Екатерина Филимонова
Коррекция нарушений звукопроизношения
▼ Скачать + Заказать документы
Коррекция нарушений звукопроизношений осуществляется поэтапно.
Т. Б. Филичева, Н. А. Чевелева, Г. В. Чиркина выделяют два этапа в коррекции нарушений звукопроизношения. На подготовительном этапе проводится работа по развитию слухового внимания, слуховой памяти и фонематического восприятия; проводятся подготовительные артикуляционные упражнения; устраняются нарушения развития речевой моторики. На этапе формирования произносительных умений и навыков идет работа над коррекцией неправильного произношения звуков; дифференциацией звуков сходных по артикуляции или звучанию; развитием сформированных умений и навыков в различных видах речевой деятельности.
Публикация «Коррекция нарушений звукопроизношения» размещена в разделах
М. Ф. Фомичева в коррекции нарушений звукопроизношения предлагает выделить 4 этапа: подготовительный, этап постановки звука, этап автоматизации звука, этап дифференциации звука.
Целью подготовительного этапа по мнению М. Ф. Фомичевой является подготовка речеслухового и речедвигательного анализаторов. Ведется активная работа по:
формированию точных движений органов артикуляционного аппарата,
развитию направленной воздушной струи,
развитию мелкой моторики,
совершенствованию фонематического восприятия,
отработке опорных звуков для работы на следующем этапе.
При проведении артикуляционной гимнастики важно учитывать ряд основных правил. Во-первых, необходим зрительный контроль – все упражнения выполняются перед зеркалом. Во-вторых, в начале упражнения выполняются в медленном темпе, затем темп увеличивается до необходимого. В-третьих, каждому выполняемому упражнению дается название и подбирается картинка-образ (Например, упражнение «широко открыть рот, чтобы были видны зубы» - «Бегемотик» и т. д).
Параллельно с артикуляционной гимнастикой проводится дыхательная гимнастика с целью выработки направленной воздушной струи. При выполнении дыхательной гимнастики важно следить за тем, чтобы ребенок набирал воздух через нос, плечи не поднимались, щеки не надувались. Достаточно 3-5 повторов упражнений, чтобы не возникло головокружений.
Еще одним немаловажным направлением работы по коррекции звукопроизношения на подготовительном этапе является развитие мелкой моторики. Мелкая моторика и точная артикуляция звуков находятся в тесной взаимосвязи.
В трудах В. М. Бехтерева, А. Р. Лурии и др. доказано влияние мелкой моторики на развитие высшей нервной деятельности, в том числе и речи. Проекция кисти руки занимает значительную площадь двигательной зоны в головном мозге, находится на небольшом расстоянии от речевой зоны. Поэтому важным является одновременное развитие мелкой моторики и артикуляционного аппарата.
При работе над фонематическим восприятием на подготовительном этапе по коррекции звукопроизношения значительное внимание следует уделять воспитанию у ребенка умения слышать разницу между правильным и искаженным звуком.
На этапе постановки звука М. Ф. Фомичева отмечает, что целью является вызывание правильного звучания изолированного звука.
На этом этапе объединяются все отработанные ранее положения и движения органов артикуляционного аппарата. Создается артикуляционная база звука, а также добавляется воздушная струя и голос. Затем идет отработка изолированного произнесения звука. Важно подобрать символ-образ звука, над которым идет работа.
Ф. Ф. Рау выделяет три основных способа постановки звуков : по подражанию, механический, смешанный. Постановка звуков по подражанию представляет собой сознательные попытки ребенка найти нужную артикуляционную позу, правильно произнести звук. Механический способ постановки звуков основывается на внешнем воздействии на органы артикуляционного аппарата специальными зондами, шпателями или зондозаменителями. Смешанный способ предусматривает применение и первого и второго способа, при этом в приоритете способ по подражанию
Цель этапа автоматизации звука по мнению М. Ф. Фомичевой – добиться правильного произношения звука во фразовой речи. Автоматизация звука осуществляется постепенно, последовательно: в прямых слогах, в обратных слогах, в слогах со стечением согласных, в начале слова, в середине слова, в конце слова, в предложениях, в стихах и чистоговорках, в коротких рассказах, в длинных рассказах, в разговорной речи.
Важным условием является правильный подбор лексического материала для автоматизации звуков. Существует ряд правил, которым должен соответствовать лексический материал:
соответствие возрастным и речевым возможностям ребенка;
отсутствие звуков, которые ребенок неправильно произносит (т. е. должны быть слоги, слова предложения только с теми звуками, произношение которых у ребенка не нарушено);
смысловая доступность лексического материала;
яркость и красочность наглядного материала;
На этапе дифференциации звуков М. Ф. Фомичева предлагает учить детей различать смешиваемые по акустическим и артикуляторным признакам звуки и правильно употреблять их в собственной речи. Работа осуществляется постепенно и последовательно: изолированно, в слогах, в словах, в предложениях, в стихотворениях и чистоговорках, в рассказах, в самостоятельной речи. Важным условием также является использование символов звуков.
Основной формой работы при коррекции звукопроизношения являются индивидуальные занятия. Также возможно проведение подгрупповых занятий на этапах автоматизации и дифференциации звуков, при условии, что у детей одинаковые нарушенные звуки.
Используемая литература:
Волкова, Л. С. Логопедия: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. «Дефектология» / Л. С. Волкова, Р. И. Лалаева, Е. М. Мастюкова и др. – М. : Просвещение. – 1989. – 528 с.
Донгаузер, Е. В. Анализ проблемы готовности к обучению грамоте детей дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием / Е. В. Донгаузер, А. А. Тамаева // Актуальные проблемы обучения и воспитания лиц с ограниченными возможностями здоровья. – 2019. – С. 42–48.
Краузе, Е. Н. Логопедический массаж и артикуляционная гимнастика: Практическое пособие / Е. Н. Краузе. – СПб. : Издательство «Корона. Век». – 2016. – 80 с.
Филичева, Т. Б. Основы логопедии: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. «Педагогика и психология (дошк.)» / Т. Б. Филичева, Н. А. Чевелева, Г. В. Чиркина. – М. : Просвещение. – 1989. – 223 с.