Балтаева Юлия Валерьевна
Коррекционно-развивающая программа по коррекции психологической памяти у детей младшего школьного возраста с УО
▼ Скачать + Заказать документы
Коррекционно - развивающая программа, направленная на коррекцию психологической памяти у детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
Цель программы - коррекция памяти у детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
Задачи программы :
• развивать слуховую, кратковременную, долговременную и зрительную память, расширяя объем, концентрацию, устойчивость;
Публикация «Коррекционно-развивающая программа по коррекции психологической памяти у детей младшего школьного возраста с УО» размещена в разделах
- Память. Развитие памяти у детей
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Психология школьников
- Работа психолога. Программы
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Умственная отсталость (УО). Материалы для занятий с детьми
- Темочки
• развивать целостность восприятия
• обогащать словарный запас детей;
Целевая аудитория:
Коррекционно - развивающая программа предусмотрена для обучающихся I - IV классов, рассчитана на 12 занятий (12 часов).
Продолжительность одного коррекционно - развивающего занятия составляет 30 минут. Занятия проводятся 3 раза в неделю, в группе по 3 человека с детьми младшего школьного возраста с умственной отсталостью.
В разработке коррекционно - развивающей программы мы опирались на рекомендации и работы:
- Е. А. Лапп, С. Ж. Хайрушева «Развитие произвольной памяти у младших школьников» [32];
- С. Д. Забрамная «Развивающие занятия с детьми» [20];
- А. А. Катаева «Дидактические игры и упражнения в обучении умственно отсталых дошкольников» [28];
- Л. В. Черемошкина «Развитие памяти детей» [54].
Содержание занятий представлено в таблице 1.
Содержание занятий по психологической коррекции памяти
Содержание занятия
ЗАНЯТИЕ 1. «Геометрические фигуры».
Задачи, решаемые на занятии
-Создание благоприятного эмоционального фона в группе.
-Развитие наблюдательности, концентрации, устойчивости и произвольности внимания.
-Развитие памяти, мышления
-Орг. Момент
-Упр. «Найди отличия».
-Упр. «Сосчитай треугольники».
- Физминутка
- Упр. «Что лишнее».
-Рефлексия
ЗАНЯТИЕ 2. «Сыщики»
Задачи:
- Создание благоприятного эмоционального фона. Рассказ о целях и задачах занятия.
- Развитие зрительной памяти, объема памяти.
- Развитие концентрации и объема внимания
-Орг. момент
- Игра «Цифры распознай»
- Задание «Волшебные предметы»
- Упр. «10 слов»
- Игра “Поиск предмета”.
- Рефлексия
ЗАНЯТИЕ 3. «Дикие животные»
Задачи:
- Создание благ. эмоц. фона
-Тренировка и развитие внимания, речи, произвольной памяти.
-Развитие слуховой и зрительной произвольной памяти.
- Орг. момент
-Дид. игра «Отгадайка».
-Упр. «Эстафета слов».
- Упр. «Запомни картинки».
-Рефлексия
ЗАНЯТИЕ 4.«Домашние животные».
Задачи:
-Создание благ. эмоц. фона
-Развитие произвольной, зрительной памяти, внимания
-Развитие умения пользоваться мнемическими приемами.
- Орг. момент
-Игра «Я положил в коробочку».
- Упр. «Расставь точки».
-Упр. «Запомни и нарисуй».
- Рефлексия
ЗАНЯТИЕ 5. «Уборка в доме».
Задачи:
-Создание благ. эмоц. фона
-Развитие произвольной зрительной памяти, внимания.
-Развитие моторно-слуховой, произвольной памяти
-Орг. момент
-Упр. «Опиши картинку».
-Упр. «Запомни порядок».
-Физминутка
-Упр. «Повтори за мной».
-Рефлексия
ЗАНЯТИЕ 6. «Фрукты»
Задачи:
-Создание благ. эмоц. фона
-Развитие произвольной зрительной памяти, внимания.
-Развитие произвольной слуховой памяти, внимания.
-Орг. момент
-Упр. «Я положил в мешок».
-Упр. «Запомни точно».
- Физминутка
-Упр. «Повтори цифры»
- Рефлексия
ЗАНЯТИЕ 7. «Всезнайка»
Задачи:
- Развитие слуховой памяти.
- Развитие умения ориентироваться в пространстве, логического мышления, творческого воображения, развитие связной речи, самоконтроля, внимания
-Развитие моторики.
-Орг. момент
-Упр. «Вторые слова»
-Игра «Спрятанные слова»
- Задание «Нарисуй и повтори»
- Физминутка
- Игра Волшебные палочки»
- Рефлексия
ЗАНЯТИЕ 8. «Любимые игрушки».
Задачи:
Развитие зрительной произвольной памяти.
-Развитие мыслительных операций, произвольной слуховой памяти.
-Развитие способности удерживать в памяти заданные инструкции
- Орг. момент
-Упр. «Говори наоборот».
-Упр. «Запомни и воспроизведи».
- Физминутка
-Упр. «Что изменилось?».
-Упр. «Цепочка действий».
- Рефлексия
ЗАНЯТИЕ 9. «Волшебный лес».
Задачи:
-Развитие произвольной зрительной памяти, внимания, мышления.
-Развитие наблюдательности,
-Развитие способности удерживать в памяти заданные инструкции
- Орг. момент
- Упр. «Запомни, что в корзине»
- Упр. «Кто спрятался?»
-Упр. «Повтори за мной»
- Упр. «Слова»
-Рефлексия
ЗАНЯТИЕ 10. «Занимательная математика»
Задачи:
- Развитие слуховой памяти.
- Развитие памяти зрительной
- Развитие умения ориентироваться в пространстве, логического мышления, творческого воображения, развитие связной речи, самоконтроля
- Развитие непроизвольного внимания
- Орг. момент
- Упр. «Запомни фигуры»
- Упр. «Корректурная проба»
- Упр. «Запомни звук и назови число»
-Игра «Геометрические фигуры»
-Рефлексия
ЗАНЯТИЕ 11.«Признаки предметов».
Задачи:
- Создание благ. эмоц. фона
- Развитие произвольного внимания, памяти, мышления.
- Развитие умения пользоваться мнемическими приемами.
- Развитие мыслительных операций, опосредованной памяти.
- Орг. момент
-Упр. «Корректурная проба».
-Упр. «Слова - признаки».
- Физминутка.
-Упр. «Запомни и покажи».
-Упр. «Что и к чему относится?».
- Рефлексия
ЗАНЯТИЕ 12. «Поиск клада».
Задачи:
- Создание благ. эмоц. фона
-Развитие произвольной зрительной памяти, внимания, мышления.
-Развитие слуховой памяти
-Развитие умения пользоваться мнемическими приемами.
- Орг. момент
-Упр. «Нарисуй по памяти».
–Упр. «Запомни и отыщи».
- Упр. «Повторяй за мной».
- Упр. «Корректурная проба»».
- Рефлексия
Коррекционно - развивающее занятие № 2
Тема: «Сыщики»
Задачи:
- Создание благоприятного эмоционального фона.
- Развитие зрительной памяти, объема памяти.
- Развитие концентрации и объема внимания, мелкой моторики рук
Ход занятия:
1. Вступительная беседа.
-Послушайте стихотворение А. Барто («Идет бычок качается»)
(Читается учителем по памяти.)
-Вы прослушали стихотворение. Как же я смогла его рассказать?
-Что такое память? Зачем она нужна человеку?
-Да, память очень важна для человека. Если бы ее не было, то люди не
смогли бы передавать все знания и умения будущему поколению. Мы не
умели бы читать, считать, не помнили бы своих родителей и друзей. Очень
хорошо помогает запоминать и развитое внимание. Если ты внимателен, то
подмечаешь все детали, запоминаешь их, а потом легко повторяешь все, что
ты видел или слышал. -Как вы думаете, а у вас хорошая память и внимание?
Давайте их проверим.
2. Диагностика внимания и памяти.
* Упр: «Цифры распознай»
-Давайте сначала проверим, какие вы внимательные, как умеете быстро и точно работать. Я дам вам карточки, а вы считайте в них количество цифр,
которые я назову. Сосчитайте все цифры “5”, “7”, “0”.
7 4 3 2 8 2 3 6 5 9
7 5 7 6 6 5 9 0 8 5
3 1 0 1 3 4 0 6 5 1
7 2 4 1 0 6 2 3 7 1
6 5 4 4 3 8 8 3 1 3
8 0 0 3 2 1 5 4 9 5
0 7 6 3 2 6 3 8 2 9
6 1 7 6 9 5 8 5 9 0
7 4 1 7 5 3 9 2 3 4
6 3 0 7 6 9 1 0 9 1
-Ну, как, трудно? Как видите, если работать быстро, то можно сделать много ошибок, а если медленно, то теряешь много времени. А мы попробуем
отработать так ваше внимание, чтобы было правильно и быстро.
*Упр 2. Зрительная память. «Волшебные предметы».
-Перед вами 10 картинок. Запомните все предметы на этих картинках. (1минута)
-Кто повторит?
(Дети называют те предметы, которые они запомнили. Учитель подводит итог.)
*Упр 3. Слуховая память. «10 слов»
-Сейчас я прочитаю вам слова, вам нужно постараться их все запомнить: перо, гора, дерево, замок, палка, картон, чернила, пчела, капуста, стекло.
-Кто повторит то, что запомнил?
(Учитель подводит итог.)
-Как видите, результаты не очень хорошие. А ведь вам придется читать
много текстов, стихов, запоминать их. Если не развивать свою память и
внимание, то придется много времени тратить на подготовку уроков и
повторение
-Как же лучше запоминать? Научиться быть более внимательными?
Надо просто постоянно работать, тренировать свою память и внимание.
-Сейчас я научу вас быстрее и точнее запоминать то, что видите или
слышите. Но сначала еще поиграем в игру на внимание.
*- Игра «Поиск предмета».
- Запомните, пожалуйста, все, что видите впереди себя (доска, стол учителя, будьте очень внимательны. А сейчас все отвернитесь.
(Учитель кладет на стол любой предмет.)
- Повернитесь. Что-то изменилось?
(Игра проводится несколько раз.)
4. Итог занятия. -Чему мы сегодня научились? Мы продолжим с вами работу над памятью и на следующих занятиях
Коррекционно-развивающее занятие № 7
Тема: «Всезнайка»
Задачи:
- Развитие слуховой памяти.
- Развитие умения ориентироваться в пространстве, логического мышления, творческого воображения, развитие связной речи, самоконтроля.
-Развитие моторики.
- Развитие непроизвольного внимания
*Упр 1. Запомни и повтори только вторые слова:
Девочка-кукла;
Ёлка-Дед Мороз;
Стол-пирог;
Молоко-каша;
Бабушка-скамейка.
*Упр. 2 Найди спрятанные слова:
СОЛНЦЕРАМАРНМАМАОГЕКАТЯДПЕАРБУЗ
^ РЕКАГКТКА МЫШЬНОКОТ
*Упр. 3. Нарисуй и повтори слова:
Свет, лес, труд, сад, ученье, дом.
*Упр. 4 «Волшебные палочки»
Разложим на столе перед ребенком палочки, из которых сделаем какую - либо простую фигуру (домик, квадрат, треугольник и т. д.)
- Посмотри внимательно на эту фигуру в течение 2 секунд и запомни
- Закроем эту фигуру и попросим ее повторить, сложить так же.
Итог занятия.
- Какие игры понравились, или были наиболее трудными и почему?
- Менялось ли у вас настроение во время игр?
Данная коррекционно-развивающая программа работы по устранению недостатков развития слуховой и зрительной памяти у детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью состоит из специально организованных коррекционно-развивающих занятий, составленных с учётом уровня развития детей, их возрастных и индивидуальных особенностей.
Коррекционная работа основана на идее взаимодействия развития слуховой и зрительной памяти со свойствами внимания и мышления.
Коррекционная программа включает задания и упражнения:
• по развитию и коррекции умственной отсталостью в когнитивной сфере;
• на развитие слуховой и зрительной памяти;
• на развитие свойств запоминания;
• на обучение самоконтролю;
• на пространственную ориентировку в листе бумаги;
• на развитие произвольной памяти и внимания;
При составлении программы, мы опирались на принципы: развивающего обучения; учета возрастных и индивидуальных особенностей ребенка; постепенности; доступности.
Каждое коррекционно-развивающее занятие имеет следующую структуру:
1. Организационная часть. Содержит в себе ритуал приветствия, который способствует созданию благоприятного эмоционального фона в группе.
2. Основное содержание занятия. Содержит в себе реализацию последовательности коррекционно-развивающих упражнений и дидактических игр, направленных на решение задач занятия.
3. Заключительная часть. Включает в себя ритуал прощания и предполагает рефлексию занятия, то есть оценку занятия на эмоциональном и смысловом уровне.
Ожидаемые результаты: Повышение уровня развития памяти; выработка эффективных приёмов запоминания; повышение концентрации, переключаемости, устойчивости внимания; формирование самостоятельности в выполнении заданий; формирование положительной мотивации к учению.
Память умственно отсталых младших школьников нуждается в коррекции и развитии, чтобы повысить уровень развития памяти, рекомендуем разработанную нами редукционно - развивающую программу