Сиверина Анна Викторовна
Коррекция нарушения чтения у младших школьников
▼ Скачать + Заказать документы
Аннотация: В данной статье рассматриваются причины возникновения дислексии у младших школьников. Анализируются этапы коррекции, обсуждаются типичные ошибки в чтении, выявленные у младших школьников при диагностике дислексии.
Ключевые слова: Чтение, дислекия, нарушение навыка чтения,младшие школьники, причины дислексии.
Сложное бремя, которое диагностируют у детей с расстройством чтения называют дислексией. Именно дислексия приводит к неуспеваемости в начальной школе и значительно затрудняет усвоении программного материала. Среди детей, имеющих церебральный паралич, примерно 40% имеют проблемы с чтением. Дети в начальной школе не различают графический образ буквы, читают слог и слово, меняют буквы, и, ориентируясь на общий графический образ, произносят слово, изменяя его структуру и, как правило, искажая его.
Впервые на нарушения чтения и письма как на самостоятельную патологию речевой деятельности указал А. Куссмауль в 1877 г. Нарушение чтения среди детей достаточно велика. Около 5–8 процентов школьников страдают дислексией. Наблюдается генетическая предрасположенность к наличию этого расстройства. Дислексия обычно выявляется ко 2-му классу. Дислексия со временем уравновешивается, но в основном остается и в старшем возрасте.
Вопрос о причинах дислексии на сегодняшний момент является дискуссионным.
В основе дислексии могут быть различные факторы, такие как: недоразвитие или поражение головного мозга, инфекционные заболевания, недостаточность речевых контактов, педагогическая запущенность и т. д.
В процессе работы по коррекции дислексии наиболее эффективными являются следующие принципы.
Принцип системности опирается на представление речи как о функциональной системе, компоненты которой тесно взаимодействуют. Поэтому изучение речи, процесса развития и коррекции нарушения предполагает воздействие на все компоненты, на все стороны речевой функциональной системы.
Устранение речевых нарушений должно включать в себя медико-психологического и педагогического комплекса. В этапах развития выделяют процесс обследования и решение задач и трудностей. В разработке методики коррекционной работы учитывается появления форм и функций речи, а также видов деятельности ребёнка в онтогенетическом принципе.
Принцип учета механизма нарушения во многих случаях одинаковый по симптоматике нарушения процесса чтения имеют в своей основе различные механизмы.
Для верного диагностирования патологии необходимо знать норму развития. Как любой навык, чтение в процессе своего формирования проходит ряд этапов.
I – освоение звуко-буквенных обозначений. Основная цель, чтобы сформировать у детей зрительные слухо-моторные соответствия.
Темп чтения на данном этапе медленный, т. к. ребенок учится распознавать букву. Чтение может быть с ошибками, когда ребенок забывает название букв. Это норма.
II – слоговое чтение.
Темп чтения начинает увеличиваться, т. к. быстрее протекает распознавание графических символов. Но медленнее, чем на последующих этапах. Потому-что, отсутствует синтетическое чтение, целостное восприятие. Ребенок читает слово по составляющим его частям, затем объединяет части в слово и лишь потом осмысливает прочитанное. Довольно эффективно помогает приём «лодочка – замочек.
III – развитие синтетических приемов чтения.
Темп чтения увеличивается значительно, т. к. память ребенка уже лучше запоминает достаточное количество модулей и соответственно процесс распознавания протекает довольно быстро.
Распространенной проблемой детей на этом этапе является угадывание слов, которое учителя трактуют как ошибочное чтение.
IV – синтетическое чтение.
Темп чтения максимальный, в некоторых случаях – немного замедляется т. к. на этапе синтетического чтения ребенок получает информацию из разного рода литературы, сталкивается с новой лексикой.
Способ чтения – «симультанный» (целостный, как у взрослого чтеца.
Задача ребенка – понять смысл прочитанного. Только на этом этапе логопед может приступать к формированию навыков выразительного чтения.
На последних этапах формирования навыка чтения продолжают иметь место трудности синтеза слов в предложении и синтеза предложений в тексте. Понимание прочитанного возможно лишь при достаточном уровне развития лексико-грамматической стороны речи.
Нарушения письменной речи у детей тоже являются распространенным речевым расстройством, имеющим разнообразный и сложный патогенез.
Наличие у школьников слабо выраженных отклонений в фонематическом и лексико-грамматическом развитии является серьезным барьером в усвоении общеобразовательной программы школы.
Стремительный рост в последние годы числа детей с нарушениями в развитии предъявляют более высокие требования к коррекционной работе в общеобразовательном учреждении. В современном мир меняется роль и место учителя-логопеда и дефектолога в общеобразовательном учреждении: он становиться экспертом по вопросам причин неуспеваемости обучающихся и ведущим специалистом в области выявления речевых расстройств у детей.
Чем раньше приступить к коррекции, тем выше результат устранения речевых недостатков, не осложненных вторичными последствиями, а также сопутствующей им педагогической запущенности.
Для организации эффективной помощи обучающимся, необходимо представить уровень знаний ребенка и очень четко квалифицировать уровень развития устной речи, и специфических недостатков чтения и письма каждого ученика. Причем, особое внимание необходимо уделить тщательному анализу ошибок, допускаемых ребёнком.