Людмила Хилкова
Охрана зрения детей со зрительной депривацией в ходе всего коррекционно-развивающего процесса
▼ Скачать + Заказать документы
Охрана зрения детей со зрительной депривацией в ходе всего коррекционно-развивающего процесса.
здоровый ребёнок – это счастье родителей. Каждый родитель желает видеть своего малыша, стоящего на пороге школы, здоровым, целеустремленным, самостоятельным и успешным. Однако, родители, не владея в достаточной мере знаниями возрастных и индивидуальных особенностей развития ребёнка со зрительной патологией, порой осуществляют воспитание вслепую, интуитивно. Всё это, как правило, не приносит позитивных результатов. В особом развитии, воспитании и обучении нуждаются дети со зрительной депривацией. Весь учебно-коррекционный процесс направлен на коррекцию зрения, развития компенсаторных навыков и особое внимание уделяется здороьесберегающим аспектам.
Публикация «Охрана зрения детей со зрительной депривацией в ходе всего коррекционно-развивающего процесса» размещена в разделах
В нашем ДОУ создана единое здоровьесберегающее пространство развития ребёнка, которое поддерживает и детский сад и семью. Главным принципом в совместной работе с родителями является принцип индивидуального подхода к каждой семье, к каждому ребёнку со зрительной депривацией. Работа по здоровьесбережению успешно ведё тся в следующих направлениях:
• лечебно-восстановительное;
• коррекционно-развивающий процесс в ДОУ;
• просвещение сотрудников;
• консультирование педагогов, родителей.
При несомненной значимости всех направлений подробно рассмотрим коррекционно-развивающий процесс в дошкольном образовательном учреждении для детей со зрительной патологией.
Учитывая требования коррекционной программы, важно:
обеспечить возможность каждого ребёнка с нарушением зрения получать офтальмологическое лечение;
предупреждать ухудшение состояния зрения ребёнка (по рекомендации врача-офтальмолога);
сочетать задачи коррекционно-педагогической работы с рекомендациями медицинских специалистов при постоянном патронировании медицинских работников во время педагогических мероприятий;
специалистам владеть информацией о результате исследования врача офтальмолога, знать остроту зрения ребёнка, дни назначения окклюзий, т. к. при заклеивании одного здорового глаза ребёнок может оказаться в состоянии слепого с остаточным зрением или слабовидящим;
знать данные детям рекомендации по лечению (в том числе по ношению очков) и следить за их выполнением;
соблюдать режим зрительных нагрузок;
проводить на всех занятиях гимнастику для снятия зрительного утомления и физкультурные паузы по методике, согласованной с врачом-офтальмологом;
оптимально использовать наглядные пособия;
применять специальные методы обучения;
научить детей самокоррекции.
Здоровьесбережение проходит красной нитью через весь коррекционно-развивающий процесс. В своей работе мы особое внимание уделяем требованиям к наглядно-демонстративному материалу: форма, размер, цвет, цветонасыщенность, фон, четкие структурные элементы, количество изображаемых объектов и т. д. Для зрительного восприятия благоприятны такие условия:
достаточная освещенность помещения (дополнительная подсветка);
удобное размещение детей за столами (с учётом диагнозов, окклюзии);
расположение наглядного материала на уровне глаз детей и на доступном расстоянии;
соответствующая длительность зрительных нагрузок;
организация во время занятий разнообразных коррекционных упражнений для зрения;
дозировка физической нагрузки в соответствии с диагнозом.
Таким образом, использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми со зрительной депривацией помогают сохранять и укреплять здоровье наших воспитанников.
Литература
1. Бондаренко М. П., Комова Н. С. Мы вместе/ Воспитание и обучение детей с нарушениями зрения. 2010.№3
2. Земцова Н. И., Плаксина Л. И. Обучение и воспитание детей с нарушениями зрения в дошкольных учреждениях. М. :Просвещение, 1978.