Приложение МААМ

Коррекция нарушений грамматического строя речи у детей с ОНР

Кувшинова Наталья
Коррекция нарушений грамматического строя речи у детей с ОНР
▼ Скачать + Заказать документы

«Коррекция нарушений лексико-грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР»

Речевое развитие занимает важное место в федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования. Согласно ФГОС ДО речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры, обогащение активного словаря, развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи, развитие речевого творчества, развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха, формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

Публикация «Коррекция нарушений грамматического строя речи у детей с ОНР» размещена в разделах

Одним из основных направлений работы по речевому развитию является формирование лексико-грамматического строя речи. Уже в дошкольном возрасте ребёнок должен овладеть объёмом словаря, достаточным для того, чтобы понимать речь взрослых и сверстников, ребёнок должен усвоить сложную систему грамматических закономерностей на основе анализа речи окружающих, выделения общих правил грамматики на практическом уровне, обобщения этих правил и закрепления их в собственной речи.

Несформированность лексико-грамматических представлений у воспитанников с общим недоразвитием речи (далее – ОНР) приводит к трудностям в овладении письменной речью в школе, поэтому устранение лексико-грамматических нарушений в речи воспитанников с ОНР, является одной из главных задач в коррекционно-развивающей работе учителя-логопеда и педагогов ДОО. Наиболее эффективным приёмом при коррекции лексико-грамматических нарушений, является игра.

В своей работе по формированию грамматически правильной речи я использую упражнения, словесные и дидактические игры. Их применение эффективно в коррекционно-развивающей работе с привлечением различного наглядного материала: предметов, игрушек, картинок и специально изготовленных пособий, так как при опоре на зрительный образ воспитанники быстрее усваивают материал.

Всю работу по коррекции нарушений лексико-грамматического строя речи у воспитанников с ОНР я провожу по следующим направлениям:

1) Расширение, активизация и обогащения словаря;

3) Формирование навыков словоизменения;

4) Формирование навыков словообразования.

1) Игры и упражнения, направленные на расширение, активизацию, обогащение словаря

А) Номинативный словарь (словарь существительных)

Игра «Назови картинки»

Описание: педагог предлагает назвать предметы, изображенные на картинках, которые входят в различные тематические группы.

Овощи: свекла, морковь, капуста.

Игра «Отвечай быстро»

Описание: педагог бросает мяч ребенку и называет три слова, относящиеся к одной тематической группе. Ребенок, возвращая мяч, называет к ним обобщающее слово. Стул, кровать, диван – мебель.

Игра «Раздели по группам»

Описание: педагог предлагает разделить картинки с изображением предметов на группы и назвать одним словом.

Игрушки: мяч, паровоз, пирамидка.

Овощи: огурец, свекла, помидор.

Фрукты: яблоко, лимон, апельсин.

Игра «Продолжи»

Описание: педагог раскладывает картинки, с изображением предметов, входящие в разные тематические группы. Ребенок, взяв картинку, называет ее и подбирает как можно больше слов, которые могут продолжить ряд:

Яблоко, слива…

Огурец, лук…

Корова, собака…

Игра «Назови, что есть у предмета?

Описание: педагог раскладывает или показывает картинку с изображением предметов, а ребенок должен назвать части каждого предмета.

Чайник: дно, носик, ручка, крышка.

Стул: сиденье, спинка, ножки.

Игра «Загадки»

Описание: педагог предлагает определить предмет по названию составных частей

Ствол, ветки, сучья, почки, листья, кора, корни – Что это? (дерево).

Крыльцо, ступеньки, дверь, чердак – Что это? (дом).

Игра «Кто больше»

Цель: учить детей подбирать имена существительные к глаголам.

Описание: педагог предлагает назвать к действию как можно больше слов.

Летит (стрела, самолет, птица, пассажир, снежинка, лист)

Плывет. (пароход, лодка, катер, корабль)

Игра «Скажи наоборот»

Цель: учить подбирать имена существительные, противоположные по смыслу.

Описание: педагог бросает мяч ребенку и называет слово-действие. Ребенок, возвращая мяч, называет слово, противоположное по смыслу.

Например: день – ночь, зима – лето, начало – конец и т. д.

Игра «Отгадай предмет по описанию»

Цель: учить отгадывать предмет по описанию его дифференциальных признаков.

Описание: педагог предлагает ряд слов и просит отгадать, что это.

Это овощ, круглый, красный, вкусный. Что это?

Б) Предикативный словарь (словарь глаголов)

Игра «Кто как голос подает?»

Цель: учить подбирать действия к именам существительным по способу подачи голоса.

Описание: педагог предлагает назвать действие по подачи голоса. Например: Лягушка говорит: Ква-ква-ква. Что она делает? Квакает. Корова говорит: му-му-му. Что она делает? Мычит.

Игра «Кто как передвигается?»

Цель учить подбирать действия к именам существительным по способу передвижения.

Описание: педагог предлагает назвать действие по способу передвижения. Например: Птица (что делает) летает. Змея (что делает) ползает и т. д.

Игра «Кто что делает?»

Цель: учить подбирать действия к именам существительным, связанных с профессией человека.

Описание: педагог предлагает детям назвать действия, которые выполняет человек определенной профессии. Например: Строитель (что делает) строит. Повар – готовит. Художник – рисует.

Игра «Скажи по-другому»

Цель: учить подбирать глаголы, близкие по значению.

Описание: педагог предлагает назвать действие, изображенное на картинке (котенок смотрит) и предлагает подумать, как можно по-другому назвать это действие: смотрит – глядит – наблюдает.

Игра «Скажи наоборот»

Цель: учить подбирать глаголы, противоположные по смыслу.

Описание: педагог бросает мяч ребенку и называет слово-действие. Ребенок, возвращая мяч, называет слово, противоположное по смыслу.

В) Словарь признаков

Игра «Подбери слова-признаки»

Цель: учить детей подбирать прилагательные к именам существительным. Описание: педагог предлагает подобрать к названию предмета как можно больше слов-признаков по тематическим группа.

Мебель (какая) деревянная, мягкая, кухонная и т. д.

Лиса (какая) хитрая, рыжая, хищная.

Игра «Назови цвет, форму, вкус»

Цель: учить детей подбирать имена прилагательные по цвету, форме и вкусу.

Описание: педагог предлагает назвать предмет по цвету, форме и вкусу.

Лимон (какой) желтый, овальный, кислый.

Игра «Скажи по-другому»

Цель: учить подбирать имена прилагательные, противоположные по значению.

Описание: педагог бросает мяч и называет слово. Ребенок, возвращая мяч, называет слово, близкое по значению.

Большой – огромный и т. д.

Игра «Скажи наоборот»

Цель: учить подбирать имена прилагательные, противоположные по смыслу.

Описание: педагог бросает мяч и произносит словосочетание. Ребенок, возвращая мяч, называет в словосочетании одно слово, противоположное по смыслу.

Добрая собака – злая собака;

Черная рубашка – белая рубашка;

Чисток пальто – грязное пальто.

Г) Словарь наречий

Игра «Кто как передвигается?»

Цель: учить детей подбирать слова наречия.

Описание: педагог предлагает по картинкам назвать животное и определить, как оно передвигается. Улитка. Она ползет медленно. Конь. Он скачет быстро.

Игра «Скажи по-другому»

Цель: учить подбирать наречия, близкие по значению.

Описание: педагог бросает мяч и называет слово. Ребенок, возвращая мяч, называет слово, близкое по значению.

Тоскливо – грустно – печально.

Игра «Скажи наоборот»

Цель: учить подбирать наречия, противоположные по смыслу.

Описание: педагог бросает мяч ребенку и называет слово. Ребенок, возвращая мяч, называет слово, противоположное по смыслу.

Далеко – близко, тихо – громко и т. д.

Д) Словарь местоимений

Игра «Я, ты, мы, вы, он, она, они»

Описание: педагог произносит предложение, бросает ребенку мяч, называя местоимение, затем предлагает закончить предложение.

Я пью чай. Ты…Мы… Вы…Он. Она…Они…

Я гуляю в парке. Ты…Мы…Вы…Он (она…Они…

Я поливаю цветы. Ты…Мы…Вы…Он (она…Они…

2) Игры, направленные на формирование словоизменения

Игра «Один-много»

Цель: учить образовывать имена существительные множественного числа в И. п.

Описание: педагог называет существительное в ед. ч. бросает мяч ребенку. Ребенок, возвращая мяч, называет слово во мн. ч.

Шар – шары

Комар – комары.

Игра «Найди пару»

Цель: дифференциация существительных в единственном и множественном числе.

Описание: педагог раскладывает картинки с изображением предметов в единственном и множественном числе и предлагает составить пары из картинок.

Кот - коты, топор – топоры, стол – столы, арбуз – арбузы.

Игра «Угадай, кого (чего) нет?»

Цель: учить образовывать имена существительные во множественом числе в Р. п.

Описание: педагог предлагает картинки с изображением предметов (ведра, гнезда и т. д.). Убирает картинку и спрашивает: «Кого (чего) нет?

Игра «Кто что ест?»

Цель: учить употреблять имена существительные в В. п. единственного числа.

Описание: педагог предлагает рассмотреть кртинки с изображением животных и подобрать к каждому животному его пищу.

Корова ест (траву).

Собака ест (кость).

Игра «Кому что дадим?»

Цель: учить употреблять имена существительные в Д. п. единственного числа.

Описание: педагог предлагает рассмотреть картинки с изображением животных и корма для животных (сено, яблоки, орехи, груши). Затем предлагает соотнести изображение корма с соответствующим животным, отвечая на вопрос: «Кому что дадим?»

Грибы дадим белке. Капусту зайцу.

Яблоко дадим ежу.

Игра «Угадай, кому нужны эти вещи?»

Цель: учить употреблять имена существительные в Д. п. единственного числа.

Описание: педагог предлагает рассмотреть картинки, на которых изображены люди разных профессий и занятий. На каждой картинке недостает по какому-либо предмету. Затем показывает детям предмет, предлагает назвать, кому нужен этот предмет, и положить к соответствующей картинке.

Указка — учителю

Шприц — медсестре

Весы — продавцу.

Игра «Кто чем управляет?»

Цель: учить употреблять имена существительные в Т. п. единственного числа.

Описание: педагог предлагает рассмотреть картинки с изображением транспорта и ответить на вопрос: «Кто управляет автобусом (самолетом?»

Водитель управляет автобусом. Машинист управляет электропоездом.

Летчик управляет самолетом.

Игра «Кто чем работает?»

Цель: учить употреблять имена существительные в Т. п. единственного числа.

Описание: педагог предлагает рассмотреть картинки с изображением людей разных профессий: маляр, дворник, парикмахер и т. д. и ответить на вопрос: «Кто чем работает?»

Маляр – кистью.

Парикмахер – ножницами.

Дворник – метлой.

Игра «Где что растет?» «Кто где живет?» «Где что лежит?»

Цель: учить употреблять имена существительные в П. п. единственного числа, учить правильно употреблять предлог В с именами существительными.

Морковь растет в земле. Белка живет в дупле. Хлеб лежит в хлебнице.

Игра «Где игрушка?»

Цель: учить правильно употреблять простые предлоги: В, НА, ПОД, ЗА.

Описание: логопед (педагог) предлагает ребенку назвать, где находится игрушка. (Игрушка находится на стуле).

Игра «Где взял игрушку?»

Цель: учить правильно употреблять сложные предлоги: С/СО, ИЗ, ИЗ-ПОД, ИЗ-ЗА, МЕЖДУ, ПЕРЕД.

Описание: логопед предлагает ребенку назвать, где взял игрушку.

Игра «Мой, моя, мое, мои»

Цель: учить правильно согласовывать притяжательные местоимения с именами существительными в роде и числе.

Описание: педагог просит назвать предметы, про которые можно сказать «это мой» (мой карандаш, мой пенал, мой лист и т. д., «это моя», «это мое», «это мои».

Игра «Назови предмет по цвету?»

Цель: учить согласовывать имена прилагательные с именами сущестивтельными в роде, числе.

Описание: педагог предлагает рассмотреть предметы и ответить на вопрос: Майка желтая. Подсолнух желтый. Яблоко желтое. Листья желтые.

Игра «Посчитай до 5»

Цель: учить согласовывать числительные с именами существительными»

Описание: педагог предлагает посчитать предметы, изображенные на картинках.

Один карандаш, два карандаша, три карандаша, четыре карандаша, пять карандашей.

3) Игры, направленные на формирование словообразования

Игра «Назови ласково» «Большой – маленький»

Цель: учить образовывать имена существительные в уменьшительно-ласкательной форме

Описание: педагог называет большие предметы, а дети говорят про маленькие предметы (стол-столик, миска-мисочка, чашка-чашечка и т. д.)

Игра «Кто у кого?»

Цель: учить образовывать имена существительные, обозначающие название детенышей и птиц при помощи суффиксов –онок, -енок.

Описание: педагог предлагает рассмотреть картинки с изображением животных и соотнести их с детенышами, отвечая на вопрос «Кто у кого?».

У кошки – котенок. У коровы-теленок. У лошади-жеребенок. У свиньи -поросенок. У овцы-ягненок. У кролика-крольчонок. У собаки – щенок.

Игра «Что для чего?»

Цель: учить образовывать существительные с помощью суффикса -ниц- со значением вместилища.

Описание: педагог предлагает назвать предметы на картинках и посуду, в которой хранятся эти предметы.

Хлеб – в хлебнице. Суп -в супнице. Сахар в сахарнице. Сухари в сухарнице.

Конфеты – в конфетнице.

Игра «Назови лист», Игра «Что из чего сделано», Игра «Назови сок, варенье»

Цель: учить образовывать относительные прилагательные с суффиксами -ое-, -ев- -и-, -ан-, -ян-, -енн- со значением соотнесенности к растениям (лист дуба – дубовый, к различным материалам (кожаный, шерстяной, глиняный, серебряный и т. д., к продуктам питания (каша из манки – манная, сок клюквы – клюквенный и т. д.).

Описание: педагог предлагает назвать листок дерева. Например, лист дуба (какой) – дубовый, сок груши (какой) – грушевый, стакан из стекла (какой) – стеклянный и т. д.

Игра «Чья, чей, чье, чьи»

Цель: учить образовывать притяжательные прилагательные с суффиксами –ин, -ов, -ья-, -ий-, -ье, -ьи- (слоновая, львиная, лисья, лисий, лисье, лисьи).

Описание: педагог предлагает назвать, чья голова, чей хвост, чье туловище, чьи уши нарисованы на картинке. Например, чья голова? Лисы. Голова лисы – какая? Лисья и т. д.

Игра «Назови профессии по картинкам»

Цель: учить образовывать имена существительные, обозначающих профессии при помощи суффиксов -щик-, -чик-, -ник, -ниц.

Описание: педагог задает вопрос: «Кто чинит часы?», а ребенок должен назвать картинку с изображением профессии.

Часы чинит часовщик.

Картины рисует художница.

Груз грузит грузчик.

Обувь ремонтирует сапожник.

Игра «Скажи наоборот»

Цель: учить образовывать глаголы приставочным способом.

Описание: педагог называет действие, изображенное на картинке, а ребенок должен назвать действие с противоположным значением.

Грузовик подъезжает к дому, а потом… (отъезжает)

Грузовик въезжает в гараж, а потом. (выезжает

Игра «Большой – огромный»

Цель: учить образовывать существительные с увеличительным суффиксом -ищ-.

Нос – носище.

Волк – волчище.

Для эффективности игр и упражнений нужно соблюдать следующие условия:

- систематичность проведения;

- распределение их в порядке нарастающей сложности;

- подчинённость заданий выбранной речевой цели;

- чередование и вариативность игр и упражнений.

Обобщая опыт работы по данной проблеме, можно сделать вывод, что игры и упражнения, применяемые на непосредственно-образовательной деятельности в ДОО повышают интерес, снижают напряженность, способствуют коррекции лексико-грамматического строя речи у воспитанников с ОНР.

Публикации по теме:

«Фантастический зверь». Игра для развития лексико-грамматического строя речи«Фантастический зверь». Игра для развития лексико-грамматического строя речи Сегодня хочу представить вашему вниманию игру, поднимающую настроение и активизирующую речевую активность. Цель игры: упражнять в образовании.

Коррекция нарушений речи дошкольников посредством использования здоровьесберегающих технологийКоррекция нарушений речи дошкольников посредством использования здоровьесберегающих технологий «Коррекция нарушений речи дошкольников посредством использования здоровьесберегающих технологий» Актуальность выбора темы работы. В последние.

Дидактическая игра по формированию лексико-грамматического строя речи для детей дошкольного возраста «Моя семья»Дидактическая игра по формированию лексико-грамматического строя речи для детей дошкольного возраста «Моя семья» Цель – создать условия для формирования лексико-грамматического строя речи у детей дошкольного возраста. Задачи: - учить детей составлять.

Дидактическая игра «Весёлые старты» для формирования грамматического строя речи у детей с ОНРДидактическая игра «Весёлые старты» для формирования грамматического строя речи у детей с ОНР Уважаемые коллеги! Сегодня я хочу предложить вашему вниманию дидактическую игру «Весёлые старты». Эта игра помогает детям с нарушением.

Игры и упражнения для развития и коррекции лексико-грамматического строя речиИгры и упражнения для развития и коррекции лексико-грамматического строя речи . Грамматическая категория – ЛЕКСИКА • Игра «Назови одним словом»Цель игры: Формирование обобщающих понятий. Ход игры: Игру можно проводить.

Картотека игр на формирование грамматического строя речи Игра «Магазин посуды» Цель: Расширять словарь. Развивать умение подбирать обобщающее слово. Развивать речевого внимания. Материал: Игрушечная.

Комплекс упражнений «Формирование грамматического строя речи детей на уроках русского языка» Фрагмент урока 1 Тема: Имя существительное. Цель: формировать правильное употребление в нужной грамматической форме слов в словосочетаниях.

Методика коррекции лексико-грамматического строя речи у детей с ОНР Формирование словарного запаса и грамматического строя у детей с общим недоразвитием речи в специальной психологической и педагогической.

Наглядно-игровые модели для коррекции лексико-грамматического строя речиНаглядно-игровые модели для коррекции лексико-грамматического строя речи Наглядно-игровые модели для коррекции лексико-грамматического строя речи Аннотация: Нарушение лексико-грамматического строя речи в структуре.

НОД по формированию грамматического строя речи на тему «Весна» в подготовительной группе Цель: развивать связную речь, грамматический строй речи. Задачи: - упражнять детей в подборе действий к предметам, - развивать логическое.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Коррекция нарушений грамматического строя речи у детей с ОНР
Опубликовано: 5 декабря 2022 в 15:20
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Коррекция нарушений грамматического строя речи у детей с ОНР» (включая файлы) размещена пользователем Кувшинова Наталья (УИ 3109858) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Календарь
24 декабря 2024 вторник
25 декабря 2024 среда
Праздник флага, герба и гимна России!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД