МААМ-картинки

Коррекционно-развивающая программа по коррекции психологической памяти у детей младшего школьного возраста с УО

Балтаева Юлия Валерьевна
Коррекционно-развивающая программа по коррекции психологической памяти у детей младшего школьного возраста с УО

Коррекционно - развивающая программа, направленная на коррекцию психологической памяти у детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

Цель программы - коррекция памяти у детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

Задачи программы :

• развивать слуховую, кратковременную, долговременную и зрительную память, расширяя объем, концентрацию, устойчивость;

Публикация «Коррекционно-развивающая программа по коррекции психологической памяти у детей младшего школьного возраста с УО» размещена в разделах

• развивать целостность восприятия

• обогащать словарный запас детей;

Целевая аудитория:

Коррекционно - развивающая программа предусмотрена для обучающихся I - IV классов, рассчитана на 12 занятий (12 часов).

Продолжительность одного коррекционно - развивающего занятия составляет 30 минут. Занятия проводятся 3 раза в неделю, в группе по 3 человека с детьми младшего школьного возраста с умственной отсталостью.

В разработке коррекционно - развивающей программы мы опирались на рекомендации и работы:

- Е. А. Лапп, С. Ж. Хайрушева «Развитие произвольной памяти у младших школьников» [32];

- С. Д. Забрамная «Развивающие занятия с детьми» [20];

- А. А. Катаева «Дидактические игры и упражнения в обучении умственно отсталых дошкольников» [28];

- Л. В. Черемошкина «Развитие памяти детей» [54].

Содержание занятий представлено в таблице 1.

Содержание занятий по психологической коррекции памяти

Содержание занятия

ЗАНЯТИЕ 1. «Геометрические фигуры».

Задачи, решаемые на занятии

-Создание благоприятного эмоционального фона в группе.

-Развитие наблюдательности, концентрации, устойчивости и произвольности внимания.

-Развитие памяти, мышления

-Орг. Момент

-Упр. «Найди отличия».

-Упр. «Сосчитай треугольники».

- Физминутка

- Упр. «Что лишнее».

-Рефлексия

ЗАНЯТИЕ 2. «Сыщики»

Задачи:

- Создание благоприятного эмоционального фона. Рассказ о целях и задачах занятия.

- Развитие зрительной памяти, объема памяти.

- Развитие концентрации и объема внимания

-Орг. момент

- Игра «Цифры распознай»

- Задание «Волшебные предметы»

- Упр. «10 слов»

- Игра “Поиск предмета”.

- Рефлексия

ЗАНЯТИЕ 3. «Дикие животные»

Задачи:

- Создание благ. эмоц. фона

-Тренировка и развитие внимания, речи, произвольной памяти.

-Развитие слуховой и зрительной произвольной памяти.

- Орг. момент

-Дид. игра «Отгадайка».

-Упр. «Эстафета слов».

- Упр. «Запомни картинки».

-Рефлексия

ЗАНЯТИЕ 4.«Домашние животные».

Задачи:

-Создание благ. эмоц. фона

-Развитие произвольной, зрительной памяти, внимания

-Развитие умения пользоваться мнемическими приемами.

- Орг. момент

-Игра «Я положил в коробочку».

- Упр. «Расставь точки».

-Упр. «Запомни и нарисуй».

- Рефлексия

ЗАНЯТИЕ 5. «Уборка в доме».

Задачи:

-Создание благ. эмоц. фона

-Развитие произвольной зрительной памяти, внимания.

-Развитие моторно-слуховой, произвольной памяти

-Орг. момент

-Упр. «Опиши картинку».

-Упр. «Запомни порядок».

-Физминутка

-Упр. «Повтори за мной».

-Рефлексия

ЗАНЯТИЕ 6. «Фрукты»

Задачи:

-Создание благ. эмоц. фона

-Развитие произвольной зрительной памяти, внимания.

-Развитие произвольной слуховой памяти, внимания.

-Орг. момент

-Упр. «Я положил в мешок».

-Упр. «Запомни точно».

- Физминутка

-Упр. «Повтори цифры»

- Рефлексия

ЗАНЯТИЕ 7. «Всезнайка»

Задачи:

- Развитие слуховой памяти.

- Развитие умения ориентироваться в пространстве, логического мышления, творческого воображения, развитие связной речи, самоконтроля, внимания

-Развитие моторики.

-Орг. момент

-Упр. «Вторые слова»

-Игра «Спрятанные слова»

- Задание «Нарисуй и повтори»

- Физминутка

- Игра Волшебные палочки»

- Рефлексия

ЗАНЯТИЕ 8. «Любимые игрушки».

Задачи:

Развитие зрительной произвольной памяти.

-Развитие мыслительных операций, произвольной слуховой памяти.

-Развитие способности удерживать в памяти заданные инструкции

- Орг. момент

-Упр. «Говори наоборот».

-Упр. «Запомни и воспроизведи».

- Физминутка

-Упр. «Что изменилось?».

-Упр. «Цепочка действий».

- Рефлексия

ЗАНЯТИЕ 9. «Волшебный лес».

Задачи:

-Развитие произвольной зрительной памяти, внимания, мышления.

-Развитие наблюдательности,

-Развитие способности удерживать в памяти заданные инструкции

- Орг. момент

- Упр. «Запомни, что в корзине»

- Упр. «Кто спрятался?»

-Упр. «Повтори за мной»

- Упр. «Слова»

-Рефлексия

ЗАНЯТИЕ 10. «Занимательная математика»

Задачи:

- Развитие слуховой памяти.

- Развитие памяти зрительной

- Развитие умения ориентироваться в пространстве, логического мышления, творческого воображения, развитие связной речи, самоконтроля

- Развитие непроизвольного внимания

- Орг. момент

- Упр. «Запомни фигуры»

- Упр. «Корректурная проба»

- Упр. «Запомни звук и назови число»

-Игра «Геометрические фигуры»

-Рефлексия

ЗАНЯТИЕ 11.«Признаки предметов».

Задачи:

- Создание благ. эмоц. фона

- Развитие произвольного внимания, памяти, мышления.

- Развитие умения пользоваться мнемическими приемами.

- Развитие мыслительных операций, опосредованной памяти.

- Орг. момент

-Упр. «Корректурная проба».

-Упр. «Слова - признаки».

- Физминутка.

-Упр. «Запомни и покажи».

-Упр. «Что и к чему относится?».

- Рефлексия

ЗАНЯТИЕ 12. «Поиск клада».

Задачи:

- Создание благ. эмоц. фона

-Развитие произвольной зрительной памяти, внимания, мышления.

-Развитие слуховой памяти

-Развитие умения пользоваться мнемическими приемами.

- Орг. момент

-Упр. «Нарисуй по памяти».

–Упр. «Запомни и отыщи».

- Упр. «Повторяй за мной».

- Упр. «Корректурная проба»».

- Рефлексия

Коррекционно - развивающее занятие № 2

Тема: «Сыщики»

Задачи:

- Создание благоприятного эмоционального фона.

- Развитие зрительной памяти, объема памяти.

- Развитие концентрации и объема внимания, мелкой моторики рук

Ход занятия:

1. Вступительная беседа.

-Послушайте стихотворение А. Барто («Идет бычок качается»)

(Читается учителем по памяти.)

-Вы прослушали стихотворение. Как же я смогла его рассказать?

-Что такое память? Зачем она нужна человеку?

-Да, память очень важна для человека. Если бы ее не было, то люди не

смогли бы передавать все знания и умения будущему поколению. Мы не

умели бы читать, считать, не помнили бы своих родителей и друзей. Очень

хорошо помогает запоминать и развитое внимание. Если ты внимателен, то

подмечаешь все детали, запоминаешь их, а потом легко повторяешь все, что

ты видел или слышал. -Как вы думаете, а у вас хорошая память и внимание?

Давайте их проверим.

2. Диагностика внимания и памяти.

* Упр: «Цифры распознай»

-Давайте сначала проверим, какие вы внимательные, как умеете быстро и точно работать. Я дам вам карточки, а вы считайте в них количество цифр,

которые я назову. Сосчитайте все цифры “5”, “7”, “0”.

7 4 3 2 8 2 3 6 5 9

7 5 7 6 6 5 9 0 8 5

3 1 0 1 3 4 0 6 5 1

7 2 4 1 0 6 2 3 7 1

6 5 4 4 3 8 8 3 1 3

8 0 0 3 2 1 5 4 9 5

0 7 6 3 2 6 3 8 2 9

6 1 7 6 9 5 8 5 9 0

7 4 1 7 5 3 9 2 3 4

6 3 0 7 6 9 1 0 9 1

-Ну, как, трудно? Как видите, если работать быстро, то можно сделать много ошибок, а если медленно, то теряешь много времени. А мы попробуем

отработать так ваше внимание, чтобы было правильно и быстро.

*Упр 2. Зрительная память. «Волшебные предметы».

-Перед вами 10 картинок. Запомните все предметы на этих картинках. (1минута)

-Кто повторит?

(Дети называют те предметы, которые они запомнили. Учитель подводит итог.)

*Упр 3. Слуховая память. «10 слов»

-Сейчас я прочитаю вам слова, вам нужно постараться их все запомнить: перо, гора, дерево, замок, палка, картон, чернила, пчела, капуста, стекло.

-Кто повторит то, что запомнил?

(Учитель подводит итог.)

-Как видите, результаты не очень хорошие. А ведь вам придется читать

много текстов, стихов, запоминать их. Если не развивать свою память и

внимание, то придется много времени тратить на подготовку уроков и

повторение

-Как же лучше запоминать? Научиться быть более внимательными?

Надо просто постоянно работать, тренировать свою память и внимание.

-Сейчас я научу вас быстрее и точнее запоминать то, что видите или

слышите. Но сначала еще поиграем в игру на внимание.

*- Игра «Поиск предмета».

- Запомните, пожалуйста, все, что видите впереди себя (доска, стол учителя, будьте очень внимательны. А сейчас все отвернитесь.

(Учитель кладет на стол любой предмет.)

- Повернитесь. Что-то изменилось?

(Игра проводится несколько раз.)

4. Итог занятия. -Чему мы сегодня научились? Мы продолжим с вами работу над памятью и на следующих занятиях

Коррекционно-развивающее занятие № 7

Тема: «Всезнайка»

Задачи:

- Развитие слуховой памяти.

- Развитие умения ориентироваться в пространстве, логического мышления, творческого воображения, развитие связной речи, самоконтроля.

-Развитие моторики.

- Развитие непроизвольного внимания

*Упр 1. Запомни и повтори только вторые слова:

Девочка-кукла;

Ёлка-Дед Мороз;

Стол-пирог;

Молоко-каша;

Бабушка-скамейка.

*Упр. 2 Найди спрятанные слова:

СОЛНЦЕРАМАРНМАМАОГЕКАТЯДПЕАРБУЗ

^ РЕКАГКТКА МЫШЬНОКОТ

*Упр. 3. Нарисуй и повтори слова:

Свет, лес, труд, сад, ученье, дом.

*Упр. 4 «Волшебные палочки»

Разложим на столе перед ребенком палочки, из которых сделаем какую - либо простую фигуру (домик, квадрат, треугольник и т. д.)

- Посмотри внимательно на эту фигуру в течение 2 секунд и запомни

- Закроем эту фигуру и попросим ее повторить, сложить так же.

Итог занятия.

- Какие игры понравились, или были наиболее трудными и почему?

- Менялось ли у вас настроение во время игр?

Данная коррекционно-развивающая программа работы по устранению недостатков развития слуховой и зрительной памяти у детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью состоит из специально организованных коррекционно-развивающих занятий, составленных с учётом уровня развития детей, их возрастных и индивидуальных особенностей.

Коррекционная работа основана на идее взаимодействия развития слуховой и зрительной памяти со свойствами внимания и мышления.

Коррекционная программа включает задания и упражнения:

• по развитию и коррекции умственной отсталостью в когнитивной сфере;

• на развитие слуховой и зрительной памяти;

• на развитие свойств запоминания;

• на обучение самоконтролю;

• на пространственную ориентировку в листе бумаги;

• на развитие произвольной памяти и внимания;

При составлении программы, мы опирались на принципы: развивающего обучения; учета возрастных и индивидуальных особенностей ребенка; постепенности; доступности.

Каждое коррекционно-развивающее занятие имеет следующую структуру:

1. Организационная часть. Содержит в себе ритуал приветствия, который способствует созданию благоприятного эмоционального фона в группе.

2. Основное содержание занятия. Содержит в себе реализацию последовательности коррекционно-развивающих упражнений и дидактических игр, направленных на решение задач занятия.

3. Заключительная часть. Включает в себя ритуал прощания и предполагает рефлексию занятия, то есть оценку занятия на эмоциональном и смысловом уровне.

Ожидаемые результаты: Повышение уровня развития памяти; выработка эффективных приёмов запоминания; повышение концентрации, переключаемости, устойчивости внимания; формирование самостоятельности в выполнении заданий; формирование положительной мотивации к учению.

Память умственно отсталых младших школьников нуждается в коррекции и развитии, чтобы повысить уровень развития памяти, рекомендуем разработанную нами редукционно - развивающую программу

Публикации по теме:

Дополнительная программа по культурно-нравственному воспитанию для детей среднего школьного возраста в СРЦНДополнительная программа по культурно-нравственному воспитанию для детей среднего школьного возраста в СРЦН ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «ШКОЛА ХОРОШИХ МАНЕР И КУЛЬТУРЫ ОБЩЕНИЯ» Возраст обучающихся: от 10 до 14 лет Срок.

Фотоотчет о мероприятии «День памяти и скорби» для детей младшего школьного возрастаФотоотчет о мероприятии «День памяти и скорби» для детей младшего школьного возраста Цель мероприятия: воспитание патриотических чувств у детей. Задачи: формировать гражданскую позицию у детей. Чувство любви к Родине. Воспитывать.

Игровая программа для детей младшего школьного возраста «Скучен день до вечера, коли делать нечего»Игровая программа для детей младшего школьного возраста «Скучен день до вечера, коли делать нечего» Игровая программа для детей младшего школьного возраста «Скучен день до вечера, коли делать нечего» Направление: мероприятие направленное.

Лэпбук «Транспорт» для детей младшего школьного возраста.Лэпбук «Транспорт» для детей младшего школьного возраста. Дидактическое пособие лэпбук «Транспорт» представляет собой картонную папку формата А4 и предназначен для взаимодействия педагога с детьми.

Мероприятие, посвященное Дню памяти и скорби, для учащихся младшего школьного возраста.Мероприятие, посвященное Дню памяти и скорби, для учащихся младшего школьного возраста. Назначение: Материал предназначен для учащихся начальной школы. Данный материал будет интересен учителям начальных классов, педагогам.

Программа директивной игровой терапии для коррекции у детей 6 лет проблем в общении Пояснительная записка Актуальность Общительность, потребность в эмоциональном контакте во многом зависит от того опыта, который сложился.

Подвижные игры для детей младшего школьного возрастаПодвижные игры для детей младшего школьного возраста Добрый день, коллеги! Приглашаю Вас вспомнить своё детство и поиграть вместе с нами в подвижные игры! Ещё десять лет назад такие игры,.

Рабочая коррекционно-развивающая программа «Развиваемся играя» для детей ЗПР 4–7 лет. 3 часть содержательного раздела 2 раздел1. Тема «Над-под» Задачи: Сенсорное развитие. Развитие пространственных, временных и квазипространственных представлений. Ход Упражнение.

Сценарий ко Дню России для детей младшего школьного возрастаСценарий ко Дню России для детей младшего школьного возраста СЦЕНАРИЙ МЕРОПРИЯТИЯ, ПОСВЯЩЕННОГО ДНЮ РОССИИ в летней образовательной площадке «Радуга ТАЛАНТОВ» (возраст детей в отряде – 8-11 лет) Цели:.

Спортивно-оздоровительная программа «Гонка мячей» для детей среднего школьного возраста Сценарий спортивно-оздоровительного мероприятия «Гонка мячей» для детей среднего школьного возраста Цель: Пропаганда здорового образа жизни.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Коррекционно-развивающая программа по коррекции психологической памяти у детей младшего школьного возраста с УО
Опубликовано: 24 сентября 2022 в 20:46
+3Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Коррекционно-развивающая программа по коррекции психологической памяти у детей младшего школьного возраста с УО» (включая файлы) размещена пользователем Балтаева Юлия Валерьевна в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
12 ноября. Синичкин день. Папка-передвижка

В старину говорили «Невелика птичка синичка, а свой праздник знает». В народном календаре 12 ноября значится как день памяти православного святого Зиновия Синичника или Синичкин день.

7 ноября. День осеннего здоровья. Передвижка «Ребенок часто болеет»

Что нужно делать для того, чтобы ребенок реже болел в детском саду?


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД