Фатима Мегес
Коррекционная работа в ДОУ по требованиям ФГОС
▼ Скачать + Заказать документы
С внедрением ФГОС в систему образования коррекционная работа в нашем детском саду перешла на качественно новый уровень.
Основу плана коррекционной работы составляет продуманное распределение учебного материала. В коррекционную работу я включаю задания и игры, направленные на развитие внимания, памяти, сенсомоторных навыков, произвольности движений, самоконтроля, формирования мышления, эмоциональной сферы и коррекцию личностных нарушений.
Темочки:
- ФГОС. Внедрение и реализация
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» май 2017
В период дошкольного детства происходит интенсивное психическое развитие ребенка. За первые 6—7 лет жизни ребенок усваивает все основные виды человеческих действий, овладевает развернутой связной речью, устанавливает взаимоотношения со сверстниками и взрослыми. У него формируется познавательная деятельность: совершенствуется произвольное внимание, развиваются различные виды памяти, постепенно он овладевает словесно-логическим мышлением.
Перед собой как педагог психолог я поставила следующие цели:
-содействовать личностному и интеллектуальному развитию воспитанников;
-профилактика и преодоление трудностей в социальном и психологическом здоровье воспитанников;
-содействие педагогическому коллективу в гармонизации социально- психологического климата в ДОУ.
Для реализации этой цели я использую как уже апробированные программы: «Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь» Крюкова С. В., «Тропинка к своему я» Хухлаева О. В. Так же и программы, разработанные мной : «Адаптация детей к условиям ДОУ», «Подготовка детей к обучению в школе», «Развитие психических процессов детей 5лет», «Коррекция агрессивного поведения детей дошкольного возраста».
Каждая программа содержит цикл упражнений, игр, заданий, которые способствуют устранению тех или иных проблем.
В настоящее время одной из коррекционных задач психолога является обучение воспитателей новым методам и технологиям в игровой деятельности. В процессе игры воспитатель сосредоточен на положительных качествах ребенка. Правильный выбор игр и упражнений непростая задача, необходимо учесть возрастные особенности детей, уровень их интеллектуального и эмоционального развития, а также их интересы и предпочтения в игровой деятельности.
Я в своей практике широко использую технику К. Фопеля «Как научить детей сотрудничать», что помогает мне создать дружественную атмосферу взаимопомощи, доброжелательного общения друг с другом.
Кроме этого подбираю множество игр для детей с гиперактивными, агрессивными, дизадаптивными проявлениями в поведении.
Игры для детей в период адаптации направлены на снятие напряжения, которое они испытывают при разлуке с родителями.
Игры и упражнения:
«Повар», «Лодочка», «Тучка и дождик», «Божая коровка», «Лягушка», «Найди игрушку» и другие.
• Игры и упражнения :«Ловим комаров», «Поссорились два барана», «Зеркала», «Флажок», «Морские волны», «Драка», снимают напряжение, способствуют нормализации двигательной активности, снижают импульсивность, улучшают внимание детей с гиперактивным поведением.
• Игры: «Два барана», «Рубка дров», «Бумажные мячи», «Кулачок», «Тики –туки- бух», «Попроси игрушку», «Кукла Бобо», «Толкалки», «Прогулка с компасом», «Головомяч», устраняют мышечный тонус,, воспитывают доброжелательность, терпимость у детей с агрессивными проявлениями в поведении.
• Игры:«Помоги мишке найти мяч», «Достать колечко», «Ежик потерял колючки», «Собираем пирамиду»,»Прокати шарик», «Изготовь маме бусы»,способствуют развитию мелкой моторики и параллельно на развитие функций мозга.
Игры и упражнения: «Найди отличия», «Найди одинаковые предметы», «Чего не хватает на этом рисунке», «Запомни и расскажи», «Заполни ячейки», «Сопоставь цвет и форму», «Собери Никитинский квадрат», «Найди лишний предмет».
Все они направленны на улучшение познавательных функций дошкольников непосредственно связанные с развитием внимания, памяти, мышления, воображения являются залогом успешного обучения ребенка в школе.
Стараюсь формировать познавательные интересы ребенка через его включенность в различные виды деятельности (игра, исследование, наблюдение). Стараюсь разнообразить деятельность детей используя элементы арт – терапии, песочной терапии, сказкатерпии.
Исследование провожу в форме проектов, во время наблюдений – обращаю внимание детей на эмоционально- волевую сферу других людей.
В нашу жизнь широко вошли компьютерные технологии, электронные игры, игрушки, педагогам необходимо искать способы для активизации интереса детей вне этих технологий.
Одним из самых новых и развитых способов являются квест- игры.
Квест- технология имеет ряд особенностей: образовательная задача осуществляется через игровую деятельность и носит поисковой характер, самовыражение ребенка способствует внедрению новых технологических средств обучения, целенаправленно мотивируется эмоциональная и интеллектуальная активность ребенка.
Квест- игры могут проходить как группой так и индивидуально, как в помещении так и на улице.
В игры можно включать педагогов и родителей. Выбирать любую тематику и атрибуты. Главной задачей является безопасность детей их здоровье и психологическое благополучие.
Одним из основных критериев качества квеста является оригинальность, целесообразность, подчиненность сюжету.
Квест игра становится для детей уникальной, если взрослый включает:
-решение ребусов;
-разгадывание загадок;
-проговаривание чистоговорок;
-решение кроссвордов, головоломок;
-создание плакатов;
-разучивание танцев;
-организация поэтических поединков.
Образовательная деятельность в формате квест замечательно вписывается в концепцию, заданную ФГОС ДО. И становится отличной возможностью для педагога и детей увлекательно и оригинально организовать жизнь в детском саду. Квест, с его почти безграничными возможностями, оказывает неоценимую помощь педагогу, предоставляя возможность разнообразить воспитательно-образовательный процесс, сделать его необычным, запоминающимся, увлекательным, веселым, игровым.
Кроме активной работы с детьми осуществляю непосредственную работу с их родителями и педагогами. Провожу своевременные консультации и мастер классы со взрослыми, рекомендуя и обучая их формам правильного взаимодействия с детьми.
Важная особенность психического развития дошкольника состоит в том, что приобретаемые им знания, действия, способности имеют большое значение для его будущего развития, в том числе и для успешного обучения в школе.