Папки-передвижки

Консультация для педагогов «Коррекционная работа с детьми с ОВЗ»

Ольга Мауль
Консультация для педагогов «Коррекционная работа с детьми с ОВЗ»
▼ Скачать + Заказать документы

Коррекционная работа с детьми с ОВЗ

Установлено, что дети с отклонениями в развитии, живущие в интернатах, вследствие как умственной отсталости (у некоторых детей, так социальной изолированности, отличаются рядом особенностей от других детей. Наблюдается неадекватность поведения, отсутствие умения устанавливать отношения со взрослыми и другими. Однако, ученик, выйдя из стен интерната, должен стать полноправным членом общества и мы обязаны готовить своих воспитанников к этому. Мы несем особую ответственность за формирование и закрепление у них жизненно необходимых знаний и умений.

Публикация «Консультация для педагогов „Коррекционная работа с детьми с ОВЗ“» размещена в разделах

Большую роль играют занятия, проводимые во внеурочное время. В процессе своей воспитательной работы мы решаем множество самых разнообразных задач и работа наша многогранна. Я считаю, что одной из самых важных для наших детей является коррекционно-оздоровительная работа.

Программа коррекционно-оздоровительного обучения и воспитания.

I. Эмоциональной сферы и социального развития:

- Я

- Я и другие

II. Двигательной сферы:

- Общих движений

- Мелкой моторики пальцев рук и ног

III. Познавательного развития:

- Внимание, мышление, памяти, восприятия

- Пространственной ориентации

- Представления об окружающей действительности

IV. Речевого развития:

- Понимание речи

- Способов общения

- Наличие и характера фразовой речи

- Сформированность грамматического строя речи

V. Глаз

У ребенка, имеющего какие-либо отклонения от нормы, не бывает нарушена одна лишь способность к обучению. Чаще всего проблема связанна со становлением личности. Фактически в этом и заключается различие в развитии между нормальными здоровыми, но не очень способными детьми, и детьми с теми или иными нарушениями.

Многие из наших детей имеют низкий или нестойкий интерес к различным видам деятельности, склонны к отказу от неё из-за неуверенности в собственных силах при необходимости действовать самостоятельно и целенаправленно. Они своеобразно переживают ситуацию оценки их деятельности. Поверхностная привязанность, эмоциональная возбудимость, частая смена настроений приводит к сложностям в общении со сверстниками. Негативизм, боязнь, агрессивность не способствуют благоприятному развитию личности ребенка с ДЦП - поэтому очень важна своевременная коррекция эмоциональной сферы.

Во-первых, огромную роль играют взаимоотношения преподавателей и воспитанника. Этика их взаимоотношений должна быть доверительной, основываться на принципе творческого партнерства. Преподаватель должен быть искренним в разговоре на любую тему.

Главная цель – научить ребенка преодолевать собственную ущербность, формируя все – от умения вдеть больными руками нитку в иголку, до способности разрешать житейские конфликты и находить выходы из стрессовых ситуаций.

Очень важно понять духовный мир наших детей, хрупкость и ранимость их психики, вселить в них оптимизм и веру в собственные силы. Для изучения эмоциональной сферы проводила со своими воспитанниками разнообразные тесты: текстовые и в рисунках. Их результаты показывают отношения ребенка к своим близким, прочность семьи, их дружбу. После этого планировала индивидуальную работу с каждым ребенком и родителем.

Роль родителей велика в воспитании детей. Но часто они убежденны, что основная их миссия состоит в умении ограждать больного ребенка от трудностей. Методы воспитания в таких семьях сводятся к чрезмерной опеке, что в итоге превращает опекаемого в законченного эгоиста. Бывает и так, что с ребенком обращаются как с вещью, не имеющей мыслей и чувств, что превращает естественную зависимость от родителей в абсолютное подчинение. Малейшее проявление собственного Я, противоречащее родительскому мнению, вызывает особую нетерпимость. Как результат у больного ребенка изначально подавляется всякая способность к сопротивлению жизненным трудностям. Поэтому, чтобы добиваться результатов о коррекционно-эмоциональной сфере ребенка, нам нужно постоянно работать с родителями. Наша задача – изучить атмосферу в семьях детей и давать родителям конкретные советы о единых методах воспитания в семье и школе.

Дети с заболеваниями ДЦП порой бывают непредсказуемыми, поэтому очень важно научить их управлять своими эмоциями, для этого мы используем разнообразные упражнения психологического тренинга. Например, сюжетно-ролевые игры, игра «Покажи эмоции», тренинг «Печатная машинка».

Не менее важным является коррекция двигательной сферы. Это ежедневное утренняя гимнастика, физминутки на самоподготовках, подвижные и спортивные игры на прогулках, индивидуальная работа с каждым ребенком и большая работа по развитию мелкой моторики рук и ног.

Развитие мелкой моторики находится в тесной связи с развитием речи и мышления ребенка. Поэтому ежедневно стараемся делать какие-либо упражнения:

- Застегивать молнии, крючки;

- Разминать пластилин;

- Катать каждым пальцем по очереди мелкие камешки, бусинки;

- Сжимать и разжимать кулачки;

- Наматывать нитку на катушку;

- Завязывать узлы, шнуровать и т. д.

Обязательно проводим пальчиковую гимнастику. Дети очень любят выкладывать рисунки с помощью скрепок, цветных камешков, пуговиц.

Не меньше внимания уделяется и ногам. Известно, что восточная медицина с большим вниманием относится к ступне человека, утверждая, что именно там находятся важнейшие чувствительные точки организма, которые оказывают влияние как на физическое так и на психическое состояние организма. Можно утверждать, что мелкая моторика пальцев ног оказывает влияние на развитие соответствующих отделов головного мозга.

Для этого дети ходят босиком по коврику, на котором ими же нашиты разного размера пуговицы, по камешкам, делают разнообразные упражнения ступней и пальцев ног. Очень нравится детям рисовать, зажимая карандаш пальцами ног. Это способствует гармонизации работы обоих полушарий мозга.

Коррекция познавательного развития.

Этот раздел очень обширен, работа ведется постоянно в любой режимный момент дня. Вот показатели, которые характеризуют детей с ДЦП:

- Ребенок не способен удерживать внимание на деталях, допускает ошибки.

- Часто кажется, что ребенок не слышит обращенную к нему речь.

- Не может придерживаться предлагаемых для выполнения заданий инструкций, хотя понимает их.

- Систематически испытывает сложности в организации самостоятельной работы.

- Часто теряет вещи, проявляет забывчивость в повседневных ситуациях.

Для развития внимания и памяти проводим тесты, игры, которые печатаются в медико-педагогической литературе. А вообще, для коррекции познавательного развития используем разнообразные формы и методы работы с детьми. Это наблюдения в природе, чтении книг, дидактические, сюжетно-ролевые игры, викторины, беседы. И, конечно, индивидуальная работа с каждым ребенком.

Коррекция речевого развития.

Работа ведется согласно рекомендациям логопеда. Заучиваем стихи, чистоговорки, скороговорки, считалки. Беседуем индивидуально с каждым из детей, стараясь развивать то, что для него более важно.

Коррекция глаз

Для профилактики глазных заболеваний, улучшения зрения, уменьшения утомления глаз разработана целая система упражнений для глаз. Мы используем следующие:

1. Упражнения, снимающие утомление глаз:

- Крепко зажмурить глаза на 4 секунды;

- Открыть на 4 секунды;

- Повторить 6-7 раз.

2. Быстро моргать в течение 1 – 2 минуты.

3. Закрыть глаза и массировать веки круговыми движениями пальцев в течение одной минуты.

4. Растирание ладоней и прикладывание их центра к глазам.

5. Использование плакатов по ориентированию в пространстве: «Сосчитай до 100», «Куда полетела муха» и др.

Гимнастика для глаз для учащихся 1 – 3 класса.

1. Исходное положение – сидя, откинувшись на спинку стула. Глубокий вдох. Наклоняясь вперед к крышке парты, выдох (5-6 раз)

2. И. п. – сидя откинувшись на спинку стула. Прикрыть веки, крепко зажмурить глаза, затем открыть (4 раза).

3. И. п. - сидя, руки на поясе. Повернуть голову вправо, посмотреть на локоть правой руки (затем влево). Вернуться в исходное положение (5-6 раз).

4. И. п. – сидя. Посмотреть на классную доску 2-3 секунды, поставить руки по средней линии лица на расстоянии 15-29 см. от глаз, перевести взор на конец пальца и смотреть на него 3-5 секунды, опустить руку (5-6 раз).

5. И. п. – сидя, руки вперед. Посмотреть на кончики пальцев, поднять руки вверх, следить глазами за руками, не поднимая головы. Руки опустить, выдох (4-5 раз).

Итак, чтобы добиться результатов в работе, надо любить свою профессию, любить детей, не быть равнодушными к ним, относиться к каждому ребенку с уважением и пониманием, соприкасаться с его чувствами и переживаниями.

Всё это окажет влияние на психический настрой и самочувствие детей, на их учебные успехи и поведение, на отношение к учебе, школе, друг к другу.

Публикации по теме:

Коррекционная деятельность педагога в работе с детьми, имеющими нарушения опорно-двигательного аппаратаКоррекционная деятельность педагога в работе с детьми, имеющими нарушения опорно-двигательного аппарата В работе с детьми, имеющие двигательные расстройства, встречаются легкие нарушения, такие как нарушения осанки, деформация грудной клетки,.

«Ворота Царского Села». Консультация для педагогов и беседа с детьми с ИКТ Годовая тема работы нашего сада - краеведение. Родители во всем поддерживают нас и живо откликаются на предложения погулять с детьми в парках,.

Консультация для педагогов «Работа с родителями по экологическому воспитанию дошкольников» Работа с родителями по экологическому воспитанию дошкольников. Нас в любое время года Учит мудрая природа: Птицы учат пению. Паучок терпению.

Консультация для педагогов «Логопедическая работа с обучающимися с РАС»Консультация для педагогов «Логопедическая работа с обучающимися с РАС» Уважаемые коллеги, сегодня я хочу поделиться с вами опытом работы с обучающимися, имеющими расстройства аутистического спектра. Я работаю.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для педагогов «Коррекционная работа с детьми с ОВЗ»
Опубликовано: 10 октября 2024 в 16:43
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация для педагогов «Коррекционная работа с детьми с ОВЗ»» (включая файлы) размещена пользователем Ольга Мауль в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День первого льда. Папка-передвижка «Осторожно, тонкий лед!»

В конце ноября проводится Единый день безопасности на льду для предупреждения несчастных случаев с детьми на водоемах. К этому времени в большинстве российских регионов устанавливаются морозы, и водоемы...

24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД