Валентина Сомова
Творчество детей и художественно-продуктивная деятельность
▼ Скачать + Заказать документы
Художественное развитие - сложный и длительный процесс, и начинается он в раннем дошкольном возрасте. В этом возрасте развивается эстетическое восприятие, формируется художественный вкус, а также разные виды художественной деятельности : музыкальной, изобразительной, художественно-речевой. Но лишь в условиях со взрослыми художественная деятельность активно, целенаправленно развивается.
Публикация «Творчество детей и художественно-продуктивная деятельность» размещена в разделах
Работу по изодеятельности в детском саду мы делим на две части. Первая часть нашей работы – это овладение техническими навыками: учим держать карандаши или кисточку, учим рисовать деревья, животных человека и т. д. Вторая часть работы направлена на развитие воображения и творчества у наших воспитанников. И эта работа должна проводиться с вами, уважаемые родители. Так как дети любят с раннего возраста рисовать, мы провели опрос по нескольким вопросам, и было выявлено, да, действительно дети любят рисовать и что они для этого хотят. Примеры.
Дети подражают нам во всем, особенно если мы делаем что-то с увлечением. Увидев в нашей руке карандаш или кисть, шариковую ручку или мел, они, затаив дыхание, пытаются понять, что мы делаем, что мы чувствуем. Они хотят попробовать сделать то же самое сами. Они любят делать все так, «как большие» - это закон развития души и духа. Каждая линия, проведенная самостоятельно - это успех, радость от сознания того, что Я МОГУ САМ! А вы, взрослые попробуйте провести непрерывную линию от одного края листа до другого. Чем лист больше, тем большую радость вы испытываете. Так и дети: они радуются всему новому, настоящему, всему, что делает их взрослее и умнее.
Окружающая действительность – основной источник развития детского изобразительного творчества. Родители должны научить ребенка замечать красоту природы, богатство красок, звуков, выражать свое эмоциональное отношение к окружающему.
Способность образно воспринимать окружающие предметы обогащает процесс рисования, так как ребенок начинает быстрее узнавать в линиях, пятнах, точках изображения предметов, живых существ. Например, наблюдая за окружающей действительностью, мы обращаем внимание на то, что заинтересовало детей и предлагаем изобразить на листе бумаги с помощью красок и карандашей. В этой работе мы используем художественное слово : стихи, загадки, потешки и т. д.
В ясный солнечный день Лена 4-х лет ловила на стене солнечного зайчика. Заметив это, мама приготовила краску, голубой лист бумаги и прочитала стихотворение А. Барто «Солнечный зайчик».
Скачут побегайчики- Прыг, прыг по углам,
Солнечные зайчики. Были там – и нет их там.
Мы зовем их - не идут, Где же зайчики? Ушли.
Были тут - и нет их тут. Вы нигде их не нашли?
А потом, быстро кистью нарисовав ярко – желтое пятно, сказала: «Смотри, солнечный зайчик попал на голубой лист бумаги. Он волшебный, потому что может превратиться в обычного зайчика. И спросила: «А как это сделать?» Нужно пририсовать ему длинные ушки, а еще лапки», ответила Лена, взяла кисть, и вот уже желтое пятно превратилось в зайчика. Лене это понравилось и она еще «поймала» солнечного зайчика и превратила его в медведя. Так же она нарисовала из овала птичку с крыльями, перышками. И тут Лена вспомнила, что скоро осень и птичке холодно будет. Она взяла краски и дорисовала солнышко: «Это чтобы птичка не замерзла, ведь ей так холодно».
Природа – источник радостных переживаний, эстетических чувств. Дети и сами многое подмечают в окружающем, но взрослым необходимо направлять их восприятие и помогать видеть наиболее яркие картины природы. Например, Лиза в морозное утро подошла к окошку, она стала наблюдать восход солнца. Она вспомнила потешку:
Солнышко – ведрышко,
Выгляни в окошко,
Солнышко, нарядись,
Красное, покажись.
Она задумалась, и вдруг захлопала в ладоши. Она взяла краски, бумагу и быстро нарисовала круглое, красное солнце. Она подвела маму к окну и показала, что солнце такое же красное, как у нее на рисунке. «А ты Лиза, посмотри на снег, дома и отобрази это в рисунке. Не забудь, что в домах живут люди» - сказала мама. Лиза то и дело подходит к окну, и постепенно в процессе рисования у нее получилось морозное зимнее утро.
Однажды на прогулке мы рассматривали березы. Обратили внимание на высоту дерева, расположение веток, ствол березы с его черными пятнами. Был задан вопрос: «А какой снег вокруг берез?» «Белый» - ответили дети. И тут кто – то из детей сказал, что снег не совсем белый, а голубой, розовый, сиреневый. Это открытие позволит ребенку открыть ему разную цветочную гамму в зимнем пейзаже. После прогулки дети отобразили это в своих рисунках.
Белая береза
Под моим окном.
Принакрылась снегом,
Точно серебром
- прочитали дети стихотворение С. Есенина. Художественное развитие тесно связано с развитием речи. Наблюдая с ребенком за окружающим, старайтесь обсудить увиденное, передайте чувства в слове, стихах.
Наблюдения за природой обобщают детские впечатления, пробуждают желание передать эту красоту в рисунках. Помогайте малышам увидеть прекрасное в окружающем, воспитывайте добрые чувства к родной природе.
Искусство театра имеет большое значение в нравственно – эстетическом воспитании ребенка, его привлекают характеры сценических героев, борьба добра со злом, отраженные в спектакле. Если вы с ребенком
собираетесь идти на спектакль, построенный на знакомой сказке, заранее можно вспомнить ее содержание, тогда он лучше поймет сценическое действие. После посещения театра, предложить ребенку не только рассказать об увиденном, но и нарисовать то, что особенно понравилось. Помогите ребенку выбрать эпизод, подобрать фон рисунка, карандаши или краски. Главное, чтобы он выразил свое отношение к персонажам, их поступкам – добрым или злым. Характеризуя героев спектакля, ребенок яркими красками передает образы храбрых, добрых персонажей (Ивана Царевича, Золушку, красную Шапочку, мрачными – злых, коварных (Кощей Бессмертный, Баба Яга). После просмотра сказок в детском саду, мы закрепляем содержание, а потом предлагаем желающим детям нарисовать эпизоды этих сказок.
Среди художественных впечатлений, которые получает ребенок дошкольного возраста, большое значение имеют иллюстрации в детских книгах.
Перелистывая книгу К. И. Чуковского, мальчик увидел человечка со скрюченными ножками из «Скрюченной песенки». Можно сказать ему: «Смотри, какой красивый рисунок! Можно нарисовать все скрюченным: и дом, и человека, и руку, и дорогу!» Мальчик взял карандаши, фломастеры и стал рисовать все скрюченным, тихонько напевая песенку. Закончив свою работу, он внимательно посмотрел на рисунок и подумал: «Удался!» Ребенок остался доволен своей работой.
Посещение музеев, выставок обогащает художественные впечатления ребенка. Восприятие картины художника, скульптуры в залах музея оставляют неизгладимый след в детской памяти. В детском саду и дома он, как правило, видит только репродукции, поэтому восприятие подлинника в музее для него является открытием.
Гуляя по знакомому или незнакомому городу, обратите внимание на красоту деревянной резьбы, украшающей дома, величие архитектуры домов, парков. Свои впечатления об увиденном по городу, ребенок может отобразить в своих рисунках: «Моя улица», Дом, в котором я живу». Помогите детям подобрать гуашь, краски и перейти к работе. Дети наносят одну краску рядом с другой, соединяясь, они образуют цветовую гамму. Ребенок сам придумывает названия: «Вечернее небо», Радуга», Грозовая туча».
Для развития воображения, творческого замысла, рекомендуем прием дорисовывания. Например, можно на листе бумаги нарисовать несколько зарисовок и предложить детям дорисовать их. После внимательного рассматривания, дети приступают к работе. Помогите ему разгадать эту картинку, включив художественное слово.
На занятиях по изодеятельности мы проводим аналогичную работу. (Примеры, с показом рисунков детей).
Помогите, чувствуя поддержку со стороны взрослых, ребенок уверен в своих силах, он не боится проявлять самостоятельность, инициативу. Благодаря помощи и доброжелательному отношению родителей к детскому изобразительному творчеству у ребенка формируется устойчивый интерес к рисованию, лепке, аппликации.
Используемая литература:
1. «Дошкольное воспитание» № 11, 2006г., стр. 109. «Прекрасное пробуждает доброе» Л. Павлова.
2. «Дошкольное воспитание» № 5,2005г. стр. 1
3. «Ребенок в детском саду» № 3, 2001г. стр. 35» Совместная с детьми творческая деятельность» С Ашикова.