Наталья Душина
Коррекционная работа по формированию звукового анализа и синтеза слов
▼ Скачать + Заказать документы
Умение выделять из слова отдельные звуки еще не обеспечивает навыков звукового анализа, необходимых для успешного овладения грамотой. Это только его начальная ступень. Звуковой анализ включает в себя не только различение и вычленение того или иного звука, но и установление его точного места в слове. Именно звуковой анализ объединяет звукопроизношение, чтение и письмо. Поэтому основная задача второго этапа подготовки к обучению грамоте состоит в том, чтобы научить детей устанавливать точное место звука в слове, определять последовательность звуков в слове. Формирование звукового анализа предусматривает последовательное использование слов разной степени трудности. В этот период обучения педагогу особенно внимательно следует подбирать материал для звукового анализа. Ему подлежат лишь те слова, в которых все звуки ясно слышатся и произносятся. Предметом анализа являются именно звуки, а не буквы.
Публикация «Коррекционная работа по формированию звукового анализа и синтеза слов» размещена в разделах
Формирование полноценного звукового анализа предусматривает определенную последовательность действий ребенка. Сначала дети проводят звуковой анализ слова, опираясь на данную учителем – логопедом условно-графическую схему звукового состава этого слова. Они последовательно выделяют звуки из слова на основе громкого проговаривания, называют каждый выделенный звук, соотносят его с квадратом графической схемы и обозначают фишкой (условным заменителем звука). Условное обозначение звуков речи в структуре слова является наиболее благоприятным приемом для перехода к обозначению звуков буквами при обучении детей, испытывающих трудности в усвоении письма и чтения. При этом необходимо, чтобы каждый ребенок знал и мог объяснить, что отображает условно-графическая схема, на что указывают ее квадраты, чем определяется их количество в схеме, что обозначают фишки.
Далее последовательное выделение звуков в слове происходит так же, но уже без готовой схемы звукового состава слова. Дети выкладывают фишки, обозначая разными цветами гласные и согласные звуки. Кроме того, они сами вычерчивают условно - графические схемы звукового состава слов цветными ручками иди карандашами (на доске — цветными мелками). Они как бы записывают слово без букв. Создаваемые самими детьми условно-графические схемы помогают им глубже проникнуть в звуковую структуру слова.
По мере развития и закрепления умения последовательно выделять звуки из слова детям предлагается заменить фишки, обозначающие гласные звуки, соответствующими буквами. Введение в схему звукового состава букв, обозначающих гласные звуки, предупреждает в дальнейшем пропуск гласных на письме, а также подготавливает детей к обучению чтению: они приобретают навык ориентироваться на гласную, сливая звуки в слоги.
Обозначив звуки цветными фишками и буквами, дети проверяют правильность выполненного ими задания: "читают" по схеме проанализированное ими слово. Термин "чтение" здесь употребляется условно. Это "чтение" по следам звукового анализа : опираясь на последовательный ряд клеток схемы (по количеству фонем в слове, их цвет и буквы на месте гласных звуков, ребенок воссоздает звуковой образ слова. Ближе к собственно чтению задания, связанные со словоизменением и словообразованием. Например, в проанализированном детьми слове стол им предлагается заменить гласную о на у и "прочитать" получившееся слово; в схеме звукового состава слова рама заменить первую гласную а на о и "прочитать" новое слово.
Следующим этапом работы является анализ звукового состава слов без условно-графической схемы, только на основе проговаривания вслух. Действие звукового анализа считается сформированным после того, как ребенок самостоятельно может последовательно выделить на слух звуки, входящие в слова различных слоговых структур.
Принципиальное значение использования схем для общего развития ребенка видел крупнейший психолог нашего времени Л. С. Выготский: ". схемы, как и понятия, содержат только существенные и постоянные признаки предметов". Развивая и воплощая эту идею, российские психологи и педагоги установили, что наглядные модели являются специфическим средством, позволяющим детям усваивать обобщенные знания о некоторых связях и закономерностях реальной действительности.
Последовательно выделяя звуки, дети в то же время закрепляют знания о двух основных группах звуков русского языка — гласных и согласных, с которыми они познакомились на 1-м этапе подготовки к обучению грамоте, знакомятся с твердыми и мягкими согласными, овладевают соответствующими терминами: "звук", "буква", "гласные", "согласные", "твердые и мягкие согласные", "слово", "предложение". Значительное место занимает работа по дифференциации терминов "звук" — "слово", "звук" - "предложение".
Практическое ознакомление с предложением, слов
В период подготовки к обучению грамоте предусмотрено практическое ознакомление с предложением и словами. Сюда входит: составление словосочетаний, нераспространенных и распространенных предложений; правильное и отчетливое их произнесение, понижение голоса в конце предложения; членение предложений на слова, последовательное выделение их из предложений, определение их числа; уточнение лексического значения слов; умение слышать отдельные предложения в общем потоке речи; овладение терминами "слово", "предложение"; дифференцированное употребление этих терминов; правильное употребление вопросительных слов и построение вопросительных предложений.
Вычленению предложений из связной речи, отработке интонации конца предложений, а также дифференцированному употреблению терминов "предложение" и "слово" помогают разнообразные методические приемы. Одним из наиболее действенных является использование условно-графической схемы предложения. Каждое выделенное из связной речи предложение обозначается длинной полоской бумаги. Затем вычленяются отдельные слова : проговаривая каждое слово, дошкольники обозначают его короткой полоской черной бумаги. Предложения и составляющие их слова выделяются : из устного рассказа учителя - логопеда (из двух — четырех предложений, из предложений, составленных самими детьми, из выученных наизусть загадок и стихотворений.
Возможен обратный ход анализа. Дается готовая схема предложения, которая показывает количество слов, входящих в него. По этой схеме дети придумывают предложения, проговаривают их вслух и накладывают на схему короткие подоски, обозначающие слова.
Выделение (слов из предложения, составление его схемы, придумывание предложений по готовым схемам — все это требует активной мыслительной деятельности, работы речедвигательного аппарата, слуха, зрения). Кроме того, дети производят практические действия с полосками — условными заместителями предложений и слов : моделируют предложение, обозначают его начало и конец, количество и последовательность входящих в него слов. Осмысленное и правильное составление предложений в устной речи является основой для усвоения правил написания слов и предложений, выделения предложений при письме. А умение устанавливать взаимосвязи между словами в словосочетаниях : будет содействовать выработке орфографических навыков.
В этот период обучения начинается работа по коррекции неправильного употребления форм существительных творительного падежа единственного числа (любуюсь Москвой, кормлю зерном) и родительного падежа множественного числа (много тетрадей, коробка конфет). Речевым упражнениям можно придать игровой характер. Например, детям предлагают загадки в виде развернутых определений: кем работает человек, который готовит обед (поваром, учит детей (учителем, растит телят (телятницей, доит коров (дояркой) и т. д. Ребенок должен ответить словосочетанием или предложением (работает почтальоном или человек, который разносит письма и газеты, работает почтальоном). За каждый правильный ответ он получает какую—либо награду. Выигрывает тот ряд, который имеет больше наград.
Большой интерес вызывает игра "Один, много, нет", дошкольники называют демонстрируемые им игрушки. Например, один шар, две машины, много кукол, много мячей. Они должны запомнить все игрушки, закрыть глаза, а открыв их, определить, какие предметы убраны, и сказать, например, нет мячей.
Можно составлять словосочетания и предложения по наглядно воспринимаемой ситуации, употребляя глаголы, числительные и существительные: повесили пять флажков, посадили шесть деревьев, вымыли пять чашек и т. д.
Указанные упражнения играют не только коррекционную, но и пропедевтическую роль: дети приобретают практический опыт изменения существительных по числам и падежам, т. е. начинают готовиться к усвоению материала последующих классов.
Подготовка к обучению грамоте включает в себя работу по развитию речи. Развитие речи — не какой—либо специальный раздел курса, это методический принцип обучения родному языку.
Развитие словарного запаса, связной речи детей входит неотъемлемой составной частью в изучение любой темы. Целенаправленное развитие речи дошкольников имеет принципиальное значение дня нормализации их общения, усвоения всех полученных знаний и, наконец, для профилактики дисграфии. Необходимо активизировать устную речь детей, сделать предметом их внимания слово, словосочетание и предложение в целом, учить их говорить не торопясь, достаточно громко, литературно правильно, интонационно выразительно.
В содержание подготовки детей к обучению грамоте входит и словарная работа. Дети уточняют значение слов, узнают их смысловые оттенки, знакомятся с новыми словами, соотнося их с предметами и явлениями окружающего мира. Одновременно уточняются и расширяются конкретные впечатления и представления об окружающем мире. Непосредственно решение этой задачи осуществляется по программе курса "Ознакомление с окружающим миром", на уроках по подготовке к обучению грамоте указанная работа также занимает значительное место, но в плане организации словесного высказывания. Дошкольники целенаправленно учатся давать полные ответы на вопросы педагога о виденном, о собственных впечатлениях, наблюдениях и практической деятельности. Они осваивают умение описывать какой-либо предмет, явление, событие в определенной последовательности, избирательно пользоваться языковыми средствами: употреблять точные наименования предметов, их признаков, действий, указывать место и время событий.
Специальное внимание следует уделить употреблению предлогов, обозначающих пространственные отношения (на, над, под, за, между, перед). Рассматривая предметы и их изображения, осуществляя какие-либо действия с предметами, дети учатся различать их взаимное расположение и обозначать эти отношения с помощью соответствующих предлогов и наречий. Например, педагог выстраивает несколько детей друг за другом. Остальные показывают и говорят: кто за, между и перед кем стоит. Аналогичную работу можно организовать по любой картинке, где четко воспринимается - расположение персонажей или предметов в пространстве. (Подобные задания дети выполняют и на уроках ознакомления с окружающим миром, и на уроках математики.) На занятиях они необходимы не только для организации речевого высказывания, но и в целях подготовки к звуковому анализу. (В слове сом первый звук [с], за ним — звук [о], за ним — [м]; гласный звук [о] между согласными [c] и [м] и т. д.)
Развитию речи детей способствует заучивание наизусть образных словосочетаний, небольших предложений, стихотворений. В этот период обучения дети учатся слушать и пересказывать короткие сказки и рассказы, составлять рассказы по серии сюжетных картин или по отдельной сюжетной картине.
При обучении формируется умение слушать педагога и товарищей, воспитывается внимательное и доброжелательное отношение к ответам товарищей. Следует учитывать, что коррекционная работа эффективна только тогда, когда ребенок имеет возможность развернуто высказывать свои мысли, когда его внимательно выслушивают, не перебивая. В случае затруднений не следует торопиться с подсказкой, а организовать работу так, чтобы дети сами подошли к необходимому решению.