Нина Козловская
Консультация «Теоретические аспекты экологического воспитания в детском саду»
▼ Скачать + Заказать документы
Экология (в переводе с греческого – дом, жилище, местопребывание) – наука об отношениях растительных, животных организмах и человека и образуемых ими сообществ между собой и окружающей средой. Проблема взаимоотношения человека и природы нашла свое отражение задолго до нашего века. Педагогическую ценность укрепления гуманных чувств ребенка средствами природы подчеркивали великие педагоги Ж. Ж. Руссо, И. Г. Песталоцци.
Публикация «Консультация „Теоретические аспекты экологического воспитания в детском саду“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Воспитание ребенка. Консультации для родителей
- Консультации для родителей
- Экологическое воспитание. Консультации
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Ян Амос Каменский в свое время отмечал, что образование человека с наибольшей пользой происходит в раннем возрасте. Именно в разном возрасте ему легче привить какие-то полезные идеи. Воск легче лепится, если он горячий, неровности ствола дерева можно исправить, если дерево маленькое. Не остался в стороне от вопросов экологии и великий русский педагог К. Д. Ушинский. В его книгах «Родное слово» и «Детский мир» уделяется большое внимание воспитательному влиянию природы.
Педагог В. А. Сухомлинский писал, что добрые чувства должны уходить своими корнями в детство, а человечность, доброта, ласка, доброжелательность рождается в труде, в красоте окружающего мира.
И в настоящее время вопросы экологического воспитания приобретают новую актуальность, и решать их – задача дошкольного образования. Экологические проблемы являются всеобщими проблемами населения Земли. Не удивительно, люди на себе почувствовали, что ухудшение состояния окружающей среды отрицательно влияет на здоровье. Причина – в деятельности человека в природе, часто безграмотная, неправильная, расточительная, ведущая к нарушению экологического равновесия. Современное общество не выживет без экологического сознания. Обществу необходимо знать экологические нормы, правила поведения в природе, иметь высокий уровень экологической культуры.
Поэтому, экологическое воспитание детей дошкольного возраста имеет важное социальное значение для всего общества, т. к. своевременно закладываются основы экологической культуры, одновременно к этому процессу приобщается значительная часть взрослого населения страны – работники сферы образования и родители детей. Каждый их тех, кто принес и приносит вред природе, когда-то был ребенком. Вот почему так велика роль дошкольных учреждений в экологическом воспитании детей.
Именно приобретенные знания в дошкольном возрасте в дальнейшем могут преобразоваться в прочные убеждения. Малыш воспринимает природу очень эмоционально. Влияние природы на ребенка огромно: она встречает малыша морем звуков и запахов, тайнами и загадками, заставляет остановиться, присмотреться, задуматься.
Процесс формирования личности дошкольника в целом и экологическое воспитание в частности должны опираться на систему знаний, которая включает элементарные сведения о живой природе. Особое место в этой системе должны занимать знания о человеке как части природы, как о самом разумном существе, от которого в значительной степени зависит будущее живой природы. Молодое поколение олицетворяет ближайшее и отдаленное будущее. И поэтому, его надо заинтересовать в благополучности этого будущего. Веками человек был потребителем по отношению к природе: жил и пользовался ее дарами, не задумываясь о последствиях.
Экологическое воспитание детей дошкольного возраста предполагает:
• развивать познавательный интерес к природе, желание активно изучать природный мир;
• обогащать представления детей о природе родного края и различных природных зон, о многообразии природного мира, о взаимодействии человека и природы;
• развивать самостоятельность в познавательно-исследовательской деятельности;
• обогащать опыт практической деятельности по уходу за животными и растениями участка детского сада и уголка природы, поддерживать детей в соблюдении экологических правил, вовлекать в элементарную природоохранную деятельность;
• воспитывать нравственные чувства, выражающиеся в сопереживании природе, и эстетические чувства, связанные с красотой природного мира;
• воспитывать основы гуманно-ценностного отношения детей к природе.
Раскрыть перед ребенком красоту природы и научить увидеть ее – дело сложное. Для этого педагог сам должен уметь жить в гармонии с природой, а дети должны быть готовы подражать ему.
Дошкольники в силу особенностей своего возраста очень органично воспринимают все знания, которые связаны с природой. У них еще не развилось потребительское отношение к ней. Поэтому, главная задача сделать так, чтобы ощущение неразрывной связи с окружающим миром осталось на всю жизнь.
Важнейшим условием успешной реализации задач экологического воспитания в соответствии с ФГОС ДО и Примерной основной общеобразовательной программой ДО является создание развивающей предметно-пространственной среды для развития индивидуальности каждого ребенка.
ППС должно быть:
• содержательно насыщенной – включать средства обучения (в том числе технические, материалы (в том числе расходные, инвентарь, игровое оборудование, которое позволяет обеспечить познавательную, исследовательскую и творческую активность детей, экспериментирование с материалами, доступными детям, двигательную активность, участие в спортивных играх, что способствует самовыражению детей;
• трансформируемой – обеспечивать возможность изменения ППС в зависимости от образовательной ситуации, в том числе меняющихся интересов и возможностей детей;
• полифункциональной – обеспечивать возможность разнообразного использования составляющих ППС (детской мебели, ширм, мягких модулей, в том числе природных материалов) в разных видах детской активности;
• доступной – обеспечивать свободный доступ детей к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности;
• безопасной – все элементы ППС должны соответствовать требованиям по обеспечению безопасности их использования, такими как санитарно-эпидемиологические правила и нормативы и правила пожарной безопасности.
Принимая во внимание интегративные качества образовательных областей, игрушки, оборудование и прочие материалы для реализации содержания одной образовательной области могут использоваться в ходе реализации содержания других областей, каждая из которых соответствует детским видам деятельности : игровой, двигательной, коммуникативной, познавательно-исследовательской, продуктивной, восприятия художественной литературы.
При выборе методов и форм работы по экологическому образованию необходимо учитывать дидактические принципы:
• принцип научности – дети-дошкольники в пределах своих возрастных возможностей получали подлинно научные точные сведения об окружающем мире с точки зрения экологического образования;
• принцип системности – материал определенным образом упорядоченный в четкую целостную систему, он легче усваивается, чем материал разрозненный, случайный, происходит последовательное усвоение знаний, когда каждое последующее формирующееся представление вытекает из предыдущего, а вся система опирается на определенные исходные положения, выступающие как ее центральное ядро;
• принцип от простого к сложному – идти в обучении от легкого к более трудному, от уже известного к новому, неизвестному, от близкого к далекому;
• принцип соответствия возрасту – экологическое образование должно соответствовать особенностям возраста, задачам общеобразовательной и парциальной программ ДО.
В педагогическом процессе по экологическому образованию детей используются различные методы обучения, обеспечивающие активную деятельность ребенка и вызывающие развитие чувств, которые способствуют проявлению гуманного отношения к природе:
• наглядные – рассматривание картин, картинок, иллюстраций о природном мире, наблюдение, демонстрация видеоматериалов;
• словесные – рассказ воспитателя, беседа, чтение художественной литературы, викторины, экологические праздники;
• практические – элементарное экспериментирование, упражнения, труд в природе, целевые прогулки, продуктивная деятельность, работа с различными календарями;
• игровые – использование игр такого содержания: дидактические, словесные, подвижные, творческие.
Работа по экологическому воспитанию детей проводится в организованной образовательной деятельности, совместной деятельности взрослого с детьми, самостоятельной деятельности детей. Наиболее полно аспекты экологического воспитания раскрыты в Примерных основных общеобразовательных программах дошкольного образования «Детство и «Кроха»», а также в парциальных программах по экологическому воспитанию дошкольников : «Наш дом – природа», «Юный эколог», «Семицветик», «Мы – земляне», «Открой себя», «Жизнь вокруг нас», «Природа и художник», «Надежда».
Любая из этих программ интересна. К первым парциальным программам по экологическому воспитанию в детских садах относится «Юный эколог». Ее автор С. Н. Николаева.
Содержание работы по экологическому воспитанию дошкольников предусматривает разнообразные формы работы с детьми: фронтальные, индивидуальные, самостоятельная деятельность.
Основной формой обучения в детском саду является организованная образовательная деятельность. Здесь главную роль играет воспитатель.
ООД строится на принципах развивающего обучения и направлено на развитие личности ребенка в целом (умение сравнивать и обобщать собственные наблюдения, видеть и понимать красоту окружающего мира, а также на совершенствование речи дошкольников, их мышления, творческих способностей, эстетических чувств. Приоритет в обучении отдается не простому запоминанию и не механическому воспроизведению знаний, а пониманию и оценке происходящего, совместной практической деятельности воспитателя и детей.
Ведущей деятельностью для дошкольников является игра. Развивающие дидактические игры экологической направленности связаны с процессом закрепления, развития экологических знаний, умений. Экологические игры по своему содержанию различны. Наиболее распространены игры с заданиями: соотнести животных с местом (домом) их обитания – поселить животных в те или иные экосистемы (лес, водоем, болото, пустыня, отгадать где живет. Ребенок думает, что он просто играет, на самом деле он учится сравнивать, рассуждать, обобщать, мыслить, применяя имеющиеся знания в новых условиях.
Самостоятельный поиск детьми новых для них знаний рассматривается как их исследовательская деятельность, форма активности ребенка. Не все объекты и процессы, происходящие в окружающем мире, удается изучать посредством наблюдений. И тогда на помощь приходит опыт, в процессе которого искусственно создаются условия, позволяющие ответить на исследуемый вопрос.
В этом может помочь разработка различных проектов, которые могут быть как краткосрочными, так и долгосрочными. Краткосрочные более распространены в детских садах. Темы могут быть различными: «Что у нас под ногами», «Воздух-невидимка», «Как кошка языком чистит себе шерстку» и т. д. Тем не менее, и долгосрочные проекты вполне по силам детям дошкольного возраста. Тематика самая разнообразная: «Вырастим лимон», «Опыт с соленой водой», «Огород на подоконнике» и т. д.
Продуктивная деятельность моделирует предметы окружающего мира, приводит к созданию реального продукта, в котором представления о предмете, явлении получают в рисунке, конструкции, лепке, аппликации. Рисование природоохранных плакатов, сцен правильного и неправильного поведения человека в природе, конструирование, изготовление кормушек для птиц расширяет представление детей об охране природы.
Экскурсии в природу, дают возможность детям в естественной обстановке получать информацию о природных объектах и явлениях. Непосредственное общение с природой стимулирует эмоциональные проявления детей. Очень увлекательной формой экскурсионной работы можно считать путешествие по экологической тропе. На территории детского сада создается экологическая тропа. Это своеобразный кабинет в природных условиях, сочетающий в себе возможности отдыха, обучения и воспитания. В качестве объектов экологической тропы выбираются различные виды пород деревьев и кустарников, уголок нетронутой природы, березовая роща, огород, отдельно растущие лекарственные растения. Выбирая маршрут путешествия по тропе используется карта-схема. В путешествии участвует хозяин экологической тропы – сказочный лесной персонаж. Роль сказочных персонажей играют родители воспитанников.
Наряду с экскурсиями с детьми проводятся и систематические наблюдения в природе. Чаще всего они связаны с сезонными изменениями. Результаты наблюдения заносятся в календарь природы. Это позволяет легче запоминать названия птиц, цветов, деревьев, дети быстрее учатся замечать сезонные изменения в природе.
Работа с родителями по экологическому воспитанию дошкольников является одной из составных частей работы детского сада. Только опираясь на семью, только совместными усилиями можно решить главную задачу – воспитание в ребенке эмоционально-нравственного и действенного отношения к окружающему миру. Семья занимает важное место в экологическом воспитании детей. Именно в семье формируются основы духовного и культурного обмена, закладываются привычки. Родители принимают активное участие в изготовлении поделок из природного и бросового материалов, в организации выставок, посещают родительские собрания, экологические праздники, принимают участие в природоохранных акциях.
Чтобы выявить отношение родителей к вопросам экологического воспитания в семье, было проведено анкетирование родителей на тему: «Экологическое воспитание в семье». В анкетировании приняли участие 17 человек. После обработки анкет были получены следующие результаты: 100% опрошенных родителей осведомлены об экологическом воспитании детей, имеют домашних питомцев, читают детям художественную литературу о природе, наблюдают, принимают участие в природоохранных акциях, и считают, что в детском саду ребенок получает знания о природе.
Таким образом, главные аспекты экологического воспитания – разнообразие видов деятельности, интегративный подход в обучении, способствующий формированию не только экологически грамотного, но и всесторонне развитого человека.
Великий писатель Михаил Пришвин сказал: «Все прекрасное на Земле – от Солнца, а все хорошее – от человека. Рыбе – вода, птице – воздух, зверю – лес, степи, горы. А человеку нужна Родина. И охранять природу – значит охранять Родину».