Кувшинова Наталья
Коррекция нарушений грамматического строя речи у детей с ОНР
▼ Скачать + Заказать документы
«Коррекция нарушений лексико-грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР»
Речевое развитие занимает важное место в федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования. Согласно ФГОС ДО речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры, обогащение активного словаря, развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи, развитие речевого творчества, развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха, формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.
Публикация «Коррекция нарушений грамматического строя речи у детей с ОНР» размещена в разделах
Одним из основных направлений работы по речевому развитию является формирование лексико-грамматического строя речи. Уже в дошкольном возрасте ребёнок должен овладеть объёмом словаря, достаточным для того, чтобы понимать речь взрослых и сверстников, ребёнок должен усвоить сложную систему грамматических закономерностей на основе анализа речи окружающих, выделения общих правил грамматики на практическом уровне, обобщения этих правил и закрепления их в собственной речи.
Несформированность лексико-грамматических представлений у воспитанников с общим недоразвитием речи (далее – ОНР) приводит к трудностям в овладении письменной речью в школе, поэтому устранение лексико-грамматических нарушений в речи воспитанников с ОНР, является одной из главных задач в коррекционно-развивающей работе учителя-логопеда и педагогов ДОО. Наиболее эффективным приёмом при коррекции лексико-грамматических нарушений, является игра.
В своей работе по формированию грамматически правильной речи я использую упражнения, словесные и дидактические игры. Их применение эффективно в коррекционно-развивающей работе с привлечением различного наглядного материала: предметов, игрушек, картинок и специально изготовленных пособий, так как при опоре на зрительный образ воспитанники быстрее усваивают материал.
Всю работу по коррекции нарушений лексико-грамматического строя речи у воспитанников с ОНР я провожу по следующим направлениям:
1) Расширение, активизация и обогащения словаря;
3) Формирование навыков словоизменения;
4) Формирование навыков словообразования.
1) Игры и упражнения, направленные на расширение, активизацию, обогащение словаря
А) Номинативный словарь (словарь существительных)
Игра «Назови картинки»
Описание: педагог предлагает назвать предметы, изображенные на картинках, которые входят в различные тематические группы.
Овощи: свекла, морковь, капуста.
Игра «Отвечай быстро»
Описание: педагог бросает мяч ребенку и называет три слова, относящиеся к одной тематической группе. Ребенок, возвращая мяч, называет к ним обобщающее слово. Стул, кровать, диван – мебель.
Игра «Раздели по группам»
Описание: педагог предлагает разделить картинки с изображением предметов на группы и назвать одним словом.
Игрушки: мяч, паровоз, пирамидка.
Овощи: огурец, свекла, помидор.
Фрукты: яблоко, лимон, апельсин.
Игра «Продолжи»
Описание: педагог раскладывает картинки, с изображением предметов, входящие в разные тематические группы. Ребенок, взяв картинку, называет ее и подбирает как можно больше слов, которые могут продолжить ряд:
Яблоко, слива…
Огурец, лук…
Корова, собака…
Игра «Назови, что есть у предмета?
Описание: педагог раскладывает или показывает картинку с изображением предметов, а ребенок должен назвать части каждого предмета.
Чайник: дно, носик, ручка, крышка.
Стул: сиденье, спинка, ножки.
Игра «Загадки»
Описание: педагог предлагает определить предмет по названию составных частей
Ствол, ветки, сучья, почки, листья, кора, корни – Что это? (дерево).
Крыльцо, ступеньки, дверь, чердак – Что это? (дом).
Игра «Кто больше»
Цель: учить детей подбирать имена существительные к глаголам.
Описание: педагог предлагает назвать к действию как можно больше слов.
Летит (стрела, самолет, птица, пассажир, снежинка, лист)
Плывет. (пароход, лодка, катер, корабль)
Игра «Скажи наоборот»
Цель: учить подбирать имена существительные, противоположные по смыслу.
Описание: педагог бросает мяч ребенку и называет слово-действие. Ребенок, возвращая мяч, называет слово, противоположное по смыслу.
Например: день – ночь, зима – лето, начало – конец и т. д.
Игра «Отгадай предмет по описанию»
Цель: учить отгадывать предмет по описанию его дифференциальных признаков.
Описание: педагог предлагает ряд слов и просит отгадать, что это.
Это овощ, круглый, красный, вкусный. Что это?
Б) Предикативный словарь (словарь глаголов)
Игра «Кто как голос подает?»
Цель: учить подбирать действия к именам существительным по способу подачи голоса.
Описание: педагог предлагает назвать действие по подачи голоса. Например: Лягушка говорит: Ква-ква-ква. Что она делает? Квакает. Корова говорит: му-му-му. Что она делает? Мычит.
Игра «Кто как передвигается?»
Цель учить подбирать действия к именам существительным по способу передвижения.
Описание: педагог предлагает назвать действие по способу передвижения. Например: Птица (что делает) летает. Змея (что делает) ползает и т. д.
Игра «Кто что делает?»
Цель: учить подбирать действия к именам существительным, связанных с профессией человека.
Описание: педагог предлагает детям назвать действия, которые выполняет человек определенной профессии. Например: Строитель (что делает) строит. Повар – готовит. Художник – рисует.
Игра «Скажи по-другому»
Цель: учить подбирать глаголы, близкие по значению.
Описание: педагог предлагает назвать действие, изображенное на картинке (котенок смотрит) и предлагает подумать, как можно по-другому назвать это действие: смотрит – глядит – наблюдает.
Игра «Скажи наоборот»
Цель: учить подбирать глаголы, противоположные по смыслу.
Описание: педагог бросает мяч ребенку и называет слово-действие. Ребенок, возвращая мяч, называет слово, противоположное по смыслу.
В) Словарь признаков
Игра «Подбери слова-признаки»
Цель: учить детей подбирать прилагательные к именам существительным. Описание: педагог предлагает подобрать к названию предмета как можно больше слов-признаков по тематическим группа.
Мебель (какая) деревянная, мягкая, кухонная и т. д.
Лиса (какая) хитрая, рыжая, хищная.
Игра «Назови цвет, форму, вкус»
Цель: учить детей подбирать имена прилагательные по цвету, форме и вкусу.
Описание: педагог предлагает назвать предмет по цвету, форме и вкусу.
Лимон (какой) желтый, овальный, кислый.
Игра «Скажи по-другому»
Цель: учить подбирать имена прилагательные, противоположные по значению.
Описание: педагог бросает мяч и называет слово. Ребенок, возвращая мяч, называет слово, близкое по значению.
Большой – огромный и т. д.
Игра «Скажи наоборот»
Цель: учить подбирать имена прилагательные, противоположные по смыслу.
Описание: педагог бросает мяч и произносит словосочетание. Ребенок, возвращая мяч, называет в словосочетании одно слово, противоположное по смыслу.
Добрая собака – злая собака;
Черная рубашка – белая рубашка;
Чисток пальто – грязное пальто.
Г) Словарь наречий
Игра «Кто как передвигается?»
Цель: учить детей подбирать слова наречия.
Описание: педагог предлагает по картинкам назвать животное и определить, как оно передвигается. Улитка. Она ползет медленно. Конь. Он скачет быстро.
Игра «Скажи по-другому»
Цель: учить подбирать наречия, близкие по значению.
Описание: педагог бросает мяч и называет слово. Ребенок, возвращая мяч, называет слово, близкое по значению.
Тоскливо – грустно – печально.
Игра «Скажи наоборот»
Цель: учить подбирать наречия, противоположные по смыслу.
Описание: педагог бросает мяч ребенку и называет слово. Ребенок, возвращая мяч, называет слово, противоположное по смыслу.
Далеко – близко, тихо – громко и т. д.
Д) Словарь местоимений
Игра «Я, ты, мы, вы, он, она, они»
Описание: педагог произносит предложение, бросает ребенку мяч, называя местоимение, затем предлагает закончить предложение.
Я пью чай. Ты…Мы… Вы…Он. Она…Они…
Я гуляю в парке. Ты…Мы…Вы…Он (она…Они…
Я поливаю цветы. Ты…Мы…Вы…Он (она…Они…
2) Игры, направленные на формирование словоизменения
Игра «Один-много»
Цель: учить образовывать имена существительные множественного числа в И. п.
Описание: педагог называет существительное в ед. ч. бросает мяч ребенку. Ребенок, возвращая мяч, называет слово во мн. ч.
Шар – шары
Комар – комары.
Игра «Найди пару»
Цель: дифференциация существительных в единственном и множественном числе.
Описание: педагог раскладывает картинки с изображением предметов в единственном и множественном числе и предлагает составить пары из картинок.
Кот - коты, топор – топоры, стол – столы, арбуз – арбузы.
Игра «Угадай, кого (чего) нет?»
Цель: учить образовывать имена существительные во множественом числе в Р. п.
Описание: педагог предлагает картинки с изображением предметов (ведра, гнезда и т. д.). Убирает картинку и спрашивает: «Кого (чего) нет?
Игра «Кто что ест?»
Цель: учить употреблять имена существительные в В. п. единственного числа.
Описание: педагог предлагает рассмотреть кртинки с изображением животных и подобрать к каждому животному его пищу.
Корова ест (траву).
Собака ест (кость).
Игра «Кому что дадим?»
Цель: учить употреблять имена существительные в Д. п. единственного числа.
Описание: педагог предлагает рассмотреть картинки с изображением животных и корма для животных (сено, яблоки, орехи, груши). Затем предлагает соотнести изображение корма с соответствующим животным, отвечая на вопрос: «Кому что дадим?»
Грибы дадим белке. Капусту зайцу.
Яблоко дадим ежу.
Игра «Угадай, кому нужны эти вещи?»
Цель: учить употреблять имена существительные в Д. п. единственного числа.
Описание: педагог предлагает рассмотреть картинки, на которых изображены люди разных профессий и занятий. На каждой картинке недостает по какому-либо предмету. Затем показывает детям предмет, предлагает назвать, кому нужен этот предмет, и положить к соответствующей картинке.
Указка — учителю
Шприц — медсестре
Весы — продавцу.
Игра «Кто чем управляет?»
Цель: учить употреблять имена существительные в Т. п. единственного числа.
Описание: педагог предлагает рассмотреть картинки с изображением транспорта и ответить на вопрос: «Кто управляет автобусом (самолетом?»
Водитель управляет автобусом. Машинист управляет электропоездом.
Летчик управляет самолетом.
Игра «Кто чем работает?»
Цель: учить употреблять имена существительные в Т. п. единственного числа.
Описание: педагог предлагает рассмотреть картинки с изображением людей разных профессий: маляр, дворник, парикмахер и т. д. и ответить на вопрос: «Кто чем работает?»
Маляр – кистью.
Парикмахер – ножницами.
Дворник – метлой.
Игра «Где что растет?» «Кто где живет?» «Где что лежит?»
Цель: учить употреблять имена существительные в П. п. единственного числа, учить правильно употреблять предлог В с именами существительными.
Морковь растет в земле. Белка живет в дупле. Хлеб лежит в хлебнице.
Игра «Где игрушка?»
Цель: учить правильно употреблять простые предлоги: В, НА, ПОД, ЗА.
Описание: логопед (педагог) предлагает ребенку назвать, где находится игрушка. (Игрушка находится на стуле).
Игра «Где взял игрушку?»
Цель: учить правильно употреблять сложные предлоги: С/СО, ИЗ, ИЗ-ПОД, ИЗ-ЗА, МЕЖДУ, ПЕРЕД.
Описание: логопед предлагает ребенку назвать, где взял игрушку.
Игра «Мой, моя, мое, мои»
Цель: учить правильно согласовывать притяжательные местоимения с именами существительными в роде и числе.
Описание: педагог просит назвать предметы, про которые можно сказать «это мой» (мой карандаш, мой пенал, мой лист и т. д., «это моя», «это мое», «это мои».
Игра «Назови предмет по цвету?»
Цель: учить согласовывать имена прилагательные с именами сущестивтельными в роде, числе.
Описание: педагог предлагает рассмотреть предметы и ответить на вопрос: Майка желтая. Подсолнух желтый. Яблоко желтое. Листья желтые.
Игра «Посчитай до 5»
Цель: учить согласовывать числительные с именами существительными»
Описание: педагог предлагает посчитать предметы, изображенные на картинках.
Один карандаш, два карандаша, три карандаша, четыре карандаша, пять карандашей.
3) Игры, направленные на формирование словообразования
Игра «Назови ласково» «Большой – маленький»
Цель: учить образовывать имена существительные в уменьшительно-ласкательной форме
Описание: педагог называет большие предметы, а дети говорят про маленькие предметы (стол-столик, миска-мисочка, чашка-чашечка и т. д.)
Игра «Кто у кого?»
Цель: учить образовывать имена существительные, обозначающие название детенышей и птиц при помощи суффиксов –онок, -енок.
Описание: педагог предлагает рассмотреть картинки с изображением животных и соотнести их с детенышами, отвечая на вопрос «Кто у кого?».
У кошки – котенок. У коровы-теленок. У лошади-жеребенок. У свиньи -поросенок. У овцы-ягненок. У кролика-крольчонок. У собаки – щенок.
Игра «Что для чего?»
Цель: учить образовывать существительные с помощью суффикса -ниц- со значением вместилища.
Описание: педагог предлагает назвать предметы на картинках и посуду, в которой хранятся эти предметы.
Хлеб – в хлебнице. Суп -в супнице. Сахар в сахарнице. Сухари в сухарнице.
Конфеты – в конфетнице.
Игра «Назови лист», Игра «Что из чего сделано», Игра «Назови сок, варенье»
Цель: учить образовывать относительные прилагательные с суффиксами -ое-, -ев- -и-, -ан-, -ян-, -енн- со значением соотнесенности к растениям (лист дуба – дубовый, к различным материалам (кожаный, шерстяной, глиняный, серебряный и т. д., к продуктам питания (каша из манки – манная, сок клюквы – клюквенный и т. д.).
Описание: педагог предлагает назвать листок дерева. Например, лист дуба (какой) – дубовый, сок груши (какой) – грушевый, стакан из стекла (какой) – стеклянный и т. д.
Игра «Чья, чей, чье, чьи»
Цель: учить образовывать притяжательные прилагательные с суффиксами –ин, -ов, -ья-, -ий-, -ье, -ьи- (слоновая, львиная, лисья, лисий, лисье, лисьи).
Описание: педагог предлагает назвать, чья голова, чей хвост, чье туловище, чьи уши нарисованы на картинке. Например, чья голова? Лисы. Голова лисы – какая? Лисья и т. д.
Игра «Назови профессии по картинкам»
Цель: учить образовывать имена существительные, обозначающих профессии при помощи суффиксов -щик-, -чик-, -ник, -ниц.
Описание: педагог задает вопрос: «Кто чинит часы?», а ребенок должен назвать картинку с изображением профессии.
Часы чинит часовщик.
Картины рисует художница.
Груз грузит грузчик.
Обувь ремонтирует сапожник.
Игра «Скажи наоборот»
Цель: учить образовывать глаголы приставочным способом.
Описание: педагог называет действие, изображенное на картинке, а ребенок должен назвать действие с противоположным значением.
Грузовик подъезжает к дому, а потом… (отъезжает)
Грузовик въезжает в гараж, а потом. (выезжает
Игра «Большой – огромный»
Цель: учить образовывать существительные с увеличительным суффиксом -ищ-.
Нос – носище.
Волк – волчище.
Для эффективности игр и упражнений нужно соблюдать следующие условия:
- систематичность проведения;
- распределение их в порядке нарастающей сложности;
- подчинённость заданий выбранной речевой цели;
- чередование и вариативность игр и упражнений.
Обобщая опыт работы по данной проблеме, можно сделать вывод, что игры и упражнения, применяемые на непосредственно-образовательной деятельности в ДОО повышают интерес, снижают напряженность, способствуют коррекции лексико-грамматического строя речи у воспитанников с ОНР.