиграть с мячом в игру «Кто как голос подаёт?».
Кошка (что делает) – … мяукает.
Собака (что делает) – … лает.
Свинья (что делает) – … хрюкает.
Лошадь (что делает) – … ржёт.
Овца (что делает) – … блеет.
Коза (что делает) – … млеет.
Корова (что делает) – … мычит.
Игра с мячом «Кто как ест?».
- Продолжаем играть с мячом в игру «Кто как ест?».
Собака (что делает) - … грызёт.
Кошка (что делает) - … лакает.
Корова (что делает) - … жуёт.
Свинья – (что делает) - … чавкает.
- Как я вас всё время спрашивала? (Что делает) Что вы мне называли? (Слова-действия.)
(Дети присаживаются на свои места.)
Игра «Чей? Чья? Чьи?».
Детям раздаются картинки с неполным изображением домашних животных. Дети должны узнать животное и образовать притяжательное прилагательное.
Логопед. Кто у тебя? (У меня кошка.) Значит, чей хвост? (Кошачий хвост.)
(Аналогично с другими неполными изображениями.)
Игра «Кто где живёт?».
(слайды 11-12)
- Внимание на экран. Ответьте на вопрос: Кто где живёт?
Корова живёт (где) - … в коровнике.
Лошадь живёт (где) – … в конюшне.
Овца (где) - … в хлеве.
Свинья (где) - … в свинарнике.
Собака (где) - … в конуре.
Кошка (где) – … в доме.
(слайд 13-пустой)
Дидактическая игра «Математические пазлы».
Дети получают задание: собрать математические пазлы и сказать, какая картинка получилась: «У меня получилась лиса. … медведь. … ёжик. … заяц».
Беседа.
- О ком мы сейчас будем говорить? (Мы будем говорить о диких животных.)
- Каких диких животных вы знаете ещё? (Я знаю волка. Я знаю лося. Я знаю кабана. Я знаю белку.)
- Где обитают эти дикие животные? (Эти животные обитают в наших лесах.)
Игра «Кто у кого?».
- Поиграем в игру «Кто у кого?». Внимание на экран (слайд 14). Как называют детёныша ежа? (Ежонок.) (пробел) Кто у волка? (У волка волчонок.) (пробел) Кто у белки? (У белки бельчонок.) (пробел) Кто у медведя? (У медведя медвежонок.) (слайд 15) Кто у лисы? (У лисы лисёнок.) (пробел) Кто у лося? (У лося лосёнок.) (пробел) Кто у зайца? (У зайца зайчонок.) Послушайте ещё раз названия детёнышей и скажите, что слышится в конце этих слов? Какая у них общая часть? (Общая часть –онок.)
Игра с мячом «Один – много» (слайд 16-пустой).
Логопед предлагает детям встать, сделать круг и поиграть с мячом в игру «Один - много»
- Я буду говорить про одного детёныша, а вы про несколько таких же детёнышей и со словом «много».
Медвежонок – … медвежата, много медвежат.
Бельчонок – … бельчата, много бельчат.
Лисёнок – … лисята, много лисят.
Зайчонок – … зайчата, много зайчат.
Ежонок – … ежата, много ежат.
Лосёнок – … лосята, много лосят.
Волчонок –. волчата, много волчат.
(Дети присаживаются на свои места.)
Игра «Кто где живёт?».
Дети получают сюжетные картинки и отвечают на вопрос: «Кто где живёт?» полным предложением.
- Где живёт медведь? (Медведь живёт в берлоге.) Где живёт волк? (Волк живёт в логове.) Где живёт белка? (Белка живёт в дупле.) Где живут ёж, лиса? (Ёж, лиса живут в норах.) Где живёт заяц? (Заяц живёт под кустом.)
Игра «Чей? Чья? Чьи?».
Детям раздаются картинки с неполным изображением диких животных. Дети должны узнать животное и образовать притяжательное прилагательное.
Логопед. Кто у тебя? (У меня лиса.) Значит, чей хвост? (Лисий хвост.)
(Аналогично с другими неполными изображениями.)
Составление рассказа-описания про домашнее или дикое животное.
Логопед. Предлагаю вытянуть картинку с изображением домашнего или дикого животного и рассказать про него.
(Логопед вытягивает картинку, например, с изображением медведя и рассказывает про него.)
«Медведь – дикое животное. Он обитает в лесу, спит зимой в берлоге. У него четыре лапы, туловище, голова, хвост, на лапах когти. На голове есть уши, глаза, нос, пасть. Медведь любит малину, мёд. Детёныша зовут медвежонок. Медведь рычит».
(Аналогично в порядке очерёдности дети вытягивают картинки и составляют рассказ-описание про своё животное.)
3. Заключительная часть.
Логопед. Вот и закончилось наше занятие. Мне было приятно с вами заниматься. Кому что понравилось на занятии? А кто-нибудь из вас испытывал трудности при выполнении каких-либо заданий?