Виктория Петухова
Консультация «Эстетическое восприятие детьми пейзажной лирики»
▼ Скачать + Заказать документы
«Надо помочь ребёнку через искусство глубже осознать свои мысли и чувства»
Н. К. Крупская
Детское творчество отражает окружающий мир, природу как на основе непосредственного их восприятия, так и в результате знакомства с произведениями искусства и литературы, в которых запечатлены живые, неповторимые явления природы.
Психологи рассматривают эстетическое восприятие как эмоциональное познание мира, начинающееся с чувства, а в дальнейшем опирающееся на мыслительную деятельность человека. В дошкольном возрасте оно носит специфический характер, обусловленный возрастными особенностями, и отличающийся эмоциональной непосредственностью, повышенным интересом к окружающему, живым откликом при встрече с прекрасным и удивительным, которые проявляются в улыбке, жестах, возгласах, мимике, в способности выделить главное в воспринимаемом явлении, дать ему эстетическую оценку.
Публикация «Консультация „Эстетическое восприятие детьми пейзажной лирики“» размещена в разделах
Сопоставляя жизненные явления с их воспроизведением в поэзии, дошкольник опирается на свой жизненный опыт. Он воспринимает природу не только созерцательно, но и действенно. Эстетическое восприятие природы вызывает у детей чувство бережного, заботливого отношения к растениям и животным.
Лирика природы, по выражению В. И. Лебсона, развивает в детях «эстетическую зоркость». Эстетическое восприятие природы в поэтическом описании помогает дошкольнику осмыслить жизненные наблюдения, побуждает к отображению своих впечатлений в рисунке.
Трудности восприятия стихов о природе обусловлены тем, что он не может поставить себя на место центрального образа, что характерно для восприятия ребёнка. Также, дети, живущие в городе, имеют мало знаний о явлениях природы и её образах. В связи с этим, он не могут активно привлекать свой опыт.
Уровень психического развития ребёнка четырёх – шести лет позволяет ему наглядно представить те конкретные приметы, факты, явления, которые описываются в стихах, эстетически их оценивать. Но самостоятельно это он иногда затрудняется, и здесь в процессе восприятия поэтического произведения, большую роль играет руководство педагога, который уточняет и систематизирует детские впечатления, побуждает искать четкие, меткие определения для выражения эстетических и эмоциональных чувств.