Наталья Постных
Коррекция речи старших дошкольников посредством расширения пространственных границ
Развитие речи является важнейшей задачей в овладении ребенком родного языка, так как в связной речи реализуется основная функция языка и речи – коммуникативная, поскольку общение с окружающими осуществляется именно при помощи связной речи.
Логопедическая практика показывает, что с каждым годом увеличивается количество детей с нарушениями речи и снижается социализация ребёнка в коллективе сверстников и взрослых. Требуется прилагать больше усилий чтобы охватить такое количество воспитанников.
Публикация «Коррекция речи старших дошкольников посредством расширения пространственных границ» размещена в разделах
Работая с детьми с речевыми нарушениями и сталкиваясь с проблемами в их обучении, логопеду приходится искать вспомогательные средства, которые облегчают, систематизируют и направляют процесс усвоения детьми нового материала. Как правило, логопед и ребенок ограничивают себя одной рабочей зоной- стол, зеркало. Наш детский сад имеет возможность дать специалистам больше свободного места, он оборудован большим количеством кабинетов для работы с детьми. Нам удалось расширить пространственные границы детей. мы внедрили в наши логопедические занятия инновационный прием, рисование на стене.
Цель: формирование полноценной фонематической системы языка и автоматизации слухопроизносительных умений и навыков с применением инновационных приемов.
Рисование очень тесно связано с работой по развитию речи детей. В процессе рисования, как и в процессе работы по развитию речи развиваются художественно-образные представления, мышление и речь, совершенствуются внимание и память.
Рисуя и экспериментируя, дети задают вопросы педагогу, друг другу, обогащается и активизируется их словарный запас.
Во время рисования решаются специальные задачи по развитию речи детей, обогащается словарь, совершенствуется разговорная речь, подготавливается появление связной речи.
Рисование способствует воспитанию правильного движения, расширяет графические возможности детей. В этом виде деятельности задействованы различные группы мышц кисти руки.
Всем известно, что развитие мелкой моторики пальцев рук положительно сказывается на становлении детской речи.
дети с речевыми нарушениями редко имеют уверенную координацию движений пальцев рук. У них отмечается моторная неловкость, неточность движений, трудности усвоения двигательной программы, что выражается в неумении держать карандаш, кисточку, обводить контуры, раскрашивать рисунок.
При подготовке любой деятельности педагог думает: как её организовать так, чтобы достичь поставленной цели и задач, пробудить в детях стремление к знаниям, активности, самостоятельности, воспитывать у них трудолюбие и при этом не утратить интереса на протяжении процесса и не утомить?
Наш инновационный прием и помогает нам в этой. Дети с большим интересом участвуют в этом виде деятельности. Они сами могут выбрать себе зону для рисования, подобрать масштаб рисунка, не ограничивают себя листом формата а4.
Для того чтобы убедится в значимости нашего приема нами были проведены первичная диагностика и промежуточный срез с двумя группами воспитанников (экспериментальная и контрольная). Мы отследили динамику изменения речевого развития с использованием расширения пространственных границ.
Результаты показали положительные изменения в экспериментальной группе в сравнении с контрольной, там, где мы не использовали инновацию. Это говорит о том, что наш прием действенен, он способствует повышению уровня речевого развития детей.