Наталья Ляпчева
Контрольная работа по методике музыкального развития
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: Музыкально-дидактические игры
1. Значение музыкально-дидактических игр в жизни ребенка.
2. Назначение музыкально-дидактических игр.
3. Перечислите виды музыкальной деятельности, в которых используются музыкально-дидактические игры.
4. Назовите классификацию дидактических игр, предложенную
Н. А. Ветлугиной.
5. Какова роль воспитателя в проведении музыкально-дидактических игр.
Публикация «Контрольная работа по методике музыкального развития» размещена в разделах
- Музыка. Конспекты уроков
- Музыка. Тесты, контрольные, проверочные
- Работа музыкального руководителя
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
1. Одним из важнейших средств развития самостоятельной музыкальной деятельности детей являются музыкально-дидактические игры. Они объединяют все виды музыкальной деятельности : пение, слушание, движение под музыку, игру на инструментах.
2. Основное назначение музыкально-дидактических игр – формировать у детей музыкальные способности, в доступной игровой форме помочь им разобраться в соотношении звуков по высоте, развить у них чувство ритма, тембровый и динамический слух, побуждать к самостоятельным действиям с применением знаний, полученных на музыкальных занятиях.
Музыкально-дидактические игры обогащают детей новыми впечатлениями, развивают у них инициативу, самостоятельность, способность к восприятию, различению основных свойств музыкального звука.
3. Слушание музыки играет большую роль в развитии самостоя-тельной музыкальной деятельности ребенка. Хороших результатов в этой области можно добиться лишь при условии определенного уровня музыкального развития, которое дети получают прежде всего на музыкальных занятиях. Во время слушания музыки с детьми младшего дошкольного возраста используются различные игрушки, которые могут «разговаривать», «двигаться» с малышами.
В старших группах дети знакомятся с различными инструментами, произведениями известных русских и советских композиторов.
Развитие певческих навыков является одной из задач музыкального воспитания детей в детских садах. Музыкально-дидактические игры, проводимые в процессе пения, помогают научить детей петь выразительно, непринужденно, учат брать дыхание между музыкальными фразами, удерживать его до конца фразы.
Немаловажную роль в развитии у детей слуха, ритма играют распевки и попевки. Их можно проводить даже в качестве музыкально-дидактических игр. Они представляют собой несложные музыкальные фразы из знакомых детям песен.
На занятии значительная часть времени отводится разучиванию различных движений под музыку.
Музыкально-ритмическая деятельность детей проходит более успешно, если обучение элементам танцевальных движений осуществляется в сочетании с музыкально-дидактическими играми, с выполнением творческих заданий.
4. Н. А. Ветлугина предложила классификацию дидактических игр, охарактеризовала их структуру и содержание, определила музы-кально-дидактический материал и сформулировала требования к эстетическому оформлению наглядных пособий. В дальнейшем эту работу продолжили А. Н. Зимина, Э. П. Костина.
В зависимости от дидактической задачи и развертывания игровых действий музыкально-дидактические игры принято подразделять на три вида:
1) Спокойное музицирование.
2) Игры типа подвижных, где элемент соревнования в увертливости, ловкости отодвинут по времени от момента выполнения музыкальных заданий.
3) Игры, построенные по типу хороводных.
5. Музыкально-дидактические игры используются как на музыкальных занятиях, так и в свободное от занятий время во всех возрастных группах с учётом индивидуальных особенностей детей. Организуются эти игры под руководством воспитателя. Результативность обучения в музыкально-дидактической игре создаётся тогда, когда воспитатель сам активно участвует в игре, становится её полноправным участником. Игра – прекрасная форма деятельности, способствующая привитию умения приблизить, расположить к себе всех детей, в том числе и малоактивных. Руководя игрой, воспитатель следит, чтобы дети соблюдали правила, точно выполняли задания, связанные с содержанием игры.
Тема 2 Детское музыкальное творчество
1. Дайте определение детскому музыкальному творчеству.
2. Перечислите виды деятельности в которых проявляется музыкальное творчество.
3. Назовите особенности развития детского музыкального творчества.
4. Условия, необходимые для успешного развития музыкально-творческих способностей дошкольников.
1. Детское творчество — одна из форм самостоятельной деятельности ребенка, в процессе которой он отступает от привычных и знакомых ему способов проявления окружающего мира, экспериментирует и создает нечто новое для себя и других.
Детское творчество — форма активности и самостоятельной деятельности ребенка, в процессе которой он отступает от образца и стереотипа, экспериментирует, видоизменяет окружающий его мир, создает нечто новое для других и для себя.
2. Музыкальное творчество может проявляться во всех видах музыкальной деятельности - пении, ритмике, игре на детских музыкальных инструмента. Все они имеют свои разновидности.
Детское музыкальное творчество предполагает наличие у детей музыкальных способностей, знаний и умений, которые они получают на музыкальных занятиях. «Успешность творческих проявлений детей зависит от прочности певческих навыков, от умения выражать в пении определённые чувства и настроения, а также петь чисто и выразительно» О. П. Радынова.
3. Для проявления творчества требуется воображение, фантазия, свободная ориентировка в непривычных ситуациях, умение применять свой опыт в новых условиях.
Успешность творческих проявлений детей зависит от прочности певческих навыков, умения выражать в пении определенные чувства, настроение, петь чисто и выразительно. Песенное творчество важно формировать, начиная с младшего дошкольного возраста, используя посильные детям творческие задания (спеть свое имя, колыбельную или плясовую кукле и т. д.).
Для развития песенного творчества существуют различные творческие задания, выполняемые детьми в игровой форме. В песенном творчестве дети в начале импровизируют простейшие звукоподражания, интонации.
4. Одним из условий, обеспечивающих успешное инструментальное творчество, является владение детьми элементарными навыками игры на музыкальных инструментах, освоение различных способов звукоизвлечения, которые позволяют детям передавать простейшие музыкальные образы.
Таким образом, музыкальная деятельность имеет огромное значение для нравственно-эстетического воспитания дошкольников, содействует развитию творческих способностей.
Необходимым условием возникновения детского творчества является накопление впечатлений от восприятия искусства, которые являются образцом для творчества, его источником. Другое условие - это накопление опыта исполнительства. Творчески развиваться ребенок может только в атмосфере доверия, доброжелательности и взаимного уважения. Важно, чтобы дети не теряли интереса к занятиям музыкальной деятельности. Все упражнения, которые предлагаются детям для овладения определенными знаниями, умениями и навыками должны носить игровую форму. Здесь важно чувство меры, вариативность, чередование воспроизводящих и творческих действий детей, слушание музыки.
Большое значение для развития у детей самостоятельности, творческой активности имеет правильная организация предметно-развивающей среды и грамотное руководство педагога самостоятельной деятельностью детей.
В процессе работы по развитию творческих способностей детей необходимо взаимодействие работающих с детьми педагогов. Прежде всего – воспитателя и музыкального руководителя.
Для развития творческой деятельности детей требуется большое количество наглядных пособий, атрибутов и оборудования. Посильную помощь в этом могут оказать родители. Такие поручения приближают их к жизни дошкольного учреждения, способствуют возникновению преемственности в работе и достижения высоких результатов музыкального и творческого развития детей.