Надежда Краковская
Коррекционно-развивающая работа с детьми с ОВЗ
▼ Скачать + Заказать документы
Особенностью памяти детей с задержкой психической развития является снижение прочности усвоения материала, ограничение объема памяти, преобладание наглядной памяти над словесной, не высокий уровень самоконтроля в процессе заучивания и воспроизведения. Упражнения, используемые в данной работе, направлены на развитие ассоциативного мышления и памяти. Развитие произвольной памяти дошкольника происходит, когда взрослый побуждает ребенка к сознательному воспроизведению своего опыта в игре, продуктивной и речевой деятельности, при пересказе, заучивании, рассказывании, сочинении историй, т. е. ставит цель «вспомнить». Необходимо, чтобы требование запомнить было вызвано потребностями той деятельности, в которую включен ребенок. Ребенок должен понимать, зачем нужно запоминать.
Публикация «Коррекционно-развивающая работа с детьми с ОВЗ» размещена в разделах
Игры на развитие словесной (слуховой) памяти
Игра «Снежный ком»
Педагог называет любое слово, ребенок повторяет это слово и добавляет своё, следующий повторяет два предыдущих слова и добавляет своё и т. д. Слова можно объединить любой темой, например, «Игрушки», «Времена года», «Овощи».
Вариант 2
Можно проводить игру и по-другому. Педагог произносит короткое предложение, ребенок повторяет его, добавляя еще одно слово. Педагог делаете то же самое. Например, «Я рисую». Ребенок добавляет: «Я рисую в альбоме». Педагог: «Я хорошо рисую в альбоме». Ребенок добавляет: «Я хорошо рисую в альбоме красками». Вы говорите: «Я хорошо рисую в альбоме красками цветы». Ребенок добавляет: «Я хорошо рисую в новом альбоме красками цветы» и т. д.
Игра «Не пропусти слово».
Детям предлагается прослушать цепочку не связанных между собой слов. Инструкция: «Слушайте и запоминайте слова, которые я буду произносить». Произносятся слова, при повторении цепочки одно, два слова упускаются. Дети слушают и говорят, какие слова были упущены. Воспроизводят первый вариант цепочки.
Задание «Выбор»
Для занятия вам потребуется составить текст из 8—10 предложений. Прослушав текст, ребенок должен будет выборочно запомнить слова, о которых вы его предупредите перед чтением. Количество таких слов для запоминания варьируется от 3 до 5 в зависимости от возраста ребенка и длительности занятий. Вот несколько примеров таких заданий.
Вариант 1
Вы говорите ребенку: «Я буду читать тебе текст. Слушай его очень внимательно, тебе нужно будет запомнить все названия конфет, которые прозвучат».
«Воскресное чаепитие»
По воскресеньям у нас дома устраивается большое чаепитие. Поэтому мы с мамой утром ходим в кондитерский магазин и выбираем каждому члену семьи его любимое лакомство. Для папы мама просит продавщицу взвесить конфеты «Мишка на Севере» и «Маска». Сестренке мы покупаем карамель «Гусиные лапки». А мы с мамой больше всего любим конфеты «Белочка». Сегодня к нам в гости приедет бабушка. Она для внуков всегда привозит угощенье. В прошлый раз это были конфеты «Ласточка». Сама же она любит пить чай с вареньем. А главным украшением стола станет, конечно же, пирог, который мы с мамой испечем к вечернему чаепитию.
Вариант 2
Вы говорите ребенку: «Я буду читать тебе текст. Слушай его очень внимательно, тебе нужно будет запомнить все имена героев».
«Лесная компания»
Не удивляйтесь, в нашем лесу все звери дружат между собой. Они помогают друг другу в трудную минуту, ходят в гости и часто проводят время, играя в веселые игры. Вот вчера, например, заяц Василий объявил общий сбор на большой поляне. Именно там звери устраивали футбольные матчи с командой соседней березовой рощи. Он пробежал с этим сообщением по всем жилищам, даже заглянул к лисе Снежане и к колючему ежику Семену, которые живут довольно далеко. Но ведь известно, что заяц — лучший бегун в лесу. Поэтому он и стал капитаном футбольной команды. Главное, что он не забыл разбудить медведя Филиппа, ведь он лучше всех защищает ворота. Ну и к сове Марусе не забыл заглянуть - лучшего судьи для матча нет во всем лесу. Надо пригласить еще братьев волков, и команда будет в полном составе.
Если ребенок не очень хорошо справляется с заданием, необходимо сократить количество слов для запоминания до трех. Можно еще поменять обычные слова для запоминания на эмоционально окрашенные. Тогда запомнить будет гораздо легче. Попробуйте изменить имена зверей. Тогда текст может быть таким.
«Лесная компания»
Не удивляйтесь, в нашем лесу все звери дружат между собой. Они помогают друг другу в трудную минуту, ходят в гости и часто проводят время, играя в веселые игры. Вот вчера, например, заяц по прозвищу Длинное Ухо объявил общий сбор на большой поляне. Именно там звери устраивали футбольные матчи с командой соседней березовой рощи. Он пробежал с этим сообщением по всем жилищам, даже заглянул к лисе, которую в лесу прозвали Рыжуха, и к колючему ежику Кольке, которые живут довольно далеко. Но ведь известно, что заяц — лучший бегун в лесу. Поэтому он и стал капитаном футбольной команды. Главное, что он не забыл разбудить медведя по прозвищу Ворчун, ведь он лучше всех защищает ворота. Ну и к сове не забыл заглянуть — лучшего судьи для матча нет во всем лесу. Не напрасно же лесные жители дали ей имя Умница. Надо пригласить еще братьев волков, и команда будет в полном составе.
Игра в «Магазин»
Ребенок, выступающий в роли покупателя, должен пойти в «магазин» и «купить» (называется 3-7 слов).
Игра «Запомни парочки»
Детям зачитываются пары слов, связанных по смыслу и предлагается их запомнить. Затем читается первое слово из пары, дети называют второе слово.
Праздник-подарок
Дом-окно
Лимонад- прохлада
Будка-собака
Стол-пирог
Блины - сковорода
Шапка-шарф
Печь - дрова
Ваза-цветок
Пылесос-уборка
Пчела-мед
Город-улица.