Папки-передвижки

Коррекционно-развивающая работа с детьми с нарушениями зрения

инна волкова
Коррекционно-развивающая работа с детьми с нарушениями зрения
▼ Скачать + Заказать документы

Коррекционно-развивающая работа с детьми с нарушениями зрения

Любой семье хочется видеть только счастливые глаза малыша, а счастливые глаза малыша- это, в первую очередь, здоровые глаза.

Абсолютно здоровый ребёнок должен смотреть на мир своими глазами, и понятие здоровый ребёнок подразумевает, что все его системы и органы функционируют нормально.

Публикация «Коррекционно-развивающая работа с детьми с нарушениями зрения» размещена в разделах

Врачи отмечают небывалый рост числа заболеваний органов зрения, вызванных неблагоприятной средой обитания, гиподинамией, появлением компьютеров и других благ современной цивилизации, изменением рациона питания и появлением продуктов генной инженерии, а также недостатком знаний о причинах ухудшения зрения и мерах профилактики.

Уважаемые родители, детскому зрению вы просто обязаны уделять особое внимание, ведь глаза - это не только зрение, но и самая экспрессивная и заметная часть лица. И только самые безответственные и недалёкие люди и ещё несмышленые дети не задумываются о том, в каком состоянии находятся их глаза и как они видят.

Вот уже 25 лет на базе нашего детского сада функционируют четыре специализированные группы с нарушениями зрения.

Небольшая наполняемость групп, участие в работе с детьми широкого круга специалистов, всё это способствует раскрытию и реализации потенциальных возможностей каждого ребёнка с нарушением зрения.

Оборудован лечебный кабинет, Основной диагноз заболевания глаз, поступающих к нам детей – это косоглазие и амблиопии, гиперметропия, миопия, катаракта, есть в группах дети инвалиды.

Если говорить о педагогическом процессе в целом, то он строится так, чтобы повысить остроту зрения детей, и закрепить достигнутые результаты по устранению косоглазия и амблиопии Вася учебно- воспитательная и коррекционная работа осуществляется в условиях тесной взаимосвязи всех педагогов

На каждом этапе лечения ребёнка (плеоптическом, ортоптическим, стереоскопическим) проводятся специальные игры и упражнения, способствующие закреплению аппаратного лечения зрения.

В период плеоптического лечения включаем игры и упражнения, способствующие активизации деятельности амблиопичного глаза. Предлагаются детям задания, в которых учат их выделять с помощью зрения цвет, форму, величину предметов и изображений – это такие упражнения, как : обводка по контуру, обводка через кальку, мозаика, лабиринты, нанизывание (бус, колец, пуговиц) работа с трафаретами, шнуровка, сортировка круп,выкладывание по контуру (различный материал)

В процессе выполнения этих заданий у детей не только повышается острота зрения, но и укрепляется мелкая мускулатура пальцев рук, вырабатываются тонкие движения руки и пальцев, совершенствуется зрительно- двигательная координация и ориентация в микропространстве, что является основой для подготовки руки ребёнка к обучению письму в школе.

В период ортоптического лечения с детьми проводятся упражнения по подготовке к лечению на синоптофоре.

В ходе предаппаратной подготовки учим детей, сливать изображение в одно целое, например: двух силуэтов; кошка с ушками, и кошка с хвостиком

Суть этих упражнений заключается в том, что они помогают овладеть понятиями «слить», «совместить» ориентировочными понятиями; выше, ниже, ближе, дальше, справа, слева.

С помощью этих упражнений важно научить ребёнка правильно объяснить, что он видит, например: «Кошки приближаются друг другу, находятся рядом, перескочили друг через друга, выше, ниже, вправо, влево». Они закрепляют знания частей тела кошки (ушки, хвост, туловище, голова) Можно предложить детям ряд упражнений и игр: «Кто без чего?», «Узнай по детали», «Дорисуй вторую половину», «Узнай по контуру, по силуэту», «Зашумлённые рисунки», «Как не бывает»….

Диплоптический период- задача лечения на этом этапе добиться нормального бинокулярного зрения (фиксация двумя глазами) Рекомендуем игры с кеглями, мячами, шарами, а также «Надень шарик», «Набрось кольцо», «Дартс», «Надень кольцо на нос Буратино», «Кольцеброссы», «Настольный баскетбол», «Хоккей», «Волейбол», «Теннис», «Бильярд».

В комплексе упражнений для развития бинокулярного зрения у детей со сходящимся косоглазием используют специальные игры, в которых внимание ребёнка привлекается далёким и высокорасположенным предметам.

При сходящимся косоглазии подбираются упражнения, не требующие направления аккомодации и конвергенции (связанные с направлением взора вверх и вдаль, что способствует дивергенции – работаем на подставках под углом 45 градусов).

При расходящимся косоглазии применяются упражнения вызывающие сведение зрительных осей (направление взора вниз на близкое расстояние)

Пояснения

Аккомодация- приспособление глаза, позволяющее ясно видеть предметы, находящиеся на различных расстояниях от него.

Конвергенция- сведение зрительных осей при переходе

фиксации взора с дальнего объекта на ближний.

Дивергенция - происходит разведение зрительных осей при переходе фиксации взора с ближних объектов на дальний.

Обязательным компонентом коррекционной работы с детьми имеющих нарушение зрения, является зрительная гимнастика и работа со зрительными тренажёрами, которые проводятся в течении дня от 3 до 5 минут, проводить гимнастику можно индивидуально, в бытовой, игровой, деятельности, на прогулке, перед занятием, во время занятия, между занятиями.

Со старшими дошкольниками мы используем тетради в клетку, тетради для успешного развития ребёнка.

1. Знакомим с тетрадью и рабочей строкой.

2. Задание «продолжи узор» : вертикальные и горизонтальные прямые, палочки и комбинации из них дуги, волнистые линии, круги, овалы

3. Печатание цифр

4. Графические диктанты

5. Рисование фигур сложной формы, путём подсчёта клеточек на образце (нарисуй рядом такую же фигуру и раскрась её)

В процессе работы в тетради у ребёнка укрепляется мелкая мускулатура пальцев, совершенствуется зрительно- моторная координация и ориентировка в микропространстве, развивается произвольное внимание, зрительная память.

Учитывая, что значительная часть режимного времени отводится на занятии и лечебные процедуры, во время которых дети вынуждены сидеть, необходимо их как можно больше заставлять двигаться в остальную часть дня

Все педагоги стараются найти и выделить возможную зрительную нагрузку. В играх с использованием различных атрибутов (мячей, обручей, гимнастических палок, платочков, кубиков….) дети учатся владеть этими предметами, и в то же время они упражняют зрение в прослеживании движения. В играх на метание, бросание, прокатывание, развивается глазомер и точность попадания, которые невозможны без участия зрения

Запомните, уважаемые родители, полезная игрушка та, которая прыгает, скачет, вертится, крутится, катится. Она будет способствовать развитию подвижности глаз детей.

Эффективным средством предупреждения утомления используются физминутки, пальчиковые игры.

Привлекайте детей к процессу приготовления пищи (перебирать крупы, лепить пельмени, растирать, раскатывать, размешивать, взбалтывать)

Нашим детям очень вредна гиперопёка, несмотря на нарушение зрительных функций, они должны готовиться к дальнейшей, самостоятельной жизни. Ваши дети будут учиться в массовой школе, а она сейчас предъявляет к первоклашкам очень большие требования.

Не нужно жить в ожидании чуда, которое сделало бы вашего ребёнка совершенно здоровым, процесс лечения длительный, сложный и требует от вас терпения активной деятельности перехода из позиции переживания за недуг ребёнка, в позицию творческого поиска реализации возможностей ребёнка.

Наши любовь, забота, профессиональная помощь детям с нарушением зрения обеспечат всестороннее развитие ребёнка, улучшение и исправление зрения и успешную подготовку детей к школ

Публикации по теме:

Охрана зрения детей со зрительной депривацией в ходе всего коррекционно-развивающего процессаОхрана зрения детей со зрительной депривацией в ходе всего коррекционно-развивающего процесса Охрана зрения детей со зрительной депривацией в ходе всего коррекционно-развивающего процесса. здоровый ребёнок – это счастье родителей.

«Олимпийская стенгазета»«Олимпийская стенгазета» Еще в декабре месяце было задание нарисовать стенгазету на спортивную тематику и здоровый образ жизни. Здоровый образ жизни! Свежий воздух.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Коррекционно-развивающая работа с детьми с нарушениями зрения
Опубликовано: 1 марта 2014 в 12:47
+9Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Коррекционно-развивающая работа с детьми с нарушениями зрения» (включая файлы) размещена пользователем инна волкова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД