Светлана Першан
Консультация «Значение наблюдений в экологическом воспитании детей»
▼ Скачать + Заказать документы
Природа - это удивительный феномен, где воспитательное воздействие трудно переоценить. Духовный мир человека, и прежде всего ребенка – дошкольника, трудно переоценить. Уже с дошкольного возраста необходимо закладывать в детях представление о том, что человек нуждается в экологически чистой окружающей среде. Проблема экологического воспитания и образования – одна из самых актуальных на сегодняшний день. Вот почему так важно научить ребенка беречь красоту природы. Цель экологического воспитания в дошкольном учреждении состоит в том, чтобы воспитать защитников природы, а для этого необходимо дать экологические знания, научить детей быть милосердными, любить и беречь природу, бережно распоряжаться ее богатствами.
Публикация «Консультация „Значение наблюдений в экологическом воспитании детей“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Воспитание ребенка. Консультации для родителей
- Консультации для родителей
- Экологическое воспитание. Консультации
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
В работе с детьми по экологическому воспитанию широко используется такой метод, как наблюдение. Наблюдения проходят на занятиях, экскурсиях, прогулках, во время работы в уголке природы, в процессе экспериментально – опытнической деятельности, игровой деятельности. Очень важно, чтобы дети во время наблюдений научились тонко чувствовать, видеть и понимать! В процессе своих маленьких открытий, своих наблюдений дети не только являются пассивными наблюдателями за окружающим. Во время наблюдений детская душа раскрывается в общении с природой, развивается способность к образному мышлению, наблюдательность, внимание. Однако способность воспринимать и чувствовать красоту родной природы не приходит сама собой, ее необходимо развивать. Дети часто не замечают прекрасное в окружающем. Это происходит тогда, когда взрослые не умеют передать свое эмоциональное отношение к природе, не пробуждают у ребенка наблюдательность, столь необходимую для восприятия прекрасного. Наблюдая, только под воздействием взрослого, ребенок начинает понимать и любить природу. Вместе с ним он восхищается и любуется.
Когда взрослые знакомят ребенка с тайнами природы, вместе с ним разгадывают их, показывают ему интересы жизни растений и животных, учат его наслаждаться природой, запахом цветущих трав, красотой цветка, пейзажами родных мест, то воспитывается чувство любви к природе. Заинтересовавшись ею, ребенок полюбит тогда ее, и захочет узнать о ней больше. Во время наблюдений ребенок не только познает внешние параметры объектов природы (окрас, строение, запах и пр., но и приобретает различные навыки, направленные на познание или практическое преобразование природы. Во время наблюдений дети учатся анализировать, делать выводы. Правильная организация наблюдения обеспечивает формирование и развитие у детей отчетливых представлений о животных и растениях, и о сезонных явлениях природы.
Осенью дети наблюдают за изменениями, которые произошли в природе не только с цветами, но и с деревьями, отмечают, что птиц стало меньше (перелетные улетели в теплые края). Наблюдая за листопадом, дети видят, что природа прекрасна во все времена года.
Необходимо научить ребенка с малых лет не только замечать, но и чувствовать, и переживать красоту цветущих растений. Наблюдая за растениями, ребенок учится распознавать форму жизни, начинает видеть в зеленом ростке особое живое существо, жизнь и состояние которого целиком зависят от того, полили его или нет, много или мало, холодной водой или комнатной, чистой водой или с добавлением удобрений. Только наблюдая, дошкольник может понять, как жизнь растения зависит от наличия тепла, света и хорошей почвы. Учится отличать здоровое и сильное растение от слабого и хилого. Делает вывод, что красота – спутник здоровья. В мире растений эта связь проявляется особенно отчетливо. Таким образом, наблюдая за комнатными растениями, ребенок научится понимать их состояние, а потом будет им «сочувствовать» и помогать. Поливая, пересаживая, очищая их от пыли сможет оказать действенную помощь зеленым друзьям. В это время одновременно решаются задачи умственного, нравственного и эстетического воспитания.
После наблюдений за растениями и животными дети начинают заботиться о них, у них формируются определенные трудовые навыки, формируются такие качества, как любознательность, умение наблюдать, логически мыслить, эстетически относиться ко всему живому. А главное формируется любовь и интерес к природе.
Таким образом, наблюдения способствуют накоплению у детей конкретно – образных представлений, фактических знаний, которые являются материалом для последующего их осознания, обобщения, приведения в систему, раскрытия причин и взаимосвязей, существующих в природе. В результате дети начинают понимать, что объекты и явления природы взаимосвязаны и представляют собой единое целое;
Наблюдая и анализируя, дети свои знания и умения воплощают в практическую деятельность, которая имеет в природе ключевое значение. Это показатель экологической воспитанности и культуры! Только в процессе активной деятельности ребенок реализует свои потребности пытливого исследователя, делает выводы и обобщения, а это создает основу экологического мышления человека.