Екатерина Кретинина
Консультация «Тревожность у детей дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Детская тревожность — это устойчивое состояние, являющееся индивидуальной особенностью каждого ребёнка и проявляющееся в его склонности к частым переживаниям состояния тревоги, индивидуальная психологическая особенность, заключающаяся в повышенной склонности испытывать беспокойство в самых различных жизненных ситуациях, в том числе и в таких, которые к этому не предрасполагают, часто повторяющееся в разных ситуациях состояние. Тревога может проявляться у детей ситуативно (например, если ребенку предстоит важный поход к врачу, или дальняя поездка). Как правило, тревога связана с будущим, которое еще не известно ребенку. Но если ребенок тревожится очень часто, если его тревога становится устойчивым состоянием, то можно говорить о возможности формирования у него тревожного характера. Ребенок склонный к тревожности, находится в подавленном настроении, у него плохо налажены контакты с внешним миром, который его пугает. Со временем это приводит к заниженной самооценке и пессимизму. В дошкольном и младшем школьном возрасте более тревожны мальчики. У малышей формирование тревожности зависит в основном от тревожности взрослых. Чем более выражена она у родителей, тем больше шансов, что ребёнок ещё в малом возрасте приобретёт подобные черты. Чем комфортнее чувствует себя малыш в семье, тем спокойнее и расслабленнее он будет.
Публикация «Консультация „Тревожность у детей дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Страх и детская тревожность
- Страх, детские страхи, тревожность. Консультации для родителей
- Темочки
Признаки повышенной тревожности у ребёнка
I) Поведенческие:
- суетливость;
- двигательное беспокойство;
- повторяющиеся навязчивые движения — сосание пальцев, закручивание волос, обгрызание ногтей;
- нарушения сна;
- скованность;
- панический страх нового, любых перемен;
- неуверенность в себе;
- отказ от новых видов деятельности;
- серьёзность;
- нежелание выделяться и стремление к тишине;
- частые страхи без повода;
- заниженная самооценка.
II) Соматические (о них ребёнок может не рассказывать, а также они могут быть связаны с некоторыми заболеваниями) :
- приливы жара или озноба;
- тремор или дрожь;
- учащённое сердцебиение;
- дискомфорт или боли в груди;
- ощущение комка в горле;
- затруднение дыхания;
- обморочность или головокружения;
- мышечное напряжение;
- онемение или покалывания;
- ощущение «пустоты в голове»;
- чувство нереальности предметов или отделённости собственного «Я».
Если вы подозреваете повышенную тревожность у вашего ребёнка, стоит ориентироваться на совокупность соматических и поведенческих признаков.
Американские психологи П. Бейкер и М. Алворд советуют обратить внимание на то, есть ли в поведении ребё нка следующие признаки:
- постоянное беспокойство;
- трудность;
- иногда невозможность сконцентрироваться на чём-либо;
- мышечное напряжение (например, в области лица, шеи);
- раздражительность;
- нарушение сна.
Если вы заметили у своего ребёнка признаки повышенной тревожности, рекомендуем вам провести небольшой тест, для уточнения.
Опросник Лаврентьева Г. П. и Титаренко Т. М.
Отвечайте да, если согласны с утверждением и нет, если высказывание не относится к вашим сыну или дочери:
1. Ваш ребёнок не может долго работать, не уставая
2. Ему трудно сосредоточиться
3. Любое задание вызывает излишнее беспокойство
4. Очень напряжён и скован вовремя выполнения заданий
5. Смущается чаще других
6. Часто говорит о напряжённых ситуациях
7. Как правило, краснеет или бледнеет в незнакомой обстановке
8. Жалуется, что ему снятся страшные сны
9. Руки у него обычно холодные и влажные
10. Нередко страдает расстройством стула
11. Сильно потеет, когда волнуется
12. Не обладает хорошим аппетитом
13. Засыпает с трудом, спит беспокойно
14. Пуглив, многое вызывает у него страх
15. Обычно беспокоен, легко расстраивается
16. Часто не может сдержать слёзы
17. Плохо переносит ожидание
18. Не любит браться за новое дело
19. Не уверен в себе и своих силах
20. Боится сталкиваться с трудностями
За каждый положительный ответ засчитайте 1 балл:
Если общее количество баллов достигает 15-20 баллов, то у вашего ребёнка повышенная тревожность; 7-14 баллов— средняя; 1-6 баллов— низкая.
Рекомендации для родителей тревожных детей
- общаясь с ребёнком, не подрывать авторитет других значимых для ребёнка людей (например, нельзя говорить ему: «Много ваши воспитатели понимают! Бабушку лучше слушай!»).
- быть последовательными в своих действиях, не запрещать ребёнку без всяких причин то, что разрешалось раньше.
- учитывать возможности ребёнка, не требовать от него того, что он не может выполнить. Если ребёнку с трудом дается какое-либо действие, лучше лишний раз помочь ему и оказать поддержку, а при достижении даже малейших успехов — не забыть похвалить.
- доверять ребёнку, быть с ним честными и принимать таким, какой он есть.
- выбрать для ребенка кружок по душе, чтобы занятия в нём приносили ему радость и он не чувствовал себя ущемлённым.
- всегда поддерживайте словом и делом своего ребенка чем бы он не занимался, какую бы деятельность не выполнял (ребенок должен чувствовать, и постоянно убеждаться в том, что вы его любите и будите любить не зависимо от его достижений);
- в постоянно меняющемся и развивающемся внутреннем мире ребенка важна стабильность (будьте уверены в себе, устойчивы в своей семейной системе, последовательны в воспитании);
- если перемены в семье неизбежны, поговорите с ребенком об этих изменениях, подготовьте его, принимая во внимание его чувства. Отсутствие информации - источник тревоги;
- обсуждайте с ребенком предстоящий день: планы, дела, поездки. ;
- давайте ребенку положительные послания относительно его возможностей справляться с чем-то, что ему предстоит пережить или сделать. Не критикуйте, а направляйте, как нужно поступить правильно. Это поможет ребенку заниматься новыми видами деятельности без тревоги и страха за неудачу;
- формируйте у ребенка адекватную самооценку (не сравнивайте его с другими детьми, все дети разные и особенные);
- побольше гуляйте с вашим малышом, играйте вместе с ним, полезны игры с камушками, песком, природным материалом.);
- не заставляйте делать то, что вызывает у ребенка тревогу, подождите пока он сам не захочет проявить себя, имейте терпение;
- любите своих детей такими, какие они есть, ведь дети — это самое огромное счастье, которое у нас есть.