Малышева Виктория
Консультация «Возрастные особенности развития детей 3–4 лет во второй младшей группе»
▼ Скачать + Заказать документы
Ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте – игра – становится наиболее актуальным и значимым в вопросе о развитии ребёнка на период 3-4 лет, который совпадает со второй младшей группой. Важно помнить, что главная особенность игры – её условность. Одни действия с определёнными предметами предполагают их отнесённость к другим действиям, выполняющимся уже с иными предметами. Продолжительность игры обычно небольшая, младшие дошкольники ограничиваются малым набором ролей и простыми, неразвёрнутыми сюжетами. Введение определённых правил, алгоритмов в игру и их понимание находится на начальном этапе своего формирования.
Публикация «Консультация „Возрастные особенности развития детей 3–4 лет во второй младшей группе“» размещена в разделах
- Возрастные особенности детей
- Возрастные особенности детей 3-4 лет
- Консультации для родителей
- Младшая группа
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Любое взаимодействие детей проявляется в процессе игры. Однако в возрасте 3-4 лет мы уже можем наблюдать некоторую избирательность во взаимоотношениях и контактах. Предмет детских конфликтов преимущественно концентрируется на игровой деятельности, игрушках, носит характер непродолжительности. Положение ребёнка в группе сверстников во многом определяется мнением воспитателя.
Игра приобретает сюжетно-ролевую направленность: дети с удовольствием принимают на себя разные роли, тем самым усваивая как правила общения, так и развивая своё воображение.
Изобразительная деятельность ребёнка находится в прямом соотношении от его представления о предмете, которое в 3-4 года только начинает формироваться. Речи о графических образах как таковой быть не может: они бедны. Возможна дифференциация в детализации: либо полное её отсутствие у одних детей, либо более детализированные рисунки у других. Начинается работа с основными цветами.
Говоря о творческой деятельности, стоит упомянуть лепку как тот вид деятельности, оказывающий наибольшее влияние на развитие мелкой моторики. Под руководством взрослого, воспитателя младшие дошкольники могут вылепить простые предметы. Доступны также в этом возрасте простейшие виды аппликации, которые оказывают благоприятное воздействие на развитие восприятия.
Конструктивная деятельность предполагает возведение небольших, достаточно простых построек, преимущественно по образцу. В младшем дошкольном возрасте развивается перцептивная деятельность. Дети от использования предэталонов — индивидуальных единиц восприятия — переходят к сенсорным эталонам — культурно-выработанным средствам восприятия.
На период пребывания во второй младшей группе у детей активно развиваются память и внимание. Согласно норме, дети по просьбе взрослого, воспитателя могут запомнить 3-4 слова и 5-6 названий предметов. Если развивать память и внимание дальше, то к концу дошкольного возраста дети с лёгкостью могут запоминать отрывки из художественных произведений. Внимание характеризуется повышением устойчивости.
Своё развитие продолжает наглядно-действенное мышление. Важна роль целенаправленных проб с учётом желаемого результата. Развивается способность устанавливать некоторые связи и отношения между предметами. Любые действия носят практический характер, на первом месте выступает наглядность.
Особую роль следует отвести развитию воображения. Наглядно оно проявляется непосредственно в игре, когда ребёнок с лёгкостью замещает одни объекты другими, не испытывая особых сложностей.
Возраст второй младшей группы – возраст усвоения норм и правил, которые запоминаются детьми и выступают катализатором взаимоотношений. Целенаправленное воздействие может способствовать усвоению немалого количества норм, которые выступает в качестве регулятора и способа оценивания как собственных поступков, так и поступков окружающих.
Поведение ребёнка в целом ситуативно, а сознательность в его управлении находится на стадии формирования. Однако можно наблюдать и случаи ограничения собственных побуждений самим ребёнком, сопровождаемые словесными указаниями. Начинает своё формирование и развитие самооценка, но также в данном случае дети ориентируются непосредственно на оценку взрослых: родителей, воспитателя. Продолжает своё развитие половая идентификация, которая может проявлять себя непосредственно в выборе сюжетов для игр, игрушек.
Наблюдается повышенное стремление к самостоятельности, в ходе которого ребёнок во многом может стараться обходиться без помощи взрослого. Ребёнок также стремится открыто заявлять о своих правах и правилах.
Этические представления хоть и находятся на стадии развития, однако именно в этом возрасте ребёнок учится сопереживать и понимать чувства других, проявлять сострадание.
Социализация ребёнка в возрасте 3-4 лет становится важнейшей, первостепенной задачей, поскольку, вырываясь из круга общения внутри семьи, ребёнку важно закрепиться в круге общения среди своих сверстников, важно признание с их стороны.
Любознательность – главная черта ребёнка младшего дошкольного возраста. Ребёнок способен расспрашивать обо всём, что видит, его интересует абсолютно каждый момент не только его, но и чужой жизни. Особую значимость здесь приобретает как словесная деятельность – разговор, так и игровая.
Со стороны физического развития важно упомянуть о том, что в возрасте 3-4 лет улучшается координации, движения выглядят увереннее. Скелет ребёнка всё ещё отличается недостаточной сформированностью, он очень гибок, поэтому противопоказаны силовые упражнения, но важно следить за осанкой и правильной дыхательной практикой. Активно развиваются сенсорные способности.
Наблюдается активный рост словаря: именно в возрасте 3-4 лет ребёнок способен усвоить за месяц до 100 новых слов. Можно говорить о том, что родной язык при нормальных показателях практически усвоен. В три года ребёнку достаточно нескольких сотен слов для общения, в четыре это количество увеличивается до нескольких тысяч. Оформляется также звуковая сторона слов, а фразы становятся более развёрнутыми, законченными. Однако уровень произношения слов всё ещё неравномерный и зависит от индивидуальных особенностей развития каждого ребёнка: среди отчетливого произношения слов нередки и очень часты случаи неправильного, не достаточно отчётливого произношения. Наиболее типичны пропуски и замены звуков, их перестановка, нарушение слоговой структуры, неправильное ударение. Большинство глаголов используется в настоящем времени, понятие о прошедшем и будущем временах не сформировано в должной мере. Структура предложения однотипна: ребёнок на первое место ставит подлежащее, затем сказуемое, затем дополнение. Легко воспринимаются простые назывные предложения. Данный возраст характеризуется особым интересом к внутренней структуре слова, поэтому нередки случаи детского словотворчества, возникающего спонтанно. Однако ребёнок не в состоянии определить звуковой состав слова, определить последовательность звуков в слове, а также разложить слово на его части (слоги).