Екатерина Бурганова
Коррекция нарушенного звукопроизношения
▼ Скачать + Заказать документы
Коррекция нарушенного звукопроизношения
[/b]
г. Мурманск МБДОУ №131
учитель – логопед
Бурганова Е. В.
У детей дошкольного возраста часто наблюдаются различные речевые нарушения. Наиболее распространенными среди них являются нарушения произношения звуков.
Различают три вида неправильного звукопроизношения :
1. Пропуск звуков
2. Замена звуков
3. Искажение звуков
Публикация «Коррекция нарушенного звукопроизношения» размещена в разделах
Исходя из того, какая группа звуков нарушена, различают следующие виды нарушений звукопроизношения :
- Сигматизм (недостатки произношения свистящих и шипящих звуков)
- Ротацизм (недостатки произношения звуков [Р] и [Р’])
- Ламбдацизм (недостатки произношения звуков [Л] и [Л’])
- Каппацизм (недостатки произношения звуков [К] и [К’])
- Гаммацизм (недостатки произношения звуков [Г] и [Г’])
- Хитизм (недостатки произношения звуков [Х] и [Х’])
- Йотацизм (недостатки произношения звука [Й])
- Дефекты озвончения (недостатки произношения звонких согласных звуков : [Д]-[Т], [В]-[Ф] и др.)
- Дефекты смягчения (недостатки произношения мягких согласных звуков : [Т’]-[Т], [С’]-[С] и др.)
Любые нарушения звукопроизношения сказываются на общении ребенка с другими детьми. Речевой дефект как бы «зашумляет» речь, делает ее неразборчивой, что вызывает у собеседников осознанную или неосознанную отрицательную реакцию.
Прежде, чем исправлять у ребенка неправильное звукопроизношение, необходимо устранить те недостатки, которые вызвали это нарушение произношения.
Выделяют две группы причин, способные вызвать у ребенка нарушение произношения звуков :
1. Основные причины:
- нарушение подвижности речевых органов
- нарушение речевого слуха
- недостатки строения речевых органов
2. Дополнительные причины:
- нарушение голоса
- нарушение речевого выдоха
- нарушение общей подвижности ребенка
Коррекционная логопедическая работа строиться исходя из особенностей речевого дефекта, причин нарушения звукопроизношения, а также основываясь на принцип индивидуального подхода.
Чтобы занятия были более эффективными, необходимо учитывать следующие моменты:
- Работа над произношением имеет свою последовательность, которая определяется недостатками, выявленные у ребенка во время логопедического обследования.
- При постановке звуков необходимо соблюдать определенный порядок работы.
Способ постановки и коррекции звука выбирается индивидуально. Сначала отбираются те звуки, которые наиболее легко поддаются коррекции.
Перед вызыванием и постановкой звука необходимо добиваться его различения на слух. Вырабатывая у ребенка тот или иной артикуляционный уклад, логопед стимулирует вызывание изолированного звука, далее его автоматизируют в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и во фразовой речи. Очень важно развивать слуховое восприятие, необходимо научить ребенка слышать самого себя, улавливать разницу между своим дефектным произношением и нормализованным звуком.
При непосредственной постановке звуков необходимо придерживаться определенных правил:
• Звуки можно ставить и закреплять группами. В группу входят звуки, похожие между собой по звучанию и по способу произношения.
• Если при автоматизации поставленных звуков ребенок начинает их путать, необходимо закреплять их по очереди.
• Существует определенная последовательность постановки звуков :
- звуки [В], [Ф] и их мягкие пары.
- звуки [К], [Г], [Х] и их мягкие пары.
- мягкие звуки [Т’], [Д’].
- звук [Й].
- звук [Л] и его мягкая пара.
- звуки [С], [З], [Ц], потом мягкие пары [С’], [З’].
- звуки [Ш], [Ж]. Однако, если ребенок произносит свистящие, как неполноценные шипящие, тогда желательно сначала ставить шипящие, включая [Ч], [Щ], а потом – свистящие звуки.
- звуки [Ч], [Щ].
- звук [Р], [Р’].
• Если ребенок произносит какие – то звуки смягченно, их нужно исправить в первую очередь.
При проведении занятий по коррекции звукопроизношения, также важно соблюдать следующие правила:
• Проводить не менее двух занятий в неделю.
• Артикуляционные упражнения должны проводиться перед зеркалом.
• Никогда нельзя говорить ребенку, какой звук ставиться. Сообщить ребенку какой именно звук он на самом деле выговаривает можно только после того, как он научиться произносить его безошибочно.