Надежда Григорова
Коррекционное занятие для детей среднего дошкольного возраста «Имена существительные с суффиксами –онок, –ёнок»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: формировать грамматические категории у детей среднего дошкольного возраста.
Задачи:
• Коррекционно-образовательные :
- расширять словарный запас детей по теме «Домашние животные»;
- закреплять умение употреблять существительные в винительном, родительном, творительном падежах;
- закреплять умение образовывать существительные с суффиксами
–онок, –ёнок;
- закреплять умение употреблять существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
Публикация «Коррекционное занятие для детей среднего дошкольного возраста „Имена существительные с суффиксами –онок, –ёнок“» размещена в разделах
• Коррекционно-развивающие :
- развивать интонационную выразительность речи;
- развивать дыхание;
- развивать артикуляционную, тонкую и общую моторику;
- развивать зрительное внимание.
• Коррекционно-воспитательные :
- формировать навыки сотрудничества, доброжелательности, ответственности, инициативности;
- воспитывать заботливое отношение к домашним животным.
Оборудование:
- ноутбук;
- аудиозапись голосов домашних животных, музыки для оргмомента и согласования речи с движением;
- дома с контурными изображениями козы, свиньи, коровы и лошади;
- силуэтные изображениями козы, свиньи, коровы и лошади;
- кукла Би-Ба-Бо;
- магнитная доска;
- плоскостные изображения домашних животных и их детёнышей;
- плоскостные изображения тарелок с едой для животных;
-эмблемы с изображением детёнышей домашних животных;
- чашки для упражнения «Горячий чай»;
- гранёные карандаши, салфетки.
Ход занятия:
Дети входят в кабинет.
Л. : Ребята, к нам сегодня пришли гости. Поздоровайтесь с ними.
Организационный момент.
Л. : Сегодня мы с вами отправимся в гости к доброй старушке, которую зовут баба Маня. Она пригласила нас на чай. Согласны?
А найти дорогу к дому бабы Мани нам поможет этот волшебный фонарь (дети и логопед смотрят на волшебный фонарь).
Фонарь гаснет. Мы закрываем глазки. Мне кажется, я услышала голос козы. А вы чей голос услышали?
Д. :
- Я услышал голос коровы.
- Я услышала голос свиньи.
- Я услышал голос лошади.
Л. : Ой! Скорее всего мы попали на деревенский двор. А кто же здесь живет?
Дети рассматривают плоскостные изображения на магнитной доске.
Л. : Я вижу свинью. А вы кого видите?
Д. :
- Я вижу корову.
- Я вижу козу.
- Я вижу лошадь.
Л. : А как же назвать этих животных одним словом?
Д. : Это домашние животные
Основная часть:
Появляется баба Маня.
Б. М. : Здравствуйте гости дорогие! Я баба Маня. Живу в деревне, вот в этом домике (показывает дом на магнитной доске). Вы уже познакомились с моими друзьями?
Д. : - Да!
1. Составление предложений. Соотнесение контурных и силуэтных изображений домашних животных.
Л. : Ребята, давайте определим, где живут друзья бабы Мани. Садитесь, пожалуйста, за стол. Вот домики. На каждом из них замок. Нам нужно открыть эти замки ключами, соединив силуэты животных и их контуры.
Давайте я попробую. (Логопед соотносит контур и силуэт козы)
В этом доме живёт коза. А в этом доме кто живёт?
Д. :
- В этом доме живет лошадь.
- В этом доме живет свинья.
- В этом доме живет корова.
Дети соотносят контурные и силуэтные изображения животных.
2. Упражнение на развитие интонационной выразительности речи.
Л. : Животные обрадовались, что вы правильно определили их дома.
- Лошадь радостно заржала – Иго-го! Давайте мы порадуемся вместе с лошадью и скажем: Иго-го!
- Корова увидела, что баба Маня пришла с гостями и удивлённо замычала – Му?
Давайте удивимся как корова и скажем: Му?
- Коза ласково заблеяла – Мммеее.
Мы скажем так же ласково: Мммеее.
- Свинья сильно проголодалась, поэтому грустно захрюкала – хрю, хрю.
И мы грустно скажем: хрю, хрю.
3. Артикуляционная гимнастика.
Л. : Баба Маня рассказала мне, что утром её животные делают зарядку. Давайте мы все вместе её сделаем.
o Лошадка цокает копытцем — (10 раз).
o Корова жует травку — (10 раз).
o Свинья чавкает во время еды — (10 раз).
o Коза бодается — (10 раз).
4. Закрепление умения образовывать существительные с суффиксами – онок, –ёнок.
Л. : Пока мы делали утреннюю зарядку появились детёныши домашних животных. (Дети и логопед встают из-за стола и подходят к магнитной доске). Малыши идут к своим мамам.
- К козе идёт козлёнок. (Логопед сопоставляет изображение козлёнка и козы).
- А кто идёт к корове?
- Кто идёт к лошади?
- Кто идёт к свинье?
Дети соединяют детёнышей и мам на магнитной доске.
- К корове идёт телёнок.
- К лошади идёт жеребёнок.
- К свинье идёт поросёнок.
5. Согласование речи с движением.
Л. : Мамы увидели своих деток, обрадовались. Все вместе идут они к своей хозяйке, бабе Мане и песенки поют. Давайте мы в животных превратимся и с ними споём.
Дети под музыку повторяют за логопедом вторую строчку и изображают названное животное:
Лошадка идёт, песенку поё т:
- Иго-го, иго-го, прокатить кого?
Коровка идёт, песенку поё т:
- Му-у, му-у, молока кому?
Козочка идёт, песенку поё т:
- Ме, ме, травки дайте мне.
Свинья идёт, песенку поё т:
- Хрю, хрю, есть хочу!
6. Закрепление умения употреблять существительные в родительном и творительном падежах.
Л. : Поняла баба Маня, что пора ей кормить своих питомцев. Вот какую еду она для них приготовила. (Дети и логопед рассматривают тарелки с едой для животных).
Поможем бабе Мане накормить животных?- Да!
- Я накормлю корову и телёнка сеном.
А чем ты накормишь козу и козлёнка?
- Чем ты накормишь лошадь и жеребёнка?
- Чем ты накормишь свинью и поросёнка?
Д. :
- Я накормлю козу и козлёнка травой.
- Я накормлю лошадь и жеребёнка овсом.
- Я накормлю свинью и поросёнка картофелем.
7. Закрепление умения употреблять существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
Л. : От таких лакомств настроение у животных и детёнышей поднялось. Они были так довольны, что малыши стали хвастаться друг перед другом. Давайте превратимся в детёнышей и тоже похвастаемся. (Дети и логопед надевают маски детёнышей домашних животных и «хвастаются»).
Л. : - Я козлёнок. У меня мягкая шёрстка.
Д. :
- Я телёнок. У меня острые рожки.
- Я жеребёнок. У меня звонкие копытца.
- Я поросёнок. У меня розовый хвостик.
8. Упражнение на развитие дыхания «Горячий чай».
Л. : Животных мы накормили. Теперь баба Маня приглашает нас чаю попить. Только он очень горячий. Вы дуйте, чтобы не обжечься.
Вдох через нос, губы «превратились в трубочку», щёки не надуваем. (Дети и логопед выполняют упражнение)
9. Упражнение на развитие мелкой моторики рук «Трубочка».
Л. : Баба Маня угощение к чаю для нас приготовила, вот только забыла, куда его положила.
Чтобы она не расстраивалась, давайте мы вафельные трубочки приготовим.
Логопед раздаёт детям гранёные карандаши и салфетки.
Дети и логопед скатывают салфетку в трубочку, затем снимают её с карандаша. Кладут получившиеся трубочки на блюдце.
Л. : Баба Маня благодарит вас за помощь. Она вспомнила, что своё угощение в шкаф положила и предлагает взять его с собой в дорогу. Нам пора возвращаться в детский сад. Давайте ещё раз посмотрим на волшебный фонарь.
(Дети и логопед под музыку смотрят на волшебный фонарь).
Итог:
Л. : Вот мы и вернулись! Вам понравилось наше путешествие?
Что больше всего запомнилось?
Давайте пойдем в группу и расскажем об этом друзьям.
Попрощайтесь с нашими гостями.