Алена Александровна
Коррекция эмоциональных нарушений у детей младшего школьного возраста средствами песочной терапии
▼ Скачать
КОРРЕКЦИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ НАРУШЕНИЙ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ ПЕСОЧНОЙ ТЕРАПИИ
Аннотация. В статье представлен обзор литературы по вопросам коррекция эмоциональных нарушений у детей младшего школьного возраста, показана эффективность песочной терапии. А также представлены диагностические данные младших школьников.
Ключевые слова: эмоциональные нарушения, песочная терапия, коррекция, младшие школьники.
Публикация «Коррекция эмоциональных нарушений у детей младшего школьного возраста средствами песочной терапии» размещена в разделах
Повышенное внимание к эмоциональному развитию детей младшего школьного возроста обусловлено формированием главного психологического новообразования в этом возрасте - начала произвольности психических процессов и психологической готовности к школе.
Проблема развития эмоциональной сферы является актуальной для младшего школьного возраста. Анализ обучающих программ, разработанных для общеобразовательных школ, показывает, что большое внимание в них уделяется развитию когнитивной сферы. Это обусловлено и социальным заказом, и значительной теоретико-методической обеспеченностью при внедрении подобного рода разработок. При этом упускается очень важный момент - целенаправленное развитие эмоциональной сферы.
На сегодняшний день увеличилось количество детей, отличающихся повышенным беспокойством, неуверенностью, эмоциональной неустойчивостью. Поэтому проблема эмоциональных нарушений и своевременной ее коррекции на сегодняшний день является весьма актуальной.
Эмоции - особый класс субъективных психологических состояний, отражающихся в форме непосредственных переживаний, ощущений приятного или неприятного отношения человека к миру и людям, процесс и результат его практической деятельности.
Эмоциональная сфера личности - это совокупность особых психических состояний, проявляющихся в субъективных отношениях, переживаниях и в экспрессивно-коммуникативном поведении.
Б. М. Теплов, Т. Д. Марцинковская выделяют четыре показателя развития эмоциональной сферы : эмоциональная устойчивость, лабильность, пластичность, эмоциональность и эмотивность. В младшем школьном возросте развитие эмоциональной сферы происходит по всем четырем показателям.
В научной литературе, эмоциональное неблагополучие у детей, рассматривается как отрицательное состояние, возникающее на фоне трудноразрешимых личностных конфликтов. К собственно психологическим причинам возникновения эмоционального неблагополучия у детей относят особенности эмоционально - волевой сферы, в частности нарушения адекватности его реагирования на воздействия из вне, недостаток в развитии навыков самоконтроля поведения и др.
В психологической литературе термин «эмоциональные нарушения» объясняется как болезненные переживания тех или иных эмоциональных состояний. Основное нарушение заключается в изменении эмоционального состояния в сторону угнетения или подъема.
Классификация нарушений эмоциональной сферы определяет два основных типа реакций:
- патологические - личностные психические реакции, выражающиеся в изменениях поведения у детей, ведущие к нарушению социальной адаптации. Проявляются в невротических расстройствах;
- характерологические - обусловленное влиянием определенной микросреды изменение поведения у детей, имеющее точную направленность, не нарушающее социальную адаптацию и не сопровождающееся физиологическими расстройствами организма.
Основные внешние проявления выглядят следующим образом: эмоциональная напряженность; быстрое психическое утомление ребенка по сравнению со сверстниками или с более ранним поведением выражается в том, что ребенку сложно сосредотачиваться, он может демонстрировать явное негативное отношения к ситуациям, где необходимо проявление мыслительных, интеллектуальных качеств; повышенная тревожность; агрессивность; отсутствие эмпатии; неготовность и нежелание преодолевать трудности; низкая мотивация к успеху; выраженное недоверие к окружающим. Может проявляться как враждебность, зачастую сопряженная плаксивостью, чрезмерная критичность к высказываниям и поступкам как сверстников, так и окружающих взрослых; чрезмерная импульсивность ребенка, как правило, выражается в слабом самоконтроле и недостаточной осознанности своих действий; избегание близких контактов с окружающими людьми. Ребенок может отталкивать окружающих замечаниями, выражающими презрение или нетерпение, дерзостью и т. п.
По мнению М. В. Лаврентьевой условно эмоциональные нарушения в младшем школьном возрасте можно разделить на две подгруппы: затруднения в общении со сверстниками и взрослыми; особенности внутреннего мира.
Также по мнению М. В. Лаврентьевой можно выделить уровни социально - эмоционального развития детей школьного возраста : низкий (неблагополучие) (нежелание и неумение действовать совместно со взрослыми и сверстниками; отсутствие инициативы в общении; избегание взаимодействия; отсутствие самоконтроля в действиях, поведении и эмоциях; исключительная ориентация на собственные действия; непризнание правил и норм общения и деятельности; отсутствие понятий «хорошо-плохо» или нежелание им следовать при сформированности; конфликтность, агрессивность); средний (недостаточная инициативность в общении; предпочтение исключительно пассивных ролей; ситуативная регуляция аффективных проявлений; неумение улаживать конфликты; принятие помощи и возможность ее оказания); высокий (желание вступать в общение, взаимодействовать длительное время; успешное участие в коллективных делах; успешное выполнение и лидерских, и пассивных ролей; умение уладить конфликт, уступить или настоять на своем; признание и адекватное выполнение правил, предложенных взрослыми; заботливое отношение к миру чувств людей и предметному миру; умение занять себя; владение адекватными способами выражения своего внутреннего состояния).
В научной литературе выделяются три группы факторов, приводящих к возникновению эмоциональных нарушений у детей : биологические, психологические и социально-психологические.
Чаще всего выделяют такие нарушения в эмоциональной сфере младших школьников как агрессивность, тревожность, страхи.
Коррекция эмоционального развития ребенка происходит с опорой на различные виды детской деятельности, что позволяет продуктивно компенсировать имеющиеся недостатки и закрепить достигнутый результат, а также обогатить эмоциональное развитие ребенка, используя возможности его возраста. Часто это техники, связанные с игровой, художественной, музыкальной, эстетической деятельностью.
Песочная терапия - метод психотерапевтического воздействия на детей и взрослых с использованием песка. В основе различных методик, описываемых этим понятием, лежит признание того, что песок оказывает сильное влияние на развитие личности.
Песочная терапия дает возможность прикоснуться к глубинному, подлинному. Она снимает внутреннее напряжение, повышает уверенность в себе и открывает новые пути развития. Игра с песком помогает ребенку выразить то, что он сам пока не осознает, то, чего он сам пока не понимает.
Игра с песком предоставляет ребенку возможность избавиться от психологических травм с помощью перенесения вовне, на плоскость песочницы, фантазий и формирования ощущения связи и контроля над своими внутренними побуждениями.
Экспериментальное исследование было проведено в БОУ «Чебоксарская общеобразовательная школа для обучающихся с ОВЗ №1» Минобразования Чувашии. В исследовании приняли участие 20 детей 1 класса.
Нами были использованы следующие методики: Опросник эмоционального неблагополучия детей для родителей (Лаврентьева Г. П., Титаренко Т. М., методика «Силуэт человека» Л. Лебедевой, методика определения эмоционального уровня самооценки (А. В. Захаров, тест «Несуществующее животное».
Опросник эмоционального неблагополучия детей для родителей (Лаврентьева Г. П., Титаренко Т. М.) показывает уровень тревожности школьников, так у 30% 6 человек) по мнению родителей высокий уровень тревожности, у 40% (8 человек) - средний уровень тревожности, у 30% (6 человек) - низкий уровень тревожности.
Методика «Силуэт человека» Л. Лебедевой диагностирует эмоциональное состояние ребенка по цветовому выбору, согласно Максу Люшеру. Страх и ужас, испуг, боязнь дети рисовали в ногах - 9 человек (45%); в коленях - 12 человек (60%); в пятках - 7 человек (35%); в груди - 8 человек (40%); в голове - 4 человека (20%) серым, темно-серым, грязно-фиолетовым цветом, что может свидетельствовать о наличии определенных страхов у детей.
В научной литературе представлен тезис о том, что в младшем школьном возрасте количество страхов у девочек больше, чем у мальчиков. Мы решили проверить данный тезис с помощью Т-критерия Стьюдента. В результате мы обнаружили, что в нашей выборке есть зависимость между наличием страхов у школьников и гендерным признаком.
Результаты диагностики по методике определения эмоционального уровня самооценки (А. В. Захарова) показали, что у 4 школьников высокий уровень самооценки, у 13 - средний и у 3 - низкий. То есть согласно данной методике высокий уровень самооценки лишь у 20%, средний - 65%, а низкий у 15% школьников. Так же можно сказать, что 60% школьников признает свое сходство с другими, а вот 40% считают себя уникальными.
Следующая методика, которую мы использовали - Тест «Несуществующее животное». Результаты показали, что 30% школьников имеют высокий уровень агрессивности (имеют несколько показателей агрессивности на рисунке, 30% - средний уровень (только 1 показатель, 40% - низкий уровень (нет показателей агрессивности). Качественный анализ рисунков показал, что преобладает вербальная агрессия (зубы, клыки) у 60% школьников, имеющих агрессивность; также у 40% выражена физическая агрессия.
Исходя из полученных данных по всем методикам, мы пришли к выводу о том, что у испытуемых нашей выборки есть следующие эмоциональные нарушения : страхи, тревожность, агрессия.
Нами была разработана программа коррекции эмоциональных нарушений с использованием песочной терапии, состоящая из 10 занятий.
После проведения коррекционной работы была проведена повторная диагностика. В первую очередь мы использовали опросник эмоционального неблагополучия детей для родителей (Лаврентьева Г. П., Титаренко Т. М.). Результаты показали, что у 20% (первоначально у 30%) школьников по мнению родителей высокий уровень тревожности, у 40% (первоначально у 40%) - средний уровень тревожности, у 40% (первоначально у 40%) - низкий уровень тревожности.
По методике «Силуэт человека» результаты повторной диагностики следующие: страх и ужас, испуг, боязнь дети рисовали в ногах - 5 человек - 25% (первоначально 45%); в коленях - 8 человек - 40% (первоначально 60%); в пятках - 5 человек - 25% (первоначально 35%); в груди - 5 человек - 25% (первоначально 40%); в голове - 2 человека - 10% (первоначально 20%) серым, темно-серым, грязно-фиолетовым цветом, что может свидетельствовать о наличии определенных страхов у детей.
Следующая методика направлена на определение эмоционального уровня самооценки показала, что у 7 школьников высокий уровень самооценки, у 12 - средний и у 1 - низкий. То есть согласно данной методике высокий уровень самооценки лишь у 35% (первоначально у 20%, средний - 60% (первоначально у 65%, а низкий у 5% (первоначально у 15%) школьников. Так же можно сказать, что 45% (первоначально 60%) школьников признает свое сходство с другими, а вот 55% (первоначально 40%) считают себя уникальными.
Следующая методика, которую мы использовали - Тест «Несуществующее животное», который показал, что 20% (первоначально 30%) школьников имеют высокий уровень агрессивности (имеют несколько показателей агрессивности на рисунке, 40% (первоначально 30%) - средний уровень (только 1 показатель, 40% (первоначально 40%) - низкий уровень (нет показателей агрессивности).
Литература :
1. Большебратская, Э. Э. Песочная терапия / Э. Э. Большебратская. - Петропавловск : Северный Казахстан, 2018. - 201 с.
2. Иванова, Е. С. Сущность и специфика профилактики негативных эмоциональных состояний младших школьников средствами игровых технологий / Е. С. Иванова // Социально-экономические явления и процессы. - 2017. - №11 (057). - С. 177-181.
3. Изотова, Е. И. Эмоциональная сфера ребенка : теория и практика: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Е. И. Изотова, Е. В. Никифорова. - Москва : Академия, 2016. - 321 с.