галина полякова
Коррекционная работа музыкального руководителя. Основные понятия
▼ Скачать + Заказать документы
Коррекционная работа с детьми, имеющими ОВЗ средствами музыкального искусства определяет необходимость употребления клинико-психологической терминологии, принятой дефектологии.
Коррекция — система психолого-педагогических мер, направленных на исправление, сглаживание недостатков психофизического развития ребенка.
Компенсация — сложный процесс приспособления, перестройки организма вследствие произошедших нарушений или недоразвития функций человека.
Публикация «Коррекционная работа музыкального руководителя, Основные понятия» размещена в разделах
Реабилитация (в медико-психолого-педагогическом значении) — восстановление функций, включение ребенка с проблемами в гущу событий жизни. Резервы воздействия музыкального искусства на личность ребенка используются полностью в том случае, если решаются коррекционно-развивающие и психокоррекционные задачи. Это обусловливает применение арт-терапевтических техник и терминологии, связанной с ними.
Арт-терапия (по отношению к специальному образованию) — синтез нескольких областей научного знания (искусства, медицины, психологии). В лечебной и психокоррекционной практике — совокупность методик, построенных на применении разных видов искусства в своеобразной символической форме и позволяющих с помощью стимулирования художественно-творческих (креативных) проявлений ребенка с проблемами осуществлять коррекцию нарушений психосоматических, психоэмоциональных процессов и отклонений в личностном развитии.
Музыкотерапия — один из видов арт-терапии. Это своеобразное психо-коррекционное направление в медицине и психологии, имеющее в своей основе несколько аспектов воздействия: психосоматическое, психотерапевтическое, психологическое. Рецептивное, регулятивное, катарсистическое (очищающее) влияние музыки позволяет использовать ее в таком качестве в психо-коррекционной работе с детьми, имеющими проблемы в развитии.
Вокалотерапия — активный вид музыкотерапии, обеспечивающий коррекцию психоэмоциональных нарушений, социально-адаптационных трудностей и выполняющий лечебно-оздоровительную функцию.
Имаготерапия — один из видов арт-терапии, в основе которого лежит театрализация психокоррекционного процесса.
Кинезитерапия — своеобразный вид терапии движениями, усиливающий общую реактивность организма, повышающий его устойчивость, способствующий разрушению патологических динамических стереотипов, возникающих во время болезни, и создающий новые, обеспечивающие необходимую адаптацию.
Релаксация — расслабление, снятие психомоторного, психо-эмоционального напряжения.
Катарсис — «очищение», которое может испытывать человек, как на уровне психофизических функций, так и на психо-духовном уровне человеческого организма. В духовно-эмоциональном смысле очищение обеспечивается воздействием искусства, где выделяются эмоциональный, эстетический, этический аспекты катарсиса.
Круг терминов методики музыкального воспитания достаточно широк. Поскольку методика музыкального воспитания детей с проблемами — развивающаяся область научного знания, ее понятийный аппарат, с одной стороны, находится как бы в оболочке уже признанной терминологии специальной психологии и педагогики, а с другой — намечается процесс появления терминов артпедагогики (художественной педагогики) и арт-терапии, отражающих коррекционную направленность помощи детям с проблемами средствами движений, музыки и слова.
Артпедагогика (художественная педагогика) по отношению к специальному образованию — синтез двух областей научного знания (искусства и педагогики, обеспечивающих разработку теории и практики педагогического коррекционно-направленного процесса художественного развития детей с недостатками развития и вопросы формирования основ художественной культуры через искусство и художественно-творческую деятельность (музыкальную, изобразительную, художественно-речевую, театрализованно - игровую)
Коррекционно-направленная музыкальная деятельность — психолого-педагогически ориентированная форма художественной деятельности, нацеленная на коррекцию отклонений в развитии детей средствами музыкального искусства.
Музыкальные занятия — форма музыкальной деятельности, обеспечивающая музыкально-эстетическое развитие детей с учетом их возрастных особенностей.
Музыкально-ритмические движения — вид музыкальной дея-тельности, построенный на взаимосвязи музыки и движений, где основой служит ритм.
Предметом методики музыкального развития являются теория и практика музыкального воспитания детей с проблемами, включающие в себя изучение особенностей, технологии, условий, обеспечивающих коррекционно-развивающий и музыкально-терапевтический процесс использования музыкального искусства в работе с детьми данной категории.