Получи документы

Коррекция и компенсация отклонений в развитии

Ольга Трифонова
Коррекция и компенсация отклонений в развитии
▼ Скачать + Заказать документы

Коррекция и компенсация отклонений в развитии

Не всегда родители понимают отличие коррекционной и компенсационной работы отклонений в развитии детей. Рассмотрим эти понятия подробно.

Коррекция (от лат. correctio – улучшение, исправление) – система психолого-педагогических мероприятий в сочетании с медицинской помощью, направленных на преодоление или ослабление недостатков психического и физического развития человека (минимизация дефекта – сведение последствий нарушений к минимуму).

Публикация «Коррекция и компенсация отклонений в развитии» размещена в разделах

Необходимо различать понятия «педагогическая коррекция» и «коррекционная педагогика». В первом случае имеется в виду работа с неглубокими нарушениями (чаще поведенческие отклонения, во втором случае – глубокими, т. е. с теми, которыми занимается сурдопедагогика, тифлопедагогика, олигофренопедагогика и логопедия.

Основные направления коррекционной работы:

• коррекция сенсорики (деятельности зрительных, слуховых анализаторов);

• коррекция моторики (физического развития);

• коррекция познавательных функций (мышления, памяти, речи и др.);

• коррекция эмоционально-волевой сферы;

• коррекция личности.

Коррекция может быть прямой и косвенной. Прямая коррекция заключается в использовании учителем специальных дидактических материалов и приемов воздействия, планирования содержания и прогнозирования результатов коррекционной работы во времени.

При косвенной коррекции предполагается, что продвижение в развитии ребенка происходит в процессе обучения, игры, труда, общественно-полезной деятельности, лечебно-профилактических мероприятий (сбалансированное питание, витаминизация, закаливание, медикаментозное и физиотерапевтическое лечение) и др.

В последнее время приобретают популярность нетрадиционные средства коррекции: сенсорный и психомоторный тренинг, леготека (игры конструктивного содержания, ароматерапия, иппотерапия арттерапия, музыкотерапия и др.

В формировании и развитии личности ребенка с дизонтогенезом огромное значение имеет ранняя коррекция. Чем раньше будет начата коррекционная работа, тем с меньшими затруднениями будет идти двигательное, речевое и интеллектуальное развитие. Оказание ранней комплексной помощи позволяет более эффективно компенсировать отклонения в психическом развитии ребенка «группы риска», тем самым смягчить вторичные отклонения. В результате коррекции в раннем возрасте до 30% детей к 6 месяцам достигают показателей нормы, у 90% детей наблюдается стойкий положительный эффект. Это помогает сократить число детей, которые по достижении школьного возраста будут нуждаться в специальном образовании в условиях специализированных учреждений. Своевременная помощь и коррекция дают исключительную возможность «сгладить» недостатки и проблемы в развитии, а в ряде случаев даже устранить их, обеспечив тем самым полноценную жизнь ребенка.

Компенсация (от лат. Compensation) – возмещение, уравновешивание. Сущность процесса компенсации заключается в возмещении в той или иной мере нарушенных функций и состояний: в мозг поступают сигналы с поврежденных участков, в ответ на которые он мобилизует защитные механизмы.

Выделяют первичную и вторичную компенсации. Первичная компенсация протекает в виде целенаправленной деятельности по относительному уменьшению меры проявления основного дефекта (коррекционные технические средства – очки, слуховые аппараты и др.).

Значительно сложнее вторичная компенсация – формирование и развитие высших психических функций, и, прежде всего психической регуляции поведения. Вторичная компенсация возможна лишь в том случае, когда организм и психика обладают достаточным компенсаторным фондом, а у индивида сформированы необходимые предпосылки компенсации: воля, мотивация, другие структуры личности для достаточно интенсивных продолжительных упражнений и тренировок.

Процесс компенсации элементарных физиологических функций не требует обучения и происходит за счет автоматической перестройки, в которой важную роль играет оценка успешности приспособительных реакций, осуществляемая в ЦНС.

Компенсация высших психических функций возможна лишь в результате специально организованного обучения. При аномалиях развития, связанных с врожденными или рано приобретенными дефектами анализаторов, активное обучение приобретает решающую роль.

Развитие компенсаторных приспособлений зависит от конституционных особенностей человека, возраста, характера дефекта, времени и степени нарушения функций, осознания дефекта, волевой установки на компенсацию, факторов внешней среды, социальной позиции индивида и т. д.

Таким образом, компенсация выступает как условие и как результат коррекции: чем эффективнее коррекция, тем стабильнее закрепляются новые условные связи в ЦНС.

Л. С. Выготский единство и взаимообусловленность процессов коррекции (внешнего) и компенсации (внутреннего) выразил в законе превращения минуса дефекта в плюс компенсации, подчеркнув необходимость создания и использования обходных путей.

К числу благоприятных условий формирования компенсации относятся:

• ранняя диагностика и начало коррекционных воздействий;

• правильно организованная система обучения и воспитания; построение учебного процесса на основе применения специальных приемов и методов коррекционно-воспитательной работы;

• использование принципа соединения обучения с трудом;

• хорошая психологическая атмосфера в детском коллективе, взаимопонимание педагогов и учащихся;

• правильная организация режима учебной работы и отдыха детей, исключающая перегрузки;

• чередование методов обучения учащихся;

• использование технических средств, специального оборудования и учебных пособий.

Сложившиеся компенсаторные процессы не носят абсолютного (устойчивого) характера, поэтому при неблагоприятных условиях (чрезмерные нагрузки, стрессы, болезни, сезонные ухудшения состояния организма, резкое прекращение учебно-тренировочных занятий и др.) они могут распадаться. В таких случаях наблюдается декомпенсация, т. е. рецидив функциональных нарушений: нарушения умственной работоспособности, снижение темпа развития, изменение отношений к деятельности, людям; или псевдокомпенсация – мнимые, ложные приспособления, вредные образования, возникающие в результате реакции человека на те или иные нежелательные проявления к нему со стороны окружающих людей.

Публикации по теме:

Коррекция нарушений речи дошкольников посредством использования здоровьесберегающих технологийКоррекция нарушений речи дошкольников посредством использования здоровьесберегающих технологий «Коррекция нарушений речи дошкольников посредством использования здоровьесберегающих технологий» Актуальность выбора темы работы. В последние.

«Профилактика и коррекция эмоционального выгорания педагогов с помощью психокоррекционных технологий и проекционных методик» Цель: повышение уровня психолого-педагогической компетентности в области сохранения и укрепления педагогом своего профессионального здоровья,.

Консультация для педагогов «Коррекция высших психических функций у детей с ОВЗ» Жизнь человека представляет череду нескончаемых открытий, связанных с получением, обработкой и передачей новых знаний о себе и окружающем.

Коррекция темпоритмической организации речи у младших школьников Механизмы голосоречеобразования тесно связаны со способностью человека к восприятию и воспроизведению звуков, различных ритмических и интонационных.

Нейропсихологическая коррекция детей дошкольного возраста с помощью дыхательных упражнений Для того, чтобы оптимизировать газообмен и вентиляцию во всех участках легких, нужно обратить внимание на то как дышит ребенок. Правильно.

Опыт работы «Педагогическая коррекция моторики руки ребёнка» Актуальность: Понимание педагогами и родителями значимости своевременной диагностики кистевой моторики и педагогической коррекции помогут.

План работы по направлению «Психотерапевтическая коррекция» проекта «Шустрик»План работы по направлению «Психотерапевтическая коррекция» проекта «Шустрик» Цель: Коррекция психической деятельности учащихся с дефицитом внимания. Октябрь Тема: Диагностика воспитанников КОУ «Леушинской школы.

Автор публикации:
Коррекция и компенсация отклонений в развитии
Опубликовано: 19 июня 2024 в 14:27
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Коррекция и компенсация отклонений в развитии» (включая файлы) размещена пользователем Ольга Трифонова (УИ 26819) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД