Вера Андреева
Коррекционная работа по развитию графомоторных навыков у леворуких детей младшего школьного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Среднее число молодого поколения, которые предпочитают левую руку правой, составляет 7-12% от общего числа детей и подростков нашей страны, и замечено, что происходит увеличение их числа. Ребенок-левша подвергается негативному восприятию окружающих с раннего детства, так как окружающий мир состоит преимущественно из правшей, вследствие этого он испытывает давление и некоторые неудобства. А. П. Чуприков называет это состояние декстрастресс - невротическое состояние леворуких.
Публикация «Коррекционная работа по развитию графомоторных навыков у леворуких детей младшего школьного возраста» размещена в разделах
Количество таких людей в России составляет приблизительно 15-18 млн. Стоит заметить, что их число стало увеличиваться после того, как отечественная система образования позволила леворуким детям обучаться, ведь до 1985 г. существовало мнение о том, что левша не способен обучаться и его необходимо переучивать.
Возросшее число школьников с преобладающей левой рукой требует от нас проведения специальной работы по их приспособлению к миру, где большинство людей являются правшами, а также развитие у них графо-моторного навыка. Довольно болезненно это переживают первоклассники, которые все еще занимаются по методикам, рассчитанным на праворукое большинство.
Исследованием особенностей леворуких занимались такие ученые, как Г. Дейч, С. Спрингер и Х. Килер; М. Г. Князева, С. П. Ефимова, Н. Н. Богданов, М. М. Безруких, Н. Н. Брагина, Т. А. Доброхотова.
В настоящее время исследователями активно изучается процесс письма у леворуких детей : выявляется специфика овладения ими письменной речью, разрабатываются прописи для леворуких детей. Но работа над графомоторными навыками у леворуких детей младшего школьного возраста сталкивается с недостаточностью программно-методической литературы.
Леворукие дети, как правило, демонстрируют сниженный темп письма и зеркальные движения, что, несомненно, влияет на успешность овладения ребенком письменной речью.
Детям-левшам младшего школьного возраста требуется вспомогательная коррекционная помощь для формирования письма, которую они могут получить через специально созданные коррекционные занятия, направленные на избежание свойственных им ошибок и целенаправленное научение графомоторным навыкам.
Наше исследование заключалось в выявлении эффективности использования приемов коррекционной работы в процессе формирования графомоторных навыков у леворуких детей младшего школьного возраста.
Приступая к работе, мы составили комплекс диагностик, представляющий собой совокупность различных методик, направленных на выявление уровня сформированности графомоторных навыков у леворуких детей младшего школьного возраста.
Диагностика проводилась по следующим критериям:
1. Определение уровня развития мелкой моторики рук (по методике Н. О. Озерецкого и Н. И. Гуревич).
2. Определение уровня развития пространственных представлений (по методике Т. А. Павловой).
3. Выявление трудностей зрительного восприятия (переработанная М. М. Безруких тестовая методика M. Frosig).
4. Определение развития графического навыка (по методике Н. В. Нижегородцевой).
Исследование проходило на базе одного из дошкольных учреждений Республики Хакасия, длительность исследования составила 1 год. Для проведения исследования мы взяли 7 детей с преобладающей левой рукой младшего школьного возраста.
По окончанию констатирующего этапа было выявлено: у 4 детей (57%) – низкий уровень владения графомоторными навыками, у 3 детей (43%) - средний уровень владения графомоторными навыками. Высокого уровня выявлено не было.
В связи с этим были сделаны выводы о необходимости формирования графомоторных навыков у леворуких детей младшего школьного возраста. Мы основывались на положении о том, что леворуким детям младшего школьного возраста необходима направляющая коррекционная помощь в овладении процессом письма, которую он может получить через специально-организованные коррекционные занятия, направленные на устранение типичных ошибок, и целенаправленное научение детей графомоторным навыкам с помощью специальных упражнений.
Для осуществления практической цели нашей работы мы отобрали несколько направлений коррекционной работы по развитию графомоторных навыков у леворуких детей. В том числе:
1) упражнения на развитие мелкой моторики, которые включают в себя массаж и самомассаж рук и пальчиковые игры.
Массаж рук (с мячом-ежиком)
- Я мячом круги катаю, (мяч между ладоней)
- Взад-вперед его гоняю, (смена рук)
- Им поглажу я ладошку, (соответственно)
- Будто я сметаю крошку, (смена рук)
- И сожму его немножко, (соответственно)
- Как сжимает лапу кошка (смена рук)
- Каждым пальцем мяч прижму (соответственно)
- И другой рукой начну (смена рук)
- А теперь последний трюк:
- Мяч летает между рук, (переброс мяча)
Пальчиковая игра «В гости к большому пальчику»
В гости к пальчику большому
Приходили прямо к дому
Указательный и средний,
Безымянный и последний
Сам мизинчик-малышок
Постучался об порог.
Вместе пальчики-друзья,
Друг без друга им нельзя.
Результаты исследований указывают на то, что состояние двигательной сферы существенно влияет на процесс овладения письменной речью и графо-моторную компетентность.
2) упражнения на развитие зрительно-пространственной координации при копировании контуров предметов.
«Дорисуй картинку и продолжи узор»
Данные упражнения развивают устойчивость и объем зрительного восприятия, что поможет избежать ошибок при письме.
3) упражнения на развитие пространственно-графической ориентации.
Упражнение «Перерисуй-ка»
Упражнение: «Найди ошибки»
При восприятии буквы у ребенка формируется «образ»- графема. Он вычленяет отдельные элементы, сравнивает их, отбирает нужные, группирует их в букву.
4) упражнения на развитие направленных движений руки.
Упражнение: «Обведи по точкам»
В процессе письма участвуют предплечье, запястье, пальцы рук. Упражнения, которые предлагаются детям, развивают не только физическую работоспособность, но и направленные движения руки, что в свою очередь позволяет ребенку затрачивать меньше усилий при письме.
Таким образом, комплекс разнообразных многонаправленных упражнений и заданий помогут организовать работу с леворукими детьми.