Татьяна Вишневецкая
Консультация музыкального руководителя «Воспитатель — главный помощник музыкального руководителя»
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация музыкального руководителя - «Воспитатель — главный помощник музыкального руководителя».
Составила: Музыкальный руководитель Вишневецкая Татьяна Васильевна МДОУ №17 г. Энгельс Саратовская область.
Публикация «Консультация музыкального руководителя „Воспитатель — главный помощник музыкального руководителя“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Консультации для родителей
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Музыка. Консультации для родителей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2018
В детском саду мы ежедневно занимаемся музыкальной деятельностью. Работаем над развитием музыкальных способностей, прививаем эстетический вкус. Детский сад и семья два главных коллектива, ответственных за развитие и воспитание ребенка.
Музыкальное искусство имеет огромное значение в умственном, нравственном, эстетическом и физическом воспитании. Начинаем работать с детьми в возрасте от полутора лет и, провожаем их в школу. На этом этапе пути продолжительностью в шесть лет ребята систематически, последовательно занимаются всеми видами музыкальной деятельности. Учим детей петь, танцевать, слушать, играть на музыкальных инструментах.
В процессе разучивания, пения у детей развивается память, крепнут голосовые связки, умение правильно дышать. Идет постоянная работа над дикцией, ребенок учится правильно пропевать звуки, слова, предложения. Учим детей выразительно, ритмично, красиво танцевать. Выражать в танце свои чувства и эмоции. Дети учатся приглашать на танец друг друга и провожать после танца. Танцевать - это очень полезно для здоровья, у ребенка развивается правильная осанка, в дальнейшем он будет чувствовать себя уверенно в любой ситуации. Так же прививаем любовь к классической музыке, расширяется кругозор. При систематическом слушании музыки у детей вырабатывается усидчивость, внимание,- это уже подготовка к школе и дальнейшей жизни. Мы видим в каждом ребенке таланты и способности, помогаем развивать их в дальнейшем. На праздничных утренниках и вечерах развлечений мы показываем, как наши дети занимаются вокалом, учатся правильно владеть своим голосом, дыханием. И с раннего возраста закладывается основа для правильной постановки голоса, тем самым увеличивается объем легких, это является профилактикой респираторных заболеваний.
Музыкально –ритмические движения, игры, театрализованные спектакли заставляют детей переживать выраженное в музыке, а это в свою очередь, влияет на качество исполнения. Радуясь музыке, ощущая красоту своих движений ребенок эмоционально обогащается, испытывает особый подъем, жизнерадостность.
Воспитатель отвечает за осуществление музыкального воспитания детей своей группы. Он должен согласовывать свою работу в этом плане с музыкальным руководителем.
Воспитатель должен активно участвовать в процессе общения детей на музыкальном занятии. В младшей группе воспитатель поет вместе с детьми. В средней и старшей группе – помогает разучивать песни и вместе с музыкальным руководителем оценивает выученные правила, произведения.
В младших группах обучение музыкально-ритмическим движениям воспитатель участвует во всех видах музыкальной деятельности : движениях, активизируя малышей.
В средней, старшей и подготовительной группе, при обучении музыкальным ритмичным движениям, воспитатель действует по мере необходимости, показывает отдельные движения, напоминает построение и дает детям отдельные указания в темпе, игре.
Воспитатель
направляет самостоятельную музыкальную деятельность детей, то есть включает музыку в игры, прогулки, трудовой процесс, использует материал, выученный с музыкальным руководителем.
Воспитатель должен присутствовать на музыкальных занятиях, а также на занятиях с музыкальным руководителем. После занятия воспитатель должен учитывать успехи, достижения ребят, подбирает музыку для утренней гимнастики и т. д.
Воспитатель вместе с музыкальным руководителем должен составлять план совместной работы.
Воспитатель участвует в отборе музыкального материала, используя его на утренней гимнастике, изобразительной деятельности, работе по развитию речи и ознакомлению с окружающим миром.
Воспитатель должен систематически работать над собственным исполнительством (пение, музыкально-ритмические движения, конспектировать методическую литературу, должен творчески работать над сценариями праздников, вечеров развлечения. Но следует помнить, что всё преподносится детям в игровой форме. Мы используем наглядный материал, иллюстрации, игрушки.
Как правило, дети испытывают большую потребность в игрушках. С помощью игрушечных музыкальных инструментов музыка проникает в быт семьи. Как пользоваться такими музыкальными игрушками? Взрослый исполняет знакомые для детей музыкальные произведения, а дети слушают.
Мы стараемся выбирать мелодии, где нет больших интервалов, скачков. Играем вначале в медленном темпе, чтобы ребёнок мог проследить за нашим исполнением. Затем ребёнок присоединится к нам и только потом – попытаемся исполнить мелодию самостоятельно.
Дошкольники очень хорошо чувствуют эмоциональную выразительность музыки, наслаждаются ею, понимают
красоту звуков. Поэтому необходимо способствовать развитию музыкальных способностей ребёнка – развивать музыкальную память, чувство ритма, музыкальный слух, не только на музыкальных занятиях, но и с помощью музицирования. Всё это доступно детям, если правильно научить их.
Воспитатель - главный помощник музыкального руководителя в образовательной деятельности ДОУ. Воспитатель и музыкальный руководитель должны помогать и дополнять друг друга, работать слаженно. Только при правильной постановке работы можно добиться высоких результатов.
«Развитие коммуникативных способностей у дошкольников в музыкальной деятельности»
Музыкальный руководитель :
Общение – одна из основных психологических категорий. Человек становится личностью в результате взаимодействия с другими людьми.
Понятие «общение» тесно связано с понятием «коммуникация». Термин «коммуникация» по мнению, определяется, как «смысловой и идеально-содержательный аспект социального взаимодействия».
Дошкольное детство представляет важный период в становлении личности ребенка, в том числе в его коммуникативном развитии. За период детства ребенок проходит ряд этапов социализации: несамостоятельные элементы интеракции, возникновение потребности ребенка в общении со сверстниками, адаптация к дошкольному учреждению, умение подчинять свое поведение законам детских групп на основе усвоенных правил и норм поведения. Таким образом, если на каждом из этих этапов создан благоприятный социум, вовремя формируются необходимые коммуникативные навыки, соответствующие данному возрасту, то уже 5-6-летний ребенок свободно общается с окружающими, соблюдая нормы и правила, принятые в данном обществе.
Старший дошкольный возраст становится своего рода ступенькой для перехода ребенка в школу, что несет в себе новые требования к умениям и навыкам общения. Если у ребенка сформирована не только мотивационно - потребностная сфера, развита познавательная активность, но и выработано умение строить взаимоотношения со сверстниками и взрослыми, ему легче адаптироваться в новом коллективе, он быстрее усваивает вновь вводимые навыки общения. Поэтому уже в дошкольные годы желательно развивать у воспитанника коммуникативные способности, обеспечивающие эффективность его общения и совместимость с другими людьми.
Перед педагогами дошкольного учреждения стоит задача создания условий, способствующих организации эмоционально благоприятной атмосферы в группе и формированию у детей чувства уверенности в своих силах.
Коммуникативное развитие должно осуществляться во всех сферах деятельности детей: игровой, трудовой, познавательной, художественной и т. д. Безусловно, музыкальная деятельность дает возможность эффективно развивать коммуникативные способности на любом возрастном этапе дошкольного детства.
Музыка – искусство, обращенное к душе человека, что дает возможность эффективно использовать ее в коммуникативном развитии детей. При работе над формирование культуры общения у дошкольников можно успешно использовать способность музыки вызывать у ребенка необходимые эмоциональные состояния.
В работе на музыкальных занятиях для развития коммуникативных умений и навыков были использованы следующие формы работы: коммуникативные круговые танцы, игры-приветствия, коммуникативные и контактные игры, народные хороводные игры.
В разделе «Пение» использованы методические приемы, развивающие умение слушать товарища и подстраивать свой голос под его пение.
При слушании музыки обращалось внимание детей на культуры слушания (умение слушать музыку вдумчиво, высказываться только по окончании звучания).
Игра в оркестре помогала детям научиться исполнять музыкальное произведение слаженно, не выделяясь из общего звучания.
В разделе «Музыкально-ритмические движения» делался акцент на привитие навыков культуры поведения: мальчикам – умения пригласить девочку на танец и проводить на место по его окончании; девочкам – умение принять приглашение или отказать, не обидев партнера.
Консультация музыкального руководителя для воспитателей
Тема:
«Роль музыкально – дидактических игр в организации самостоятельной деятельности детей».
Цель: Разъяснить роль воспитателя в организации самостоятельной деятельности детей; познакомить с рядом музыкально – дидактических игр. Составила: музыкальный руководитель Вишневецкая Татьяна Васильевна.
Игра – прекрасная форма деятельности, способствующая привитию умения приблизить, расположить к себе всех детей, в том числе и малоактивных. Руководя игрой, воспитатель следит, чтобы дети соблюдали правила, точно выполняли задания, связанные с содержанием игры. Результативность обучения игре создаётся тогда, когда воспитатель сам активно участвует в этой игре, становится её полноправным участником.
Музыкально – дидактическим играм предшествуют занятия, на которых постепенно усложняются задачи, требующие самостоятельных действий в игре. Для самостоятельной игры детей характерно подражание взрослым, но прямое подражание свойственно всё же играм младших дошкольников. Поэтому воспитатель при проведении игры обращает внимание, чтобы ребёнок, следуя образцу воспитателя или других детей, проявлял инициативу, выдумку, элементы творчества.
Музыкально – дидактические игры проводятся с разным по численности составом детей (всей группой, подгруппой или индивидуально). Со всеми детьми одновременно можно провести игры «В лесу, «Кошки и мышки», «Колобок», «Знакомые песни». С подгруппой – «Где мои детки?», «Колобок», «Кто в домике живёт?». При объединении детей следует учитывать особенности каждого. Например, малоактивный и застенчивый ребёнок отказывается включаться в игры, где участвует много детей, зато с охотой откликается на предложение организовать игру только для двоих. (Например, «Матрёшки».)
Музыкально – дидактические игры, находящиеся в музыкальных уголках, надо периодически менять, учитывая интересы и желания детей. Организуя самостоятельные игры детей, необходимо избегать стихийности. Ведь музыкальная игра, как и любая другая, таит в себе большие педагогические возможности. В ходе игры складываются отношения между детьми, проявляются черты характера. Вот почему воспитатель пристально, внимательно следит за игрой и в случае необходимости приходит детям на помощь. Например, дети часто затрудняются с выбором ведущего. Обычно один и тот же ребёнок постоянно находится в этой роли. Тактично надо подсказать детям – ввести очередность в выборе ведущего. Или ребёнок долгое время играет на одном и том же инструменте, никому его не уступая. Надо умело объяснить, что все в игре подчиняются общим правилам. 2 Организуя музыкальные игры, необходимо предоставлять детям больше самостоятельности. Практика показывает, что чем больше доверяешь детям, тем сознательнее, отзывчивее, добросовестнее они относятся к порученному. Так, вполне разумно предоставлять детям самим выбрать игру, распределить роли, инструменты, а при необходимости только разрешить конфликтные ситуации. В игре возникают определённые формы общения детей. Наблюдая за детьми, можно заметить, что хорошо организованная игра на следующий день повторяется в том же составе. Это и понятно: все старались, ещё вчера они договорились, кто на каком инструменте будет играть, ещё вчера они выбрали нового ведущего. Таким образом, у детей развивается чувство товарищества, взаимопомощи. В игре у детей возникает обмен игровым опытом. Если работу вести систематически и последовательно, то к старшему возрасту все дети смогут играть на разных инструментах, ансамблем. Они лучше проявляют себя в играх в часы досуга, становятся всё более активными на музыкальных занятиях.
«Кошки и мышки»
Игровой материал: шапочки кошек и мышек, два плоскостных домика разного цвета, металлофон.
Ход игры: В разных мечтах комнаты стоят два домика. Один для кошек, другой – для мышек. В каждом из домиков живут мамы и их дети.
Педагог говорит: - Мамы – мышки и мышата живут в синем домике. Мамы – кошки и котята живут в жёлтом домике. Ночью спят, а днём любят гулять. Но мышки ужасно боятся кошек и поэтому, когда выходят гулять, то двигаются тихо – тихо. И звуки, зовущие мышек гулять, будут тихие. Вот такие (играет). А кошки никого не боятся. И их зовут гулять громкие звуки. Вот такие (играет). Внимательно слушайте звуки. Если они будут громкими, пойдут гулять кошки, если тихими – мышки. Мамы – мышки, мышатам помогайте, далеко от себя не отпускайте, как – только музыку кошек услышите, присядьте, мышонка лапкой прикройте, чтобы кошки вас не увидели и не услышали. А кошки, когда музыка мышек звучать будет, на местах стойте на мышек поглядывайте, но никого не трогайте. Я много раз буду играть то громко, то тихо, то снова тихо и громко, а когда совсем перестану и скажу: «Лови!» - мышки должны скорее от кошек в свой домик убежать!
«Колобок»
Игровой материал: игровое поле, молоточек, колобок. Несколько различных предметов, изображающих стог сена, бревно, пенёк, муравейник, ёлку. (Всё это расставляется на игровом поле в любом порядке).
Ход игры: Дети рассматривают фигурки на игровом поле, затем выбирают водящего, он выходит за дверь или отворачивается от остальных играющих. Дети договариваются, за какую фигурку они спрячут колобок, и зовут водящего. Укатился Колобок, Колобок – румяный бок, Как же нам его найти, к Деду с Бабкой принести? Ну-ка, Ира, по дорожке походи, походи и по песенке весёлой Колобок отыщи! Все поют любимую знакомую песенку. Водящий берёт молоточек и водит им по дорожкам на игровом поле от фигурки к фигурке. Если молоточек находится далеко от той фигурки, за которой спрятан Колобок, то дети поют тихо, а если близко – громко. Игра проводится с подгруппой детей в свободное от занятий время.
«В лесу»
Игровой материал: 2-3 плоскостных деревца, пенёк, куколка, игрушки зайчика, петушка, кошки, медведя и т. д.
Ход игры: Дети, посмотрите, какой красивый лес. Здесь берёзки, ёлочки. Девочка Таня пришла в лес собирать цветы и ягоды. А за деревом кто-то спрятался, наверное, какой-то зверёк. Поможем Тане отгадать, кто там сидит. Послушайте песенку и отгадайте! (Звучит а/запись, например, «Заинька» - русская народная мелодия. Для проверки ответа ребёнку разрешается заглянуть за деревце, где находится игрушка зайчика.
Звучит следующая музыка, например П. И. Чайковский «Новая кукла».
Дети отгадывают кто сидит за деревцем. Затем звучит песенка петушка, кошки, медведя. Дети отгадывают кто спрятался в лесу. Дети отгадывают и отвечают музыкальному руководителю, игра закончена.