Татьяна Зубкова
Консультация для педагогов «Воспитание у детей доброты и милосердия»
▼ Скачать + Заказать документы
Здравствуйте уважаемые коллеги! Сегодня у нас с вами необычная консультация : «Воспитание у детей доброты и милосердия»
А необычная она потому, что «Воспитание у детей доброты и милосердия» это наука и многое зависит от нас воспитателей.
И начать её хотелось бы со слов: «Без сострадания, милосердия невозможно жить в мире».
Публикация «Консультация для педагогов „Воспитание у детей доброты и милосердия“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Воспитание ребенка. Консультации для родителей
- Доброта. Воспитание доброты, учимся быть добрыми
- Доброта. Консультации
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Темочки
Доброта – понятие емкое и многогранное. Это – человечность и отзывчивость, чуткость и доброжелательность, умение поступиться своим я», «хочу», ради, «мы», «обязан». Проявить готовность, разделить невзгоды и радости других людей. Замечательный польский педагог Януш Корчак говорил : «Мне кажется, добрый человек – это такой человек, который обладает воображением и понимает, каково другому, умеет почувствовать, что другой чувствует».
Каждый ребенок рождается добрым и для доброй жизни. В том, что он постепенно теряет запас доброты виноваты мы, взрослые. Наша задача не дать иссякнуть этому маленькому источнику тепла, мягкости, терпения и любви. Дети рано начинают чувствовать любовь и справедливость взрослых, а также сверстников, они чутко реагируют на малейшие проявления недоброжелательности и пренебрежения. Очень важно, чтобы гуманные чувства дети распространяли не только на себя, а еще и умели бы сострадать взрослым, своим сверстникам.
Что такое милосердие? Само слово говорит само за себя – иметь доброе, милое сердце. Быть готовым всегда помочь кому-нибудь, не посмеяться над чьей-то бедой, а суметь пожалеть, помочь, простить, просто из чувства сострадания и человеколюбия.
Педагоги, должны уметь воспитать у детей готовность, а также желание заботиться о других. В беседах с детьми побольше уделять внимания и делать акцент на развитии добрых поступков.
Заучивать стихи на темы доброты и заботы о ближних. Обогащать словарный запас детей такими словами, как: «добрый», «чуткий», «отзывчивый», «ласковый», «милосердный» «внимательный» и многие другие.
Поступки детей не всегда бывают справедливыми и добрыми. И наша задача каждодневно, целенаправленно вкладывать в детские головки, что смеяться над чужой бедой некрасиво, не гуманно.
Можно учить детей постигать смысл пословиц и поговорок о добрых поступках. Пословицы и поговорки это наша «золотая» кладезь мудрости, изложенная в цитатах.
Вот например:
1.«Даешь другому – приобретаешь себе».
2.«Верная указка – не кулак, а ласка».
3.«Добрые слова, лучше мягкости пирога».
4.«Доброе слово доходит до сердца».
5.«Не суди по силе рук, а суди по силе сердца».
6. «Жизнь дана на добрые дела».
В воспитании милосердия очень помогает чтение художественной литературы. Часто герои сказок, рассказов, повестей переживают от того, что причиняли другим боль и вред, а потому мучаются, пока не искупят свою вину.
Вот например сказка В. Катаева «Цветик-семицветик». Она учит детей заботе о людях, любви, состраданию и заботе. Ведь девочка, имея в руках волшебный цветок, тратит поначалу лепестки по пустякам и только когда у нее остается один последний лепесток, она использует его на помощь больному мальчику и получает огромную радость от того, что исцеляет безнадежно болеющего мальчика волшебством, а значит, она понимает, что сделав доброе дело, становится сама счастливее.
Очень поучительны рассказы Н. Носова. Давайте по-рассуждаем, чем поучительны рассказы «Живая шляпа», «На горке», «Огурцы», Льва Толстого «Котенок», «Сыновья»
Послушайте притчу, которая может затронуть души детей :
Вырос в поле цветок и радовался: солнцу, свету, теплу, воздуху, дождю, жизни… А еще тому, что Бог создал его не крапивой или чертополохом, а таким, чтобы радовать человека. Рос он, рос…И вдруг шел мимо мальчик и сорвал его. Просто так, не зная даже зачем. Скомкал и выбросил на дорогу. Больно стало цветку, горько. Мальчик ведь даже не знал, что ученые доказали, что растения, как и люди, могут чувствовать боль. Но больше всего цветку было обидно, что его просто так, без всякой пользы и смысла сорвали и лишили солнечного света, дневного тепла и ночной прохлады, дождей, воздуха, жизни… Последнее о чем он подумал – что все-таки хорошо, что Господь не создал его крапивой. Ведь тогда мальчик непременно обжег бы себе руку. А он, познав, что такое боль, так не хотел, чтобы еще хоть кому-нибудь на земле было больно…
Я думаю, что эта притча заставит задуматься детей и взрослых.
Очень часто возникает вопрос - нужно ли воспитывать милосердными детей в наше трудное время? И, главное, как воспитывать милосердие в детях? В наше время многие родители боятся воспитывать детей добрыми и милосердными. Им кажется, что когда дети вырастут, им будет трудно, они не смогут постоять за себя. Но нужно помнить, что добрым и милосердным легче жить, потому, что их все любят. Злость сжигает сердце, а милосердие - это милость сердца. Милость - любовь, нежность, мягкость.
Уважаемые коллеги сейчас я вам предлагаю закончить фразу.
Хороший детский сад - это. (Здесь и далее - ответы участников.)
Что такое доброта….
Сострадание….
Чтобы быть хорошим старшим воспитателем, надо.
Детский сад нужен, чтобы.
Самое главное в жизни нашего детского сада - это.
В нашем детском саду больше всего ценится.
В нашем детском саду больше всего осуждается.
Больше всего меня радует.
Больше всего меня огорчает.
Послушайте иностранные пословицы и переведите на русскую, то есть найдите аналог - «Скажи иначе пословицу»
«Когда леди выходит из автомобиля, автомобиль идёт быстрее» (английская пословица) – «Баба с возу – кобыле легче».
«Голова – венец тела, а глаза – лучшие алмазы в том венце» (азейбарджанская) – «Глаза – зеркало души».
«Тот не заблудится, кто спрашивает» (финская.) – «Язык до Киева доведёт».
«Кто воду носит, тот и кувшин ломает» (турецкая) - «Тот не ошибается, кто ничего не делает».
«Если бы кошке крылья, воробьям бы не жить» (лезгинская) - «Бодливой корове Бог рогов не дает».
«Как постелешь, так и поспишь» (гагаузская) - «Как аукнется, так и откликнется.»
«На море много черного, но не все это тюлени» (финская)- «Не все то золото, что блестит».
«Если у одной плиты хлопочут два повара, обед пригорает» (сирийская) - «У семи нянек дитя без глазу.»
«Во рту козла – трава сладкая» (персидская) - «На вкус и цвет товарища нет.»
«Жена и муж – словно палочки для еды: всегда парой» (вьетнамская) - «Муж и жена – одна сатана».
Эти пословицы были приведены для смеха. Так как смех полезен для духовного и физического состояния человека. Когда человек смеется, усиливается приток крови к мозгу и клетки серого вещества получают больше кислорода. В результате уменьшается усталость, очищаются верхние дыхательные пути, улучшается циркуляция крови в сосудистой системе.
Одна минута смеха может заменить пятнадцати минутам езды на велосипеде, а посмеявшись десять - пятнадцать минут вы можете сжечь калории, которые содержатся в плитке шоколада.
Единственное “побочное действие” у смеха - это хорошее настроение.
Хочется закончить нашу консультацию словами китайского мудреца Лао Цзы о милосердии «Кто берет – наполняет ладони, кто дарит – наполняет сердце». Наполняйте своё сердце добротой и душевным спокойствием уважаемые коллеги!
Спасибо за внимание!