Нина Козловская
Консультация «Теоретические аспекты экологического воспитания в детском саду»
▼ Скачать + Заказать документы
Экология (в переводе с греческого – дом, жилище, местопребывание) – наука об отношениях растительных, животных организмах и человека и образуемых ими сообществ между собой и окружающей средой. Проблема взаимоотношения человека и природы нашла свое отражение задолго до нашего века. Педагогическую ценность укрепления гуманных чувств ребенка средствами природы подчеркивали великие педагоги Ж. Ж. Руссо, И. Г. Песталоцци.
Темочки:
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Воспитание ребенка. Консультации для родителей
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Консультации для родителей
- Экологическое воспитание. Консультации
- Экология, природа. Консультации для педагогов
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Ян Амос Каменский в свое время отмечал, что образование человека с наибольшей пользой происходит в раннем возрасте. Именно в разном возрасте ему легче привить какие-то полезные идеи. Воск легче лепится, если он горячий, неровности ствола дерева можно исправить, если дерево маленькое. Не остался в стороне от вопросов экологии и великий русский педагог К. Д. Ушинский. В его книгах «Родное слово» и «Детский мир» уделяется большое внимание воспитательному влиянию природы.
Педагог В. А. Сухомлинский писал, что добрые чувства должны уходить своими корнями в детство, а человечность, доброта, ласка, доброжелательность рождается в труде, в красоте окружающего мира.
И в настоящее время вопросы экологического воспитания приобретают новую актуальность, и решать их – задача дошкольного образования. Экологические проблемы являются всеобщими проблемами населения Земли. Не удивительно, люди на себе почувствовали, что ухудшение состояния окружающей среды отрицательно влияет на здоровье. Причина – в деятельности человека в природе, часто безграмотная, неправильная, расточительная, ведущая к нарушению экологического равновесия. Современное общество не выживет без экологического сознания. Обществу необходимо знать экологические нормы, правила поведения в природе, иметь высокий уровень экологической культуры.
Поэтому, экологическое воспитание детей дошкольного возраста имеет важное социальное значение для всего общества, т. к. своевременно закладываются основы экологической культуры, одновременно к этому процессу приобщается значительная часть взрослого населения страны – работники сферы образования и родители детей. Каждый их тех, кто принес и приносит вред природе, когда-то был ребенком. Вот почему так велика роль дошкольных учреждений в экологическом воспитании детей.
Именно приобретенные знания в дошкольном возрасте в дальнейшем могут преобразоваться в прочные убеждения. Малыш воспринимает природу очень эмоционально. Влияние природы на ребенка огромно: она встречает малыша морем звуков и запахов, тайнами и загадками, заставляет остановиться, присмотреться, задуматься.
Процесс формирования личности дошкольника в целом и экологическое воспитание в частности должны опираться на систему знаний, которая включает элементарные сведения о живой природе. Особое место в этой системе должны занимать знания о человеке как части природы, как о самом разумном существе, от которого в значительной степени зависит будущее живой природы. Молодое поколение олицетворяет ближайшее и отдаленное будущее. И поэтому, его надо заинтересовать в благополучности этого будущего. Веками человек был потребителем по отношению к природе: жил и пользовался ее дарами, не задумываясь о последствиях.
Экологическое воспитание детей дошкольного возраста предполагает:
• развивать познавательный интерес к природе, желание активно изучать природный мир;
• обогащать представления детей о природе родного края и различных природных зон, о многообразии природного мира, о взаимодействии человека и природы;
• развивать самостоятельность в познавательно-исследовательской деятельности;
• обогащать опыт практической деятельности по уходу за животными и растениями участка детского сада и уголка природы, поддерживать детей в соблюдении экологических правил, вовлекать в элементарную природоохранную деятельность;
• воспитывать нравственные чувства, выражающиеся в сопереживании природе, и эстетические чувства, связанные с красотой природного мира;
• воспитывать основы гуманно-ценностного отношения детей к природе.
Раскрыть перед ребенком красоту природы и научить увидеть ее – дело сложное. Для этого педагог сам должен уметь жить в гармонии с природой, а дети должны быть готовы подражать ему.
Дошкольники в силу особенностей своего возраста очень органично воспринимают все знания, которые связаны с природой. У них еще не развилось потребительское отношение к ней. Поэтому, главная задача сделать так, чтобы ощущение неразрывной связи с окружающим миром осталось на всю жизнь.
Важнейшим условием успешной реализации задач экологического воспитания в соответствии с ФГОС ДО и Примерной основной общеобразовательной программой ДО является создание развивающей предметно-пространственной среды для развития индивидуальности каждого ребенка.
ППС должно быть:
• содержательно насыщенной – включать средства обучения (в том числе технические, материалы (в том числе расходные, инвентарь, игровое оборудование, которое позволяет обеспечить познавательную, исследовательскую и творческую активность детей, экспериментирование с материалами, доступными детям, двигательную активность, участие в спортивных играх, что способствует самовыражению детей;
• трансформируемой – обеспечивать возможность изменения ППС в зависимости от образовательной ситуации, в том числе меняющихся интересов и возможностей детей;
• полифункциональной – обеспечивать возможность разнообразного использования составляющих ППС (детской мебели, ширм, мягких модулей, в том числе природных материалов) в разных видах детской активности;
• доступной – обеспечивать свободный доступ детей к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности;
• безопасной – все элементы ППС должны соответствовать требованиям по обеспечению безопасности их использования, такими как санитарно-эпидемиологические правила и нормативы и правила пожарной безопасности.
Принимая во внимание интегративные качества образовательных областей, игрушки, оборудование и прочие материалы для реализации содержания одной образовательной области могут использоваться в ходе реализации содержания других областей, каждая из которых соответствует детским видам деятельности : игровой, двигательной, коммуникативной, познавательно-исследовательской, продуктивной, восприятия художественной литературы.
При выборе методов и форм работы по экологическому образованию необходимо учитывать дидактические принципы:
• принцип научности – дети-дошкольники в пределах своих возрастных возможностей получали подлинно научные точные сведения об окружающем мире с точки зрения экологического образования;
• принцип системности – материал определенным образом упорядоченный в четкую целостную систему, он легче усваивается, чем материал разрозненный, случайный, происходит последовательное усвоение знаний, когда каждое последующее формирующееся представление вытекает из предыдущего, а вся система опирается на определенные исходные положения, выступающие как ее центральное ядро;
• принцип от простого к сложному – идти в обучении от легкого к более трудному, от уже известного к новому, неизвестному, от близкого к далекому;
• принцип соответствия возрасту – экологическое образование должно соответствовать особенностям возраста, задачам общеобразовательной и парциальной программ ДО.
В педагогическом процессе по экологическому образованию детей используются различные методы обучения, обеспечивающие активную деятельность ребенка и вызывающие развитие чувств, которые способствуют проявлению гуманного отношения к природе:
• наглядные – рассматривание картин, картинок, иллюстраций о природном мире, наблюдение, демонстрация видеоматериалов;
• словесные – рассказ воспитателя, беседа, чтение художественной литературы, викторины, экологические праздники;
• практические – элементарное экспериментирование, упражнения, труд в природе, целевые прогулки, продуктивная деятельность, работа с различными календарями;
• игровые – использование игр такого содержания: дидактические, словесные, подвижные, творческие.
Работа по экологическому воспитанию детей проводится в организованной образовательной деятельности, совместной деятельности взрослого с детьми, самостоятельной деятельности детей. Наиболее полно аспекты экологического воспитания раскрыты в Примерных основных общеобразовательных программах дошкольного образования «Детство и «Кроха»», а также в парциальных программах по экологическому воспитанию дошкольников : «Наш дом – природа», «Юный эколог», «Семицветик», «Мы – земляне», «Открой себя», «Жизнь вокруг нас», «Природа и художник», «Надежда».
Любая из этих программ интересна. К первым парциальным программам по экологическому воспитанию в детских садах относится «Юный эколог». Ее автор С. Н. Николаева.
Содержание работы по экологическому воспитанию дошкольников предусматривает разнообразные формы работы с детьми: фронтальные, индивидуальные, самостоятельная деятельность.
Основной формой обучения в детском саду является организованная образовательная деятельность. Здесь главную роль играет воспитатель.
ООД строится на принципах развивающего обучения и направлено на развитие личности ребенка в целом (умение сравнивать и обобщать собственные наблюдения, видеть и понимать красоту окружающего мира, а также на совершенствование речи дошкольников, их мышления, творческих способностей, эстетических чувств. Приоритет в обучении отдается не простому запоминанию и не механическому воспроизведению знаний, а пониманию и оценке происходящего, совместной практической деятельности воспитателя и детей.
Ведущей деятельностью для дошкольников является игра. Развивающие дидактические игры экологической направленности связаны с процессом закрепления, развития экологических знаний, умений. Экологические игры по своему содержанию различны. Наиболее распространены игры с заданиями: соотнести животных с местом (домом) их обитания – поселить животных в те или иные экосистемы (лес, водоем, болото, пустыня, отгадать где живет. Ребенок думает, что он просто играет, на самом деле он учится сравнивать, рассуждать, обобщать, мыслить, применяя имеющиеся знания в новых условиях.
Самостоятельный поиск детьми новых для них знаний рассматривается как их исследовательская деятельность, форма активности ребенка. Не все объекты и процессы, происходящие в окружающем мире, удается изучать посредством наблюдений. И тогда на помощь приходит опыт, в процессе которого искусственно создаются условия, позволяющие ответить на исследуемый вопрос.
В этом может помочь разработка различных проектов, которые могут быть как краткосрочными, так и долгосрочными. Краткосрочные более распространены в детских садах. Темы могут быть различными: «Что у нас под ногами», «Воздух-невидимка», «Как кошка языком чистит себе шерстку» и т. д. Тем не менее, и долгосрочные проекты вполне по силам детям дошкольного возраста. Тематика самая разнообразная: «Вырастим лимон», «Опыт с соленой водой», «Огород на подоконнике» и т. д.
Продуктивная деятельность моделирует предметы окружающего мира, приводит к созданию реального продукта, в котором представления о предмете, явлении получают в рисунке, конструкции, лепке, аппликации. Рисование природоохранных плакатов, сцен правильного и неправильного поведения человека в природе, конструирование, изготовление кормушек для птиц расширяет представление детей об охране природы.
Экскурсии в природу, дают возможность детям в естественной обстановке получать информацию о природных объектах и явлениях. Непосредственное общение с природой стимулирует эмоциональные проявления детей. Очень увлекательной формой экскурсионной работы можно считать путешествие по экологической тропе. На территории детского сада создается экологическая тропа. Это своеобразный кабинет в природных условиях, сочетающий в себе возможности отдыха, обучения и воспитания. В качестве объектов экологической тропы выбираются различные виды пород деревьев и кустарников, уголок нетронутой природы, березовая роща, огород, отдельно растущие лекарственные растения. Выбирая маршрут путешествия по тропе используется карта-схема. В путешествии участвует хозяин экологической тропы – сказочный лесной персонаж. Роль сказочных персонажей играют родители воспитанников.
Наряду с экскурсиями с детьми проводятся и систематические наблюдения в природе. Чаще всего они связаны с сезонными изменениями. Результаты наблюдения заносятся в календарь природы. Это позволяет легче запоминать названия птиц, цветов, деревьев, дети быстрее учатся замечать сезонные изменения в природе.
Работа с родителями по экологическому воспитанию дошкольников является одной из составных частей работы детского сада. Только опираясь на семью, только совместными усилиями можно решить главную задачу – воспитание в ребенке эмоционально-нравственного и действенного отношения к окружающему миру. Семья занимает важное место в экологическом воспитании детей. Именно в семье формируются основы духовного и культурного обмена, закладываются привычки. Родители принимают активное участие в изготовлении поделок из природного и бросового материалов, в организации выставок, посещают родительские собрания, экологические праздники, принимают участие в природоохранных акциях.
Чтобы выявить отношение родителей к вопросам экологического воспитания в семье, было проведено анкетирование родителей на тему: «Экологическое воспитание в семье». В анкетировании приняли участие 17 человек. После обработки анкет были получены следующие результаты: 100% опрошенных родителей осведомлены об экологическом воспитании детей, имеют домашних питомцев, читают детям художественную литературу о природе, наблюдают, принимают участие в природоохранных акциях, и считают, что в детском саду ребенок получает знания о природе.
Таким образом, главные аспекты экологического воспитания – разнообразие видов деятельности, интегративный подход в обучении, способствующий формированию не только экологически грамотного, но и всесторонне развитого человека.
Великий писатель Михаил Пришвин сказал: «Все прекрасное на Земле – от Солнца, а все хорошее – от человека. Рыбе – вода, птице – воздух, зверю – лес, степи, горы. А человеку нужна Родина. И охранять природу – значит охранять Родину».