Ольга Трифонова
Коррекция и компенсация отклонений в развитии
▼ Скачать + Заказать документы
Коррекция и компенсация отклонений в развитии
Не всегда родители понимают отличие коррекционной и компенсационной работы отклонений в развитии детей. Рассмотрим эти понятия подробно.
Коррекция (от лат. correctio – улучшение, исправление) – система психолого-педагогических мероприятий в сочетании с медицинской помощью, направленных на преодоление или ослабление недостатков психического и физического развития человека (минимизация дефекта – сведение последствий нарушений к минимуму).
Публикация «Коррекция и компенсация отклонений в развитии» размещена в разделах
Необходимо различать понятия «педагогическая коррекция» и «коррекционная педагогика». В первом случае имеется в виду работа с неглубокими нарушениями (чаще поведенческие отклонения, во втором случае – глубокими, т. е. с теми, которыми занимается сурдопедагогика, тифлопедагогика, олигофренопедагогика и логопедия.
Основные направления коррекционной работы:
• коррекция сенсорики (деятельности зрительных, слуховых анализаторов);
• коррекция моторики (физического развития);
• коррекция познавательных функций (мышления, памяти, речи и др.);
• коррекция эмоционально-волевой сферы;
• коррекция личности.
Коррекция может быть прямой и косвенной. Прямая коррекция заключается в использовании учителем специальных дидактических материалов и приемов воздействия, планирования содержания и прогнозирования результатов коррекционной работы во времени.
При косвенной коррекции предполагается, что продвижение в развитии ребенка происходит в процессе обучения, игры, труда, общественно-полезной деятельности, лечебно-профилактических мероприятий (сбалансированное питание, витаминизация, закаливание, медикаментозное и физиотерапевтическое лечение) и др.
В последнее время приобретают популярность нетрадиционные средства коррекции: сенсорный и психомоторный тренинг, леготека (игры конструктивного содержания, ароматерапия, иппотерапия арттерапия, музыкотерапия и др.
В формировании и развитии личности ребенка с дизонтогенезом огромное значение имеет ранняя коррекция. Чем раньше будет начата коррекционная работа, тем с меньшими затруднениями будет идти двигательное, речевое и интеллектуальное развитие. Оказание ранней комплексной помощи позволяет более эффективно компенсировать отклонения в психическом развитии ребенка «группы риска», тем самым смягчить вторичные отклонения. В результате коррекции в раннем возрасте до 30% детей к 6 месяцам достигают показателей нормы, у 90% детей наблюдается стойкий положительный эффект. Это помогает сократить число детей, которые по достижении школьного возраста будут нуждаться в специальном образовании в условиях специализированных учреждений. Своевременная помощь и коррекция дают исключительную возможность «сгладить» недостатки и проблемы в развитии, а в ряде случаев даже устранить их, обеспечив тем самым полноценную жизнь ребенка.
Компенсация (от лат. Compensation) – возмещение, уравновешивание. Сущность процесса компенсации заключается в возмещении в той или иной мере нарушенных функций и состояний: в мозг поступают сигналы с поврежденных участков, в ответ на которые он мобилизует защитные механизмы.
Выделяют первичную и вторичную компенсации. Первичная компенсация протекает в виде целенаправленной деятельности по относительному уменьшению меры проявления основного дефекта (коррекционные технические средства – очки, слуховые аппараты и др.).
Значительно сложнее вторичная компенсация – формирование и развитие высших психических функций, и, прежде всего психической регуляции поведения. Вторичная компенсация возможна лишь в том случае, когда организм и психика обладают достаточным компенсаторным фондом, а у индивида сформированы необходимые предпосылки компенсации: воля, мотивация, другие структуры личности для достаточно интенсивных продолжительных упражнений и тренировок.
Процесс компенсации элементарных физиологических функций не требует обучения и происходит за счет автоматической перестройки, в которой важную роль играет оценка успешности приспособительных реакций, осуществляемая в ЦНС.
Компенсация высших психических функций возможна лишь в результате специально организованного обучения. При аномалиях развития, связанных с врожденными или рано приобретенными дефектами анализаторов, активное обучение приобретает решающую роль.
Развитие компенсаторных приспособлений зависит от конституционных особенностей человека, возраста, характера дефекта, времени и степени нарушения функций, осознания дефекта, волевой установки на компенсацию, факторов внешней среды, социальной позиции индивида и т. д.
Таким образом, компенсация выступает как условие и как результат коррекции: чем эффективнее коррекция, тем стабильнее закрепляются новые условные связи в ЦНС.
Л. С. Выготский единство и взаимообусловленность процессов коррекции (внешнего) и компенсации (внутреннего) выразил в законе превращения минуса дефекта в плюс компенсации, подчеркнув необходимость создания и использования обходных путей.
К числу благоприятных условий формирования компенсации относятся:
• ранняя диагностика и начало коррекционных воздействий;
• правильно организованная система обучения и воспитания; построение учебного процесса на основе применения специальных приемов и методов коррекционно-воспитательной работы;
• использование принципа соединения обучения с трудом;
• хорошая психологическая атмосфера в детском коллективе, взаимопонимание педагогов и учащихся;
• правильная организация режима учебной работы и отдыха детей, исключающая перегрузки;
• чередование методов обучения учащихся;
• использование технических средств, специального оборудования и учебных пособий.
Сложившиеся компенсаторные процессы не носят абсолютного (устойчивого) характера, поэтому при неблагоприятных условиях (чрезмерные нагрузки, стрессы, болезни, сезонные ухудшения состояния организма, резкое прекращение учебно-тренировочных занятий и др.) они могут распадаться. В таких случаях наблюдается декомпенсация, т. е. рецидив функциональных нарушений: нарушения умственной работоспособности, снижение темпа развития, изменение отношений к деятельности, людям; или псевдокомпенсация – мнимые, ложные приспособления, вредные образования, возникающие в результате реакции человека на те или иные нежелательные проявления к нему со стороны окружающих людей.