Назарова Александра
Коррекционно-педагогические условия преодоления акустической дисграфии младших школьников
▼ Скачать + Заказать документы
На сегодняшний день одной из наиболее важных проблем, встающих перед общеобразовательной школой, является проблема нарушений письменной речи у учащихся начальной школы. Эта проблема также является актуальной и для логопедии. Актуальность ее вызвана тем, что ежегодно в начальном звене растет количество детей, страдающих разными видами нарушений письма. Данные нарушения начинают проявляться с самых первых дней обучения в школе и выражаются в затруднениях чтения и письма.
Публикация «Коррекционно-педагогические условия преодоления акустической дисграфии младших школьников» размещена в разделах
Состояние, при котором происходит нарушение навыков, выражающихся в графической символизации речи, основанных на фонетическом принципе написания слов в предложении с использованием грамматических правил согласования, у детей имеющих достаточный уровень интеллектуального и речевого развития, называется дисграфией. Ее особенностью являются повторяющиеся ошибки письменной речи, совершаемые учащимися, которые не имеют отклонений в интеллектуальном развитии, а также в развитии анализаторов.
Все ошибки можно разделить на несколько групп: искажение букв при письме; замена букв из-за оптического и акустического сходства соответствующих им звуков; искажение звуко-слоговой структуры слова; нарушение слитности написания отдельных слов в предложении; аграмматизмы при письме.
По данным Т. Аристовой [2], в 1950-1960-е годы статистика дисграфий среди учащихся младших классов российских общеобразовательных школ не превышала 10%, а сегодня (2018 г.) дисграфия встречается у учащихся младших классов общеобразовательных школ уже в 50% случаев и более.
Проблема дисграфии у младших школьников изучена достаточно широко. Однако, и сегодня наблюдается ряд противоречивых споров между отечественными и зарубежными учеными в отношении сопоставления терминов «дисграфия» и «дислалия» [23].
Таким образом, все вышеуказанное позволило определить цель эмпирического исследования.
Цель нашего эмпирического исследования заключалась в определении уровня сформированности процесса письма у младших школьников, в выявлении у них характеристики и частоты дисгафических ошибок в письменных работах, с учетом овладения детьми моторными навыками, степени сформированности фонетико-фонематической и лексико-грамматической сторон речи. При проведении исследования письменной речи младших школьников использовались задания на исследование навыков письма, чтения, знания основных терминов (звук, буква, слог, слово, предложение) и умение применять их в учебной практике.
Целью констатирующего эксперимента являлось определение уровня сформированности процессов письма и устной речи у младших школьников 3 класса.
Основные задачи эксперимента:
- исследование навыка письма у детей младшего школьного возраста;
- выяснение степени овладения грамотой с учетом этапа обучения и требований школьной программы на момент обследования;
- выявление нарушений письма (отсутствие или наличие специфических ошибок, их характер и степень выраженности);
- исследование устной речи.
МАОУ «Селенгинская гимназия» МО «Кабанский район» Республики Бурятия. Всего в исследовании приняло участие 16 учащихся 3-х классов.
В соответствии с общим замыслом исследования методики обследования были выбраны следующие методики: методика Р. И. Лалаевой и Л. В. Бенедиктовой, методика Фотековой Т. А. и Ахутиной Т. В.
Нами было выявлено 16 детей с нарущениями письменной речи. С учетом количества и характера ошибок, относящихся к каждому конкретному виду дисграфии, из 16 учащихся у 7 наблюдается акустическая дисграфия, что составляет 44% от общего количества детей, имеющих дисграфию; 5 человек имеют дисграфию на почве нарушения языкового анализа и синтеза - 31 %; 2 человека - оптическую (13%); 1 - аграмматическую (6%, 1 - артикуляторно-акустическую (6%).
Диаграмма 1 – Выявление специфических ошибок учащихся
Коррекционная работа при акустической дисграфии включает в себя следующие этапы: узнавание неречевых звуков; различение одинаковых слов, фраз, звуков по высоте и силе голоса;
различение слов, близких по звуковому сходству; дифференциация слогов; дифференциация фонем; развитие навыков элементарного звукобуквенного анализа и синтеза слов.
Поэтому далее наша работа была направлена на преодоление акустической дисграфии младших школьников. Для этого была организована своевременная комплексная педагогическая работа, включающая формирование слухового и зрительного внимания; развитие фонематического анализа и синтеза; разработка программы коррекции акустической дисграфии.
Логопед и учитель: формировании сложных форм фонематического анализа:
I этап - формирование фонематического анализа и синтеза с опорой на вспомогательные средства и действия. Первоначальная работа проводится с опорой на вспомогательные средства: графическую схему слова и фишки. Действие, которое осуществляет ученик, представляет собой практическое действие по моделированию последовательности звуков в слове.
II этап - формирование действия звукового анализа в речевом плане. Исключается опора на материализацию действия. Формирование фонематического анализа переводится в речевой план. Слово называется, определяются первый, второй, третий и т. д. звуки, уточняется их количество.
III этап - формирование действия фонематического анализа в умственном плане. Ученики определяют количество и последовательность звуков, не называя слова и непосредственно на слух, не воспринимая его, т. е. на основе представлений.
Дети дописывают недостающую букву; диктуют слова без последнего согласного (логопед легким стуком карандаша обозначает отсутствующий звук, образуют новые слова, заменяя первый (или второй) согласный каким- либо другим согласным (кот вот; шары, дары, пары, из первых звуков названий картинок составляют слова.
После проведенной работы, нами был сделан контрольный срез, который проводился по тем же методикам, что и на констатирующем этапе. Полученные данные позволяют сделать вывод, что создание специальных коррекционно-педагогических условий позволяет преодолевать акустическую дисграфию у младших школьников.
В процессе формирующего эксперимента были разработаны психолого-педагогические условия, способствующие преодолению нарушений письменной речи учащихся в процессе взаимодействия логопеда и учителя начальных классов.
Литература
1. Корнев А. Н. Дислексия и дисграфия у детей / А. Н. Корнев. - 2-е изд. - СПб. : Гиппократ, 2008. - 224 с.
2. Мазанова Е. В. Коррекция акустической дисграфии. - М. : Издательство ГНОМ, 2013. – 196 с.
Парамонова Л. Г. Предупреждение и устранение дисграфии у детей. СПб. : 2015. - 240 с.