Получи документы

Консультация учителя-логопеда для воспитателей «Развитие речевого дыхания»

Наталья Цыганова
Консультация учителя-логопеда для воспитателей «Развитие речевого дыхания»
▼ Скачать + Заказать документы

Консультация учителя-логопеда для воспитателей

"Развитие речевого дыхания"

Правильное речевое дыхание является основой звучащей речи. Оно обеспечивает нормальное голосо- и звукообразование, сохраняет плавность и музыкальность речи. Особенности речевого дыхания связаны с тем, что дыхание в момент речи зависит от речевого звена, которое может быть длинным или коротким, громким или тихим, спокойным или эмоционально окрашенным. Очень часто у детей возникают сложности с речевым дыханием. Это обусловлено рядом причин:

Публикация «Консультация учителя-логопеда для воспитателей „Развитие речевого дыхания“» размещена в разделах

• Поверхностное и частое дыхание ребенка (грудное);

• Слабый вдох и выдох;

• Неправильный толчкообразный вдох;

• Неравномерное распределение воздуха на фразу, добор воздуха в середине слова;

• Торопливое произнесение фраз на вдохе с захлебыванием.

Дыхательные упражнения в сочетании с речью способствуют развитию речевого дыхания. Речевое дыхание, в отличие от физиологического, характеризуется коротким глубоким вдохом и длительным выдохом, во время которого происходит речевой акт.

В работу включаются голосовые упражнения. После вдоха через нос следует медленный выдох с одновременным произнесением согласных, гласных звуков, слогов. В качестве речевого материала на занятиях сначала используются отдельные гласные, согласные, затем слоги, слова, фразы. По мере выполнения упражнений по развитию речевого дыхания, продолжительность речевого выдоха будет возрастать.

КОМПЛЕКС УПРАЖНЕНИЙ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧЕВОГО ДЫХАНИЯ.

1. Звуковая ниточка (дорожка)

Цель: воспитание правильного речевого дыхания, автоматизация изолированного звука.

Описание упражнения

Дети соединяют пальцы рук, собранные в щепоть, перед грудью (как будто держат за концы короткую ниточку, а затем начинают разводить руки в стороны, одновременно пропевая какой – либо гласный звук (тянут длинную нить). Вдох производится до начала движения рук.

Для вызывания большего интереса к упражнению можно предложить детям сначала вытянуть короткую ниточку (спеть короткую песенку «А» в течении 1 секунды) лишь слегка разведя руки в стороны, а затем вытянуть длинную звуковую нить (пропев звук «А» в течении 3-6 секунд).

В следующий раз предложите детям пропеть гласные звуки У, О, И, Э.

В процессе автоматизации звуков можно предложить ребенку тянуть и некоторые согласные звуки, например, С, З, Ш, Ж, Щ, Л, Р.

2. Намотай клубочек

Цель: формирование длительного речевого выдоха, автоматизация изолированного звука.

Описание упражнения

Дети вращают кисти рук одну вокруг другой перед грудью и в это время длительно произносят гласный звук – как будто наматывают на клубок длинную звуковую ниточку. Можно посоревноваться, чья ниточка окажется длиннее.

В процессе автоматизации звуков можно предложить ребенку, наматывая «ниточку на клубочек», тянуть и некоторые согласные звуки, например: С, З, Ш, Ж, Щ, Л, Р.

3. Ручки поднимаем – звуки распеваем

Цель: воспитание правильного речевого дыхания, умение произнести на одном выдохе два гласных звука, автоматизация

изолированных звуков.

Описание упражнения

После короткого глубокого вдоха дети поднимают руки вверх, одновременно произнося звук «А», а затем опускают руки вниз, произнося звук «У».

В процессе автоматизации звуков можно предложить ребенку делать движения руками и одновременно длительно произносить и некоторые согласные звуки, например, пары: С-З; Ш-Ж; Л-Р.

4. Звуковая зарядка

Цель: воспитание правильного речевого дыхания, умение произнести на одном выдохе три и более гласных звуков.

Описание упражнения

ВАРИАНТ 1. (для детей с 3-х лет)

Дети поднимают руки вверх, а затем опускают их через стороны вниз, одновременно произнося на одном дыхании цепочку их трех гласных звуков. Во время движения рук из нижнего положения в положение «вперед» - поется звук «А», при движении из положения «вперед» в положение «вверх» - произносится звук «У», а при опускании рук через стороны вниз произносится звук «И».

ВАРИАНТ 2. (для детей с 4-х лет)

Дети поднимают руки через стороны вверх и так же их опускают, одновременно произнося цепочку из четырех гласных звуков. Во время движения рук из нижнего положения в положение «в стороны» - поется «А», при движении из положения «в стороны» в положение «вверх» - произноситься звук «О», затем при движении рук из положения «вверх» в положение «в стороны» произносится звук «У», а из положения «в стороны» в нижнее положение - звук «И».

КОММЕНТАРИЙ: у дошкольников длительность пения на одном выдохе в секундах соответствует количеству полных лет. Так, двухлетний ребенок может тянуть звук в течение двух секунд, или пропеть подряд два гласных звука, трехлетний – три секунды или три звука и т. д. Для сравнения: взрослый человек может пропевать один звук в среднем 12-16 секунд, а вот оперный певец – 32 секунды.

5. Слоговая зарядка

Цель: развитие речевого дыхания, умения произносить на одном выдохе несколько слогов; автоматизация звуков в слогах.

Описание упражнения

ВАРИАНТ 1 (для детей с 3-х лет)

Дети поднимают руки вверх, а затем опускают их через стороны вниз, одновременно произнося на одном дыхании цепочку из трех слогов. Во время движения рук из нижнего положения в положение «вперед» проговаривается слог ТА, при движении из положения «вперед» в положение «вверх» произносится слог ТО, а при опускании рук через стороны вниз – ТУ.

ВАРИАНТ 2 (для детей с 4–х лет)

Дети поднимают руки через стороны вверх и так же их опускают, одновременно проговаривая цепочку из четырех слогов.

• Во время движения рук из нижнего положения в положение «в стороны» - произносится слог ГА.

• При движении из положения «в стороны» в положение «вверх» - ГО.

• При движении рук из положения «вверх» в положение «в стороны» проговаривается слог ГУ,

• Из положения «в стороны» в нижнее положение произносится слог ГЫ.

В период работы над автоматизацией в слогах свистящих звуков рекомендуется делать слоговую зарядку со следующим слоговым материалом:

СА-СО-СУ-СЫ;

ЗА-ЗО-ЗУ-ЗЫ;

ЦА-ЦО-ЦУ-ЦЫ

Отрабатывая с детьми произнесение шипящих звуков, можно предложить для проговаривания слоги:

ША-ШО-ШУ-ШИ

ЖА-ЖО-ЖУ-ЖЫ

ЩА-ЩО-ЩУ-ЩИ

ЧА-ЧО-ЧУ-ЧИ

Аналогично закрепляются в слогах звуки «Л» и «Р».

С детьми, у которых нарушена слоговая структура слов (пропускают или переставляют в словах звуки и слоги, полезно проговаривать слоги с сочетанием согласных такие, как

МНА-МНО-МНУ-МНЫ

ПТА-ПТО-ПТУ-ПТЫ

СТА-СТО-СТУ-СТЫ

6. Пальчиковая зарядка

Цель: развитие речевого дыхания, умения произносить на одном выдохе несколько слогов.

Автоматизация звуков в слогах. Развитие мелкой моторики пальцев рук.

Описание упражнения

ВАРИАНТ 1

Дети произносят цепочку из четырех слогов, например,

ЛА-ЛО-ЛУ-ЛЫ, одновременно совершая следующие движения пальцами правой руки:

ЛА- соединяются кончики большого и указательного пальцев, ЛО- большой и средний, ЛУ- большой и безымянный, ЛЫ- большой палец и мизинец.

В следующий раз упражнение проводится так же, но движения совершают пальцы левой руки, В заключении следует повторить пальчиковую зарядку, проговаривая слоги и работая обеими руками одновременно. Постепенно навыки слитного произнесения слогов переносятся на слова, словосочетания и предложения, при произношении которых может меняться ритм и темп речи.

ВАРИАНТ 2

К упражнению «Пальчиковая зарядка» можно вернуться на этапе отработки произнесения на одном выдохе целой фразы. В этом случае ребенок одновременно с произнесением каждого слова совершает движения пальцами по схеме, описанной в варианте 1.

Например, чтение стихотворения Агнии Барто «Слон» с синхронными движениями пальцев рук будет выглядеть следующим образом: (1- большой палец; 2- указательный палец; 3- средний палец; 4-безымянный палец; 5-мизинец).

Спать пора! Уснул бычок,

1+2 1+3 1+4 1+5

Лег в коробку на бочок.

1+2 1+3 1+4 1+5

Сонный мишка лег в кровать,

1+2 1+3 1+4 1+5

Только слон не хочет спать.

1+2 1+3 1+4 1+5

Голо – вой кивает слон,

1+2 1+3 1+4 1+5

Он слонихе шлет поклон.

1+2 1+3 1+4 1+5

Используя этот прием, можно читать и другие, хорошо знакомые детям стихи, например, стихотворения А. Барто «Кораблик», «Грузовик», «Барабан».

7. Назови по порядку

Цель: развитие речевого дыхания, умения произносить на одном выдохе несколько слов.

Закрепление в памяти детей название чисел, времен года, дней, недели, месяцев.

Описание упражнения

Детям младшего и среднего возраста предлагается сосчитать свои пальчики, игрушки или предметы на картинке - «один, два, три, четыре, пять…» (количество названных на одном дыхании чисел не должно превышать количества лет ребенка). Дошкольникам среднего и старшего возраста, кроме того, дается задание перечислить по порядку времена года, дни недели, месяцы.

8. Выставка

Цель: развитие речевого дыхания, умения произносить на одном выдохе фразу из двух слов.

Формирование слитности произнесения, расширение словаря.

Оборудование: игрушки или предметные картинки по различным лексическим темам.

Описание упражнения

Взрослый показывает ребенку какую-либо игрушку или картинку и спрашивает: «Что это?». Ребенок отвечает, например: «Это машинка» или «Это собачка». Целесообразно проводить игру по отрабатываемым лексическим темам.

Комментарий: необходимо следить за тем, чтобы ребенок отрабатывал мягкую атаку голоса, то есть первый звук «Э» сказал мягко, медленно - экономично расходуя воздух.

9. Повтори за мной (для детей с 4-лет)

Цель: развитие речевого дыхания, выработка умения

Произносить фразы с нарастающим количеством слов, отработка мягкой атаки голоса, работа над слитностью произнесения слов во фразе. Автоматизация звуков во фразе.

Оборудование: иллюстрация к стихотворению.

Описание упражнения

Педагог читает детям стихотворение С. Я. Маршака, произнося его построчно, а дети вслед за взрослым повторяют на одном дыхании каждую фразу.

Солнце.

Солнце светит.

Солнце светит ярко.

Солнце светит очень ярко.

Солнце светит очень ярко – бегемоту стало жарко.

Комментарий: дети 7-летнего возраста произносят последнюю фразу из семи слов целиком с небольшой паузой посередине, а дети младшего возраста делают паузу и вдох на середине фразы и лишь после этого договаривают ее до конца.

10. Ах, как пахнет!

Цель: развитие речевого дыхания, умение произносить на одном выдохе нарастающую по количеству слов фразу.

Оборудования: ароматный цветок или носовой платок, надушенный духами.

Описание упражнения

Педагог дает ребенку понюхать ароматный цветок и предлагает повторить фразы:

АХ!

АХ, ПАХНЕТ!

АХ, КАК ПАХНЕТ!

АХ, КАК ПРИЯТНО ПАХНЕТ!

АХ, КАК ЦВЕТОК ПРИЯТНО ПАХНЕТ!

11. Удлини фразу (для детей с 5-ти лет)

Цель: развитие речевого дыхания, выработка умения произносить фразы с нарастающим количеством слов.

Оборудование: сюжетная картина, например, «Снег идет».

Описание упражнения

Педагог показывает детям картину и предлагает придумать по ней рассказ. Взрослый говорит, что начнет рассказ о зиме, а детей просит его продолжить, добавляя к последней фразе по одному слову. Педагог говорит: «Пришла зима. Падает снег. И, обращаясь к детям, задает вопросы:

-Как падает снег? Примерный вариант ответа: (Тихо падает снег).

-Какой снег? Примерный вариант ответа: «Тихо падает белый снег».

- А еще как можно сказать про снег? Примерный вариант ответа: «Тихо падает белый пушистый снег».

Пришла зима.

Падает снег.

Тихо падает снег.

Тихо падает белый снег.

Тихо падает белый пушистый снег.

Комментарий: рассказ может быть придуман на любую тему. А в качестве картины, по которой составляется нарастающая фраза, берется любая видовая или сюжетная картинка. Вот примеры других рассказов из одной фразы:

Ах!

Ах, красиво!

Ах, как красиво!

Ах, как красиво в лесу!

Ах, как красиво в осеннем лесу!

ИЛИ

Мальчик рисует.

Мальчик рисует дом.

Мальчик рисует большой дом.

Мальчик карандашом рисует большой дом.

Мальчик красным карандашом рисует большой дом.

ИЛИ

Как у горки на пригорке жили тридцать три Егорки: раз Егорка, два Егорка, три Егорка.

12. Пять названий

(для детей 5-ти лет)

Цель: развитие речевого дыхания, умения произносить на одном выдохе нарастающую по количеству слов фразу.

Закрепление предметного словаря по различным лексическим темам.

Описание упражнения

По заданию педагога дети перечисляют с опорой на картинку, а затем и по памяти, пять названий каких-либо предметов. Например: ребенок делает первый короткий глубокий вдох и говорит: «Я знаю пять названий деревьев», и продолжает после паузы и второго вдоха: «береза, рябина, елка, клен, дуб». Если ребенок называет деревья по картинке, он должен показывать на них указательным пальцем; если же перечисление идет по памяти, то правой рукой следует загибать пальцы на левой руке.

Точно так же можно проговаривать названия посуды, транспорта, одежды и т. п.

13. Репка

Описание игры. Прочитайте русскую народную сказку / "Репка / " с правильным воспроизведением вдоха на паузах.

Цель: развитие речевого дыхания, речевой памяти

Оборудование: сюжетные картинки.

Репка

Посадил дед репку.

Выросла репка большая-пребольшая.

Пошел дед репку рвать.

Тянет - потянет, вытянуть не может.

Позвал дед бабку.

Бабка за дедку, дедка за репку, тянут - потянут, вытянуть не могут!

Позвала бабка внучку.

Внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку, тянут - потянут, вытянуть не могут!

Позвала внучка Жучку.

Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку, тянут - потянут, вытянуть не могут!

Позвала Жучка кошку.

Кошка за Жучку, Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку, тянут - потянут, вытянуть не могут!

Позвала кошка мышку.

Мышка за кошку, кошка за Жучку, Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку, тянут - потянут - вытянули репку!

Публикации по теме:

Дидактическая игра на развитие речевого дыхания «Воздушные голы»Дидактическая игра на развитие речевого дыхания «Воздушные голы» Нам всем очень нравится красивая, плавная и мелодичная речь. Одним из важных условий формирования такой речи является правильное речевое.

Игры на развитие речевого дыхания для детей ДОУИгры на развитие речевого дыхания для детей ДОУ Что такое речевое дыхание? Речевое дыхание – это возможность человека выполнять короткий глубокий вход и рационально распределять воздух.

Консультация для родителей и воспитателей на тему «Развитие речевого слуха у детей дошкольного возраста» Консультация для родителей и воспитателей на тему: " Развитие речевого слуха у детей дошкольного возраста" При развитии речевого слуха работа.

Консультация для родителей «Игры и упражнения для развития речевого дыхания»Консультация для родителей «Игры и упражнения для развития речевого дыхания» Уважаемые родители!Психолог Н. И. Жинкин писал: “Речь—это канал развития интеллекта. Чем раньше будет усвоен язык, тем легче и полнее.

Консультация «Преемственность в работе учителя-логопеда и воспитателей по формированию звукопроизношения у детей» Консультация – презентация на тему: «Преемственность учителя-логопеда и воспитателей по формированию звукопроизношения у детей, посещающих.

Мастер-класс «Создание пособия-тренажера на развитие речевого дыхания своими руками»Мастер-класс «Создание пособия-тренажера на развитие речевого дыхания своими руками» Уважаемые коллеги, хочу поделиться своей педагогической находкой. Предлагаю вашему вниманию тренажер на развитие речевого дыхания, сделанную.

Развитие речевого дыхания на материале лексической темы «Зимующие птицы»Развитие речевого дыхания на материале лексической темы «Зимующие птицы» Речь – сложная внешняя психическая функция человека, обеспечиваемая деятельностью головного мозга. Голосо- и речеобразование осуществляются.

Развитие речевого дыхания у детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игрРазвитие речевого дыхания у детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр Формирование правильной речи ребёнка является одной из основных задач дошкольного образования. Однако динамический анализ практической ситуации.

Развитие речевого дыхания у детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр (из опыта работы)Развитие речевого дыхания у детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр (из опыта работы) В последнее время увеличилось количество детей с проблемами речи. Поэтому поиск эффективных методов и приёмов по развитию речи детей – важная.

Создание предметно-пространственной среды «Игры на развитие речевого дыхания» для детей дошкольниковСоздание предметно-пространственной среды «Игры на развитие речевого дыхания» для детей дошкольников Уважаемые коллеги и гости моей странички, я предлагаю вашему вниманию игры, на развитие речевого дыхания, которые можно сделать своими руками.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация учителя-логопеда для воспитателей «Развитие речевого дыхания»
Опубликовано: 17 апреля 2022 в 22:04
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация учителя-логопеда для воспитателей «Развитие речевого дыхания»» (включая файлы) размещена пользователем Наталья Цыганова (УИ 1051719) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД