Оксана Михайловна Лисогор
Консультация для педагогов «Воспитание в детях нравственно-патриотических чувств через дидактические игры»
▼ Скачать + Заказать документы
Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого – с любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к Родине, её истории, прошлому и настоящему, ко всему человечеству.
Д. С. Лихачёв
Актуальность
Патриотическое воспитание дошкольников - это не только воспитание любви к родному дому, семье, детскому саду, городу, родной природе, культурному достоянию своего народа, своей нации, толерантного отношения к представителям других национальностей, но и воспитание уважительного отношения к труженику и результатам его труда, родной земле, защитникам Отечества, государственной символике, традициям государства и общенародным праздникам.
Темочки:
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Воспитание ребенка. Консультации для родителей
- Дидактические игры для детей. ВСЕ игры
- Дидактические игры. Консультации для педагогов
- Дидактические игры. Проекты
- Игрушки. Консультации для родителей
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Игры, дидактические пособия
- Патриотическое воспитание. Консультации
- Темочки
Особо хочется подчеркнуть, что в основе воспитания, а тем более патриотического – лежит, прежде всего, воспитание чувств, источником которых является пережитая эмоция. Поэтому фактором развития патриотических чувств должна стать целенаправленно созданная ситуация, когда ребенок переживает гордость за Мать, близких, свою семью; за коллектив, который должен стать для ребенка второй семьей; за совместный успех и достижения других членов коллектива, горожан, россиян.
Говоря о патриотическом воспитании подрастающего поколения, необходимо особо подчеркнуть, что, пока не поздно, за молодежь надо бороться, не жалея средств. То, что мы вложим в наших дошколят сегодня, завтра даст соответствующие результаты. Воспитаем патриотов, деловых и здоровых людей, – значит, можно быть уверенным в развитии и становлении стабильного общества. В этом заключается государственный подход каждого педагога в деле воспитания молодежи.
Воспитание нравственно-патриотических чувств ребенка с первых лет жизни является важной задачей. Поэтому необходимо ещё до школы сформировать у детей первоначальные достоверные представления об истории нашей Родины, интерес к её изучению в будущем.
Проблема нравственно-патриотического воспитания в современном мире актуальна и сложна. Задача педагогов и родителей как можно раньше пробудить в детях любовь к родной земле, формировать у них такие черты характера, которые помогут стать достойным человеком и гражданином своей страны, воспитать любовь и уважение к родному дому, детскому саду, родной улице, формировать чувство гордости за достижения страны, любовь и уважение к армии, гордость за мужество воинов, развивать интерес к доступным для понимания ребенком явлениям общественной жизни.
И неслучайно, ФГОС ДО нацеливает нас, педагогов на : «объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества».
Большую помощь в воспитании в детях нравственно – патриотических чувств и реализации поставленных задач по данной теме нам оказывают дидактические игры. В этих играх развивается сообразительность, умение самостоятельно решать поставленную задачу, согласовывать свои действия с действиями ведущего игрока и другими участниками игры. Дидактическая игра позволяет шире приобщить детей к текущей жизни в доступных им формах нравственных переживаний, позволяет узнать что-то новое, и применить полученные знания на практике.
Для успешной реализации задачи по нравственно патриотическому воспитанию дошкольников в нашем образовательном учреждении была создана временная творческая группа из педагогов готовых работать по данному тематическому направлению более углубленно. Итогом работы стал каталог с подборкой дидактических игр по нравственно-патриотическому воспитанию для детей разных возрастных групп детского сада.
Данное пособие предназначено для реализации как в ДОУ, так и использованию его педагогом –психологом, социальным педагогом, а также родителями. Тщательно подобранные и тематически систематизированные дидактические игры из представленного каталога помогут дошкольникам лучше и в более доступной форме познать историю и культуру семьи, жизнь и историю собственного народа, умение понять ее. Желание приобщиться к ее дальнейшему развитию, могут стать основой активной творческой деятельности ребенка, взрастить в детской душе семена любви к родной природе, к родному дому и семье, своей Родине.
Цель подбора и систематизации дидактических игр :
• Развитие у дошкольников гражданской позиции, патриотических чувств, любви к Родине на основе расширения представлений детей о своём крае, городе, семье, жизни и особенностях службы защитников Отечества, о победе нашего народа в Великой Отечественной войне.
Задачи:
• Сформировать нравственные ценности по отношению к себе, своей семье, сверстникам, взрослым, родному городу, родному краю
• Закрепить знания детей о государственной символике России
• Обобщать и расширять знания детей о Великой Отечественной войне: городах - героях, героях войны, наградах, о работе в тылу ; о современной военной технике, родах войск и т. д.
• Приобщать к словесному искусству, развивать художественное восприятие и эстетический вкус через знакомство со специализированной военной техникой.
Результаты:
После реализации данного подбора дидактических игр были выявлены следующие результаты:
• У воспитанников постепенно сформировываются нравственные ценности по отношению к себе, своей семье, сверстникам, взрослым, родному городу, чувства патриотизма, бережное отношение к народной памяти.
• Расширились представления детей о защитниках страны в годы войны, о героических событиях прошлого;
• Сформировалось понимание важности праздника – Дня Победы в жизни российского человека;
Вывод;
Дидактическая игра позволила шире приобщить детей к современной жизни.
У детей сформировались навыки творческой деятельности, развилась познавательная активность, самостоятельность, коммуникативность. Все это способствовало не только накоплению знаний, но и личностному развитию детей, приобщению к культуре своего народа, воспитанию чувства патриотизма, утверждению человеческого достоинства, доброты, сопереживанию всему живому, интерес к окружающему миру, его уникальности, сформировала практические умения гуманного с ним обращения. В течение всего времени дети с помощью тематических дидактических игр познавали мир, делали для себя открытия, удивлялись и разочаровывались, допускали ошибки, исправляли их, приобретали опыт общения.
Дидактическая игра по нравственно-патриотическому воспитанию позволила открыть комплекс разнообразной деятельности детей: мысли, чувства, переживания, сопереживания, поиски активных способов решения игровой задачи, подчинение их условиям и обстоятельствам игры, отношения детей в игре. Предлагаемые игры и упражнения воспитатели смогли использовать как при организации непрерывной образовательной деятельности, так и в совместной деятельности воспитателя с детьми, а так же и родители дома.