Екатерина Турченкова
Консультативный тренинг с педагогами «Профилактика эмоционального выгорания. Способы контроля эмоций»
▼ Скачать + Заказать документы
Одной из наиболее распространенных преград к профессионализму, творчеству и самореализации педагога, является возникновение синдрома профессионального выгорания.
Цель: Управление собственным эмоциональным состоянием, способы улучшения настроения.
Задачи:
• Формирование положительного эмоционального состояния.
• Профилактика стрессовых ситуаций с помощью положительного опыта общения.
• Обучение педагогов приемам саморегуляции, снятия эмоционального напряжения.
Публикация «Консультативный тренинг с педагогами „Профилактика эмоционального выгорания, Способы контроля эмоций“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Консультации для родителей
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Тренинги для педагогов и воспитателей
- Эмоции. Консультации и рекомендации для родителей
- Эмоции. Развитие эмоциональной сферы у детей
- Эмоциональное и профессиональное выгорание. Тренинги
- Темочки
Оборудование: листы бумаги, ручки, карандаши, музыкальное сопровождение, клубочек ниток.
Минутка психологического настроя: «Все в твоих руках»
«Жил мудрец, который знал все. Один человек захотел доказать, что мудрец знает не так уж и много. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: мертвая она или живая?». А сам думает: «Скажет живая – я ее задавлю, скажет мертвая – выпущу: Мудрец, подумав, ответил: «Все в твоих руках»».
В наших руках возможность создать для себя такую атмосферу, в которой можно будет чувствовать себя «как дома».
Разминка «Поменяйтесь местами те, кто…»
Цель: включение в работу, снятие накопившегося напряжения.
Участники группы сидят на стульях в кругу. В середине круга стоит водящий. Он говорит: «Поменяйтесь местами те, у кого двое детей, те, кто пришел сегодня в юбке, те, у кого в голове много мыслей, те, кто с удовольствием идет на работу». Во время смены водящий занимает свободное место. Кто остался без места, тот водит.
Мозговой штурм.
«Составление банка эмоциональных состояний».
Цель: выяснение способов управления своими эмоциями.
Участники группы отвечают на следующие вопросы:
• Что вы понимаете под эмоциями?
• Какие эмоции чаще испытываете?
• Как боретесь с негативными эмоциями?
В процессе обсуждения составляется список способов борьбы с негативными эмоциями. Полученный список корректируется и дополняется общим обсуждением.
Ведущий: «Эмоции – особый класс субъективных психологических состояний, отражающих в форме непосредственных переживаний, ощущений приятного и неприятного отношения человека к миру и людям, процесс и результаты его практической деятельности. К классу эмоций относятся : настроения, чувства, аффекты, страсти и стрессы. Это так называемые чистые эмоции. Они включены во все психические процессы и состояния человека. Любые проявления его активности сопровождаются эмоциональными переживаниями.
Главная функция эмоций состоит в том, что благодаря эмоциям мы лучше понимаем, друг друга, можем, не пользуясь речью, судить о состоянии друг друга, настраиваться на совместную деятельность и общение».
Игра «Будь внимательным».
Ведущий: «При разговоре люди смотрят друг на друга. Чтобы проверить вашу наблюдательность, давайте поиграем. Закройте глаза. А теперь поднимите руку, у кого сосед со светлыми волосами? Откройте глаза и проверьте себя. Опять закройте глаза. У кого сосед с темными глазами? Поднимите руку. Откройте глаза и проверьте себя. Опять закройте глаза. У кого сосед, в ушах которого две дырочки? Поднимите руку. Откройте глаза и проверьте себя».
Ведущий: «Я благодарю всех вас за активное участие в игре, желаю, чтобы в будущем у вас были только приятные знакомства».
Упражнение «Ладошка»
Цель: эмоционально расслабиться и сблизиться.
Ведущий: «Возьмите лист бумаги и карандаш. Обведите на листе бумаги свою ладонь. Внутри каждого пальца впишите по одному качеству, которое вам в себе нравится. Затем подпишите лист и передайте по кругу. Каждый участник допишет те качества, которые он ценит в вас. Если кто-то по какой-то причине не хочет вписывать ничего. Это его право. Листок с качествами должен вернуться к вам».
Комментарии: можно использовать музыкальное сопровождение. Упражнение длится 2-3 минуты.
Игра «Пары»
Ведущий: «Вам нужно стать пары в произвольном порядке. На каждую пару берется по одному листу бумаги. В этой игре надо стать друг к другу лицом и зажать лист бумаги лбами. Листок бумаги надо удерживать во время движения по помещению без помощи рук – руки должны быть заведены за спину. Двигаться необходимо постоянно, в произвольном направлении. Выигрывает та пара, которая дольше других удерживала лист».
Анти советы психолога педагогу.
Сладкое воспоминание.
Провоцируйте конфликты.
Пусть они трясут весь садик.
А потом – коль доживете
Вы до пенсии своей –
Будет вам, что в жизни вспомнить,
Лежа на больничной койке,
И решать, что эти годы
Были прожиты не зря.
Развитие речи.
Научите педагогов
Очень крепко выражаться.
Поливают пусть друг друга.
И ругаются с детьми.
Через месяц убедитесь
Как спокойно на работе.
Речь активно развивая,
Быстро стрессы победим.
Забота о психотерапевтах.
Повышайте постоянно
Агрессивность и тревожность
У себя и педагогов
И, конечно же, детей!
Вам за это благодарны
Будут психотерапевты.
Вы поможете им быстро
Ощутить бюджета рост.
Ведущий: «Стресс, как правило, сопровождается негативными эмоциями, такими как злость, страх, грусть. И негативными состояниями, такими как раздражение, беспомощность, апатия. Никому не нравится переживать эти эмоции и состояния, однако в природе нет ничего лишнего. Каждая эмоция выполняет определенную функцию и зачем-то нужна, так же как человеку необходима способность, испытывать физическую боль, голод или холод.
Давайте сейчас разобьемся на четыре группы, каждая из которых получает задание: обсудить, зачем человеку нужна способность, испытывать негативные эмоции и состояния.
Первая – обсуждает злость;
Вторая – страх;
Третья – грусть;
Четвертая – апатию.
По ходу обсуждения записывайте свои выводы. На работу дается 3-5 минут. Далее группы рассказывают о результатах своей работы».
Ведущий: подводит итог обсуждения.
• Злость мобилизует нашу энергию, позволяет защититься;
• Страх сигнализирует об опасности;
• Грусть побуждает нас задуматься;
• Апатия дает «передышку», позволяет отстраниться от ситуации, взглянуть на нее со стороны.
Я предлагаю вам обсудить, что вы делаете, когда испытываете негативные эмоции? Сравните два высказывания:
«Ты ненадежный друг, потому что не выполняешь своих обещаний» и «Я злюсь, потому что книга, которую ты забыл принести, сейчас мне очень нужна».
Второе высказывание позволяет человеку открыто говорить о своих негативных эмоциях, не создавая конфликта.
Упражнение «Звуковая гимнастика».
Цель: знакомство со звуковой гимнастикой, укрепление духа и тела.
Ведущий: «Прежде чем приступить к звуковой гимнастике, нужно встать в круг, расслабиться, выпрямить спину. Сначала делаем глубокий вдох носом, а на выдохе громко и энергично произносим звуки:
• А – воздействует благотворно на весь организм;
• Е – воздействует на щитовидную железу;
• И – воздействует на мозг, глаза, нос, уши;
• О – воздействует на сердце, легкие;
• У – воздействует на органы, расположенные в области живота;
• Я – воздействует на работу всего организма;
• М – воздействует на работу всего организма;
• Х – помогает очищению организма;
• ХА – помогает повысить настроение.
Упражнение «Удовольствие»
Цель: нахождение индивидуальных путей снятия эмоционального напряжения.
Ход: Участники пишут не менее 5 повседневных действий, которые приносят им удовольствие. далее их нужно преобразовать до самых приятных. Ведущий объясняет, что эти действия и есть ресурс восстановления педагога.
Игровое упражнение «Песня».
Ведущий: «Сейчас мы с вами повысим настроение. Я предлагаю спеть хором. Для начала всем знакомая песня «В лесу родилась ёлочка». По первому хлопку ведущего, все начинают петь. По второму хлопку – пение продолжается «про себя», молча. По третьему хлопку – опять нужно петь вслух. Тот, кто ошибется, выходит из игры».
Ритуал прощания.
Упражнение «Связующая нить».
Ведущий: «Долгое время миф об идеальном педагоге, который никогда не сердится, «не выходит из себя», служил примером, препятствовал осознанию педагогом своих негативных чувств, что привело к определенным последствиям: деформации личности педагога. Выход видится не только в признании присущих нам чувств, но и в умении работать с ними. Как поступить с теми чувствами, которые причиняют страдания? С обидой, злостью, страхом, тревогой? Один из способов – научиться понимать и выражать их.
Сейчас каждый из вас, держа клубок в руках, выскажет: что он чувствует сейчас, как прошел тренинг, что хотел бы пожелать участникам или лично кому-то».