Нехожина Фатима
Консультация «Влияние дидактической игры на интеллектуальный опыт ребенка»
▼ Скачать + Заказать документы
дошкольном возрасте игра имеет важное значение в жизни маленького ребенка. Потребность в игре у детей сохраняется и занимает значительное место и первые годы их обучения в школе. В играх нет реальной обусловленности обстоятельствами, пространством, временем. Дети – творцы настоящего и будущего. В этом заключается обаяние игры.
В игре ребенок делает открытия того, что давно известно взрослому. Дети не ставят каких-либо иных целей, чем играть.
Темочки:
- Викторины. Сценарии викторин и интеллектуальных игр
- Дидактические игры
- Игрушки. Консультации для родителей
- Игры для детей. Роль и значение детских игр в развитии детей
- Консультации для родителей
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Консультации для родителей
- Темочки
Для детей дошкольного возраста игра имеет исключительное значение: игра для них – труд, игра для них – серьезная форма воспитания. Игра для детей – способ познания окружающего мира.
Потребность в игре и желание играть у детей необходимо использовать и направлять в целях решения определенных образовательных задач. Игра будет являться средством воспитания, если она будет включаться в целостный педагогический процесс. Руководя игрой, организуя жизнь детей в игре, воспитатель воздействует на все стороны развития личности ребенка : на чувства, на сознание, на волю и поведение в целом. Огромную роль в умственном воспитании и в развитии интеллекта играет математика.
В математике заложены огромные возможности для развития мышления детей в процессе их обучения с самого раннего возраста.
Работая с детьми дошкольного возраста, всегда ставлю перед собой такие педагогические задачи: развивать у детей память, внимание, мышление, воображение, т. к. без этих качеств немыслимо развитие ребенка в целом.
Одними из видов игр в детском саду являются дидактические игры. Сущность которых заключается в том, что детям предлагается решить умственные задачи, составленные взрослыми в занимательной и игровой форме. Их цель – содействовать формированию познавательной активности ребенка. Дидактическую игру используют не только как средство закрепления знаний, но и как одну из форм обучения и воспитания.
Дидактическая игра включает в себя несколько компонентов: содержание, игровые действия, правила, дидактическую задачу. Последняя и является основным элементом дидактической игры. Задачи, ставящиеся в таких играх разнообразны, они зависят от уровня подготовленности детей, от того, какие знания, представления должны усваиваться, закрепляться детьми, какие умственные операции должны развиваться в связи с этим, какие качества личности детей можно формировать средствами данной игры. Велико и значение правил, определяющих, что и как должен делать каждый участник игры, чтобы решить задачу. В таких играх немаловажная роль отводится и игровым действиям. Так как в дидактических играх существуют правила, их используют в работе с детьми старшего дошкольного возраста для формирования предпосылок учебной деятельности. Ведь именно в таких играх ребенок начинает обращать внимание на способы, средства достижения результата, а не только на собственно результат; учится осознанно подчиняться правилам, что так важно для овладения учебной деятельностью.
В зависимости от того, какой материал использован в играх, выделяют игры с предметами, настольно-печатные и словесные. Наиболее сложны словесные игры, однако и они доступны старшим дошкольникам.
Все математические дидактические игры делятся на несколько групп:
• игры с числами и цифрами;
• игры на ориентировку в пространстве;
• игры с геометрическими фигурами;
• игры на формирование представлений о времени;
• игры на логическое мышление.
Обучая детей счету в прямом и обратном порядке, добиваюсь от детей правильного использования количественных и порядковых числительных. Знакомлю с образованием чисел путем сравнения равных и неравных групп предметов.
Формируя представления детей о времени, а именно о порах года, годе, месяце, неделе, об отношениях между ними, с младшей группы мы используем в работе «Календарь природы», который дает возможность приобщить ребенка к наблюдениям за окружающим миром в интересной для детей дошкольного возраста форме.
В дошкольном возрасте у детей начинает формироваться элементы логического мышления, т. е. развивается умение рассуждать, делать умозаключения. Существует много дидактических игр, которые направлены на развитие внимания, памяти, восприятия, мышления и воображения.
В старшей группе мы познакомили детей с играми со счетными палочками Х. Кюизенера и блоками Дьенеша. С математической точки зрения палочки – это множество, на котором легко обнаруживаются отношения соответствия (такое же число обозначает каждая палочка одинакового цвета и длины) и порядка следования чисел: 1,2,3… в этом множестве скрыты многочисленные математические ситуации. Цвет и размер, моделируя число, подводят детей к пониманию различных абстрактных понятий, возникающих в мышлении ребенка естественно, как результат его самостоятельной практической деятельности, таких как число, отношение, порядок следования, счет, измерение и др.
Логические блоки Дьенеша представляет собой набор из 48 логических блоков, различающихся четырьмя свойствами: формой, цветом, размером, толщиной. Основная цель использования дидактического материала : научить детей решать логические задачи на разбиение по свойствам. Использование логических блоков в играх способствуют ускорению процесса развития у детей простейших логических структур мышления и математических представлений.
Используя различные дидактические игры в работе с детьми, убеждаешься в том, что играя дети лучше усваивают программный материал, правильно выполняют свои задания. Применение дидактических игр повышает эффективность педагогического процесса, кроме того, они способствуют развитию памяти, мышления у детей, оказывают огромное влияние на умственное развитие ребенка. Обучая маленьких детей во время игры стремлюсь к тому, чтобы радость от игр перешла в радость учения.