Доровская Екатерина Вячеславовна
Коррекция дефектов речи на музыкальных занятиях
▼ Скачать + Заказать документы
Слайд 1
Слайд 2
На современном этапе концепции интегрированного обучения и воспитания является ведущим направлением в развитии специального образования в нашей стране в соответствии с ФГОС. В современной практике дошкольного образования наблюдается то, что детей имеющих общее недоразвитие речи с каждым годом становиться все больше. У детей с различными нарушениями речи имеются существенные отклонения от нормы в речевом,психомоторном развитии. Могут отмечаться не сформированность мелкой и артикуляторной моторики, слухоречевого ритма, нарушены статистическая и динамическая координация движений, переключаемость движений, темп, ритм.
Публикация «Коррекция дефектов речи на музыкальных занятиях» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Коррекционные занятия. Конспекты для коррекционных групп
- Музыка. Конспекты музыкальных занятий
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
Общее недоразвитие речи у детей приводит к нарушениям умственной работоспособности, недостаткам общей и мелкой моторики, трудностям во взаимодействии с окружающим миром, изменению в становлении личности. Поэтому тема, коррекционная работа и музыкальном образовании очень актуальна.
Слайд 3
Цель: Формирование речевого развития по средством музыки.
Слайд 4
Задачи:
Оздоровительные: Образовательно-воспитательные: Коррекционные :
1. Развивать дыхание
2. Развивать координацию движений и моторные функции.
3. Формировать правильную осанку. 1. Воспитывать и развивать чувство ритма, способность ощущать в музые, движениях ритмическую выразительность.
2. Формировать способность восприятия музыкальных образов. 1. Развивать речевое дыхание.
2. Развивать артикуляционный аппарат.
3. Развивать фонетическое восприятие.
4. Развивать грамматический строй и и связную речь.
Слайд 5
После проведения коррекционной работы, планируется увидеть следующие результаты:
1) Научить детей четкому произношению и связанной речи.
2) Развить у детей координацию движения, мелкую моторику, пространственную ориентацию и чувство ритма.
3) Развить у детей координацию движения, мелкую моторику, пространственную ориентацию и чувство ритма
4) Сформировать коммуникативные навыки и навыки релаксации.
5) Увеличить роль родителей принимающих участие в совместных мероприятиях.
Слайд 6
Формы коррекционной работы :
1) Музицирование
2) Упражнения на развитие дыхания
3) Артикуляционная гимнастика
4) Логоритмика
5) Самомассаж
6) Пальчиковые игры
7) Речевые игры
8) Музыкотерапия
А теперь подобно рассмотрим некоторые из этих форм.
Слайд 7
Упражнения на развитие дыхания:
Дыхание входит в сложную функциональную речевую систему. Органы слуха, дыхания, голоса, артикуляции неразрывно связаны и взаимодействуют между собой. Поэтому так важна роль дыхания как «пускового механизма» в начале постановки звукопроизношения,голосоподачи, голосоведения.
Физиологическое дыхание детей с речевыми нарушениями имеет свои особенности. Оно, как правило, поверхностное, верхнерёберного типа, ритм его недостаточно устойчив. В процессе речевого высказывания у них отмечаются задержки дыхания, дополнительные вдохи. Объём легких у таких детей существенно ниже возрастной нормы.
Существуют определённые методики, направленные на восстановление этой важной функции. Суть этих методик заключается в осознанном управлении всеми фазами акта дыхания через тренировку дыхательных мышц.
1) Ребенок находится в положении лежа на спине. Его рука лежит на верхней части живота (диафрагмальная область). Внимание ребенка обращают на то, что его живот «хорошо дышит». Можно положить на живот игрушку или плоский предмет, например книгу, для привлечения внимания. Это упражнение длится в среднем 2—3 мин и выполняется без усилий.
2) «Лопнула шина»
Исходное положение: дети разводят руки перед собой, изображая круг— «шину». На выдохе медленно произносят звук «ш-ш-ш». Руки при этом медленно скрещиваются: правая рука ложится на левое плечо и наоборот. Грудная клетка в момент выдоха легко сжимается. Занимая исходное положение, дети делают непроизвольно вдох.
Слайд 8 видео
3) «Произнеси чистоговорки»
Педагог предлагает детям глубоко вдохнуть и на выдохе сказать: «На пригорке, возле елки, жили тридцать три Егорки». Глубоко вдохнуть и на выдохе сказать: «Раз Егорка, два Егорка, три Егорка.»
4) «Чудак»
Там, на холмах, сидит чудак,
Сидит и дует так и сяк.
Он дует вверх,
Он дует вбок,
Он дует вдоль и поперек.
Затем педагог кладет себе на ладонь вырезанный из бумаги листок, цветок, бабочку, снежинку и подносит его ко рту ребенка. Называя имя ребенка, он аккуратно сдувает листок. Ребенок ловит его и, сдувая, называет имя следующего ребенка.
Слайд 9
Упражнения на артикуляцию:
При разучивании песен на музыкальных занятиях, часто приходится наблюдать, что некоторые дети неправильно произносят отдельные звуки. Это говорит о неполном развитии речевого аппарата. В наших силах помочь каждому ребенку справиться с этими трудностями при помощи специальных упражнений артикуляционной гимнастики. Она способствует тренировке движений, необходимых для правильного произношения звуков, слогов, целых слов. Мониторинг, проводимый в конце учебного года, позволяет наблюдать положительную динамику речевого развития детей. Дети стали лучше говорить, с удовольствием читают стихи, исполняют роли в детских праздниках.
1. «Улыбка».Удержать губы в улыбке. Зубы не видны.
2. «Качели».Рот открыт. Напряженным языком тянуться к носу и подбородку, либо к верхним и нижним резцам.
3. «Лошадка».Присосать язык к небу, щелкнуть языком. Цокать медленно и сильно, тянуть подъязычную связку.
Также на занятиях используются песенки, способсвующие развитию артикуляционного аппарата. Например песня «Жук» в младшей группе.
Слайд 10 видео
Слайд 11
Музицирование:
В работе с детьми, имеющими речевые нарушения, я использую ударно– шумовые инструменты со звуками неопределенной высоты.
Обучение на детских музыкальных инструментах является не самоцелью, а средством для решения коррекционных задач : развитию мелкой моторики, координации движений, чувство ритма, внимания и памяти.
Может использоваться совместно с речевыми играми. Например игра «Матрешки и Петрушка»
Вот пришли веселые матрешки.
Тук – тук!
Принесли нам расписные ложки.
Тук – тук!
Мы на ложках заиграли.
Туки – туки! Туки – тук!
Наши ложки заплясали.
Туки – туки! Тук – тук – тук!
Вот бежит приятель наш Петрушка,
Трень – трень.
Он принес ребятам погремушки,
Трень – трень.
Погремушки зазвенели –
Трень – трень – трень!
Звонко песенку запели –
Трень – ди, трень – ди!
Тук – тук, туки – тук,
Трень – трень – трень – ди – трень!
Будет весело играть
Наш оркестр целый день!
Слайд 12
Самомассаж:
Игровой самомассаж представлен массажными приемами в игровой форме. Выполнение приемов массажа сопровождается художественным словом в исполнении самого ребёнка. Веселые стихи, яркие образы, обыгрывающие массажные движения, их простота, доступность, возможность использования в различной обстановке и в любое время способствуют изменению позиции ребенка из объекта в субъект педагогического воздействия. Это является гарантией успеха реабилитационной, коррекционной, оздоравливающей и развивающей работы с детьми имеющими нарушения речи. Он может быть с предметами и без.
Слайд 13
Пальчиковые игры:
Движение пальцев и кистей рук имеют особое, развивающее воздействие. На ладони и на стопе находится около 1000 важных, биологически активных точек. Если развитие движений пальцев рук соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы; если развитие движений пальцев отстает (ребенок неправильно держит ложку, с трудом справляется с карандашом, кисточкой, ножницами, пластилином, не может открутить и закрутить не только мелкие, но и крупные гайки конструктора, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть нормальной и даже выше нормы.
Что дает пальчиковая гимнастика детям?
• Способствует овладению навыками мелкой моторики.
• Помогает развивать речь.
• Повышает работоспособность коры головного мозга.
• Развивает у ребенка психические процессы: мышление, внимание, память, воображение.
• Снимает тревожность.
Вот несколко примеров.
Слайд 13 видео, Слайд 14
Слайд 15
Логоритмика:
Логоритмика – это система двигательных упражнений, в которых различные движения сочетаются с произнесением специального речевого материала.
Логопедическая ритмика занимает особое место в системе комплексного метода коррекционной работы с дошкольниками и служит цели нормализации двигательных функций и речи, в том числе дыхания, голоса, ритма, темпа и мелодико-интонационной стороны речи.
В результате сочетания слова, музыки и движения дети будут более раскрепощенными, эмоциональными, значительно улучшили свои ритмические способности. У детей повысится координация движений, они станут собраннее и внимательнее.
Логопедическая ритмика полезна всем детям, имеющим проблемы становления речевой функции, в том числе, задержку речевого развития, нарушения звукопроизношения, заикание и др.
Логоритмика имеет оздоровительную направленность (общеразвивающие упражнения, работа над певческим дыханием и развитием певческого голоса, простейшие приёмы массажа, гимнастика для глаз, дыхательные упражнения).
Слайд 16
Музыкотерипия :
Музыкотерапия - метод, использующий музыку в
качестве средства психологической коррекции состояния
ребенка в желательном направлении развития.
Многочисленные методики музыкальной терапии
предусматривают как целостное использование музыки в
качестве основного и ведущего факторов воздействия
(прослушивание музыкальных произведений, музицирование, так и
дополнение музыкальным сопровождением других коррекционных
приемов для усиления их воздействия.
Слайд 17
Такие формы исправления дефектов речи я использую на занятиях. Спасибо за внимание.