МААМ-картинки

Консультация «Теоретические аспекты экологического воспитания в детском саду»

Нина Козловская
Консультация «Теоретические аспекты экологического воспитания в детском саду»
▼ Скачать + Заказать документы

Экология (в переводе с греческого – дом, жилище, местопребывание) – наука об отношениях растительных, животных организмах и человека и образуемых ими сообществ между собой и окружающей средой. Проблема взаимоотношения человека и природы нашла свое отражение задолго до нашего века. Педагогическую ценность укрепления гуманных чувств ребенка средствами природы подчеркивали великие педагоги Ж. Ж. Руссо, И. Г. Песталоцци.

Темочки:

Ян Амос Каменский в свое время отмечал, что образование человека с наибольшей пользой происходит в раннем возрасте. Именно в разном возрасте ему легче привить какие-то полезные идеи. Воск легче лепится, если он горячий, неровности ствола дерева можно исправить, если дерево маленькое. Не остался в стороне от вопросов экологии и великий русский педагог К. Д. Ушинский. В его книгах «Родное слово» и «Детский мир» уделяется большое внимание воспитательному влиянию природы.

Педагог В. А. Сухомлинский писал, что добрые чувства должны уходить своими корнями в детство, а человечность, доброта, ласка, доброжелательность рождается в труде, в красоте окружающего мира.

И в настоящее время вопросы экологического воспитания приобретают новую актуальность, и решать их – задача дошкольного образования. Экологические проблемы являются всеобщими проблемами населения Земли. Не удивительно, люди на себе почувствовали, что ухудшение состояния окружающей среды отрицательно влияет на здоровье. Причина – в деятельности человека в природе, часто безграмотная, неправильная, расточительная, ведущая к нарушению экологического равновесия. Современное общество не выживет без экологического сознания. Обществу необходимо знать экологические нормы, правила поведения в природе, иметь высокий уровень экологической культуры.

Поэтому, экологическое воспитание детей дошкольного возраста имеет важное социальное значение для всего общества, т. к. своевременно закладываются основы экологической культуры, одновременно к этому процессу приобщается значительная часть взрослого населения страны – работники сферы образования и родители детей. Каждый их тех, кто принес и приносит вред природе, когда-то был ребенком. Вот почему так велика роль дошкольных учреждений в экологическом воспитании детей.

Именно приобретенные знания в дошкольном возрасте в дальнейшем могут преобразоваться в прочные убеждения. Малыш воспринимает природу очень эмоционально. Влияние природы на ребенка огромно: она встречает малыша морем звуков и запахов, тайнами и загадками, заставляет остановиться, присмотреться, задуматься.

Процесс формирования личности дошкольника в целом и экологическое воспитание в частности должны опираться на систему знаний, которая включает элементарные сведения о живой природе. Особое место в этой системе должны занимать знания о человеке как части природы, как о самом разумном существе, от которого в значительной степени зависит будущее живой природы. Молодое поколение олицетворяет ближайшее и отдаленное будущее. И поэтому, его надо заинтересовать в благополучности этого будущего. Веками человек был потребителем по отношению к природе: жил и пользовался ее дарами, не задумываясь о последствиях.

Экологическое воспитание детей дошкольного возраста предполагает:

• развивать познавательный интерес к природе, желание активно изучать природный мир;

• обогащать представления детей о природе родного края и различных природных зон, о многообразии природного мира, о взаимодействии человека и природы;

• развивать самостоятельность в познавательно-исследовательской деятельности;

• обогащать опыт практической деятельности по уходу за животными и растениями участка детского сада и уголка природы, поддерживать детей в соблюдении экологических правил, вовлекать в элементарную природоохранную деятельность;

воспитывать нравственные чувства, выражающиеся в сопереживании природе, и эстетические чувства, связанные с красотой природного мира;

воспитывать основы гуманно-ценностного отношения детей к природе.

Раскрыть перед ребенком красоту природы и научить увидеть ее – дело сложное. Для этого педагог сам должен уметь жить в гармонии с природой, а дети должны быть готовы подражать ему.

Дошкольники в силу особенностей своего возраста очень органично воспринимают все знания, которые связаны с природой. У них еще не развилось потребительское отношение к ней. Поэтому, главная задача сделать так, чтобы ощущение неразрывной связи с окружающим миром осталось на всю жизнь.

Важнейшим условием успешной реализации задач экологического воспитания в соответствии с ФГОС ДО и Примерной основной общеобразовательной программой ДО является создание развивающей предметно-пространственной среды для развития индивидуальности каждого ребенка.

ППС должно быть:

• содержательно насыщенной – включать средства обучения (в том числе технические, материалы (в том числе расходные, инвентарь, игровое оборудование, которое позволяет обеспечить познавательную, исследовательскую и творческую активность детей, экспериментирование с материалами, доступными детям, двигательную активность, участие в спортивных играх, что способствует самовыражению детей;

• трансформируемой – обеспечивать возможность изменения ППС в зависимости от образовательной ситуации, в том числе меняющихся интересов и возможностей детей;

• полифункциональной – обеспечивать возможность разнообразного использования составляющих ППС (детской мебели, ширм, мягких модулей, в том числе природных материалов) в разных видах детской активности;

• доступной – обеспечивать свободный доступ детей к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности;

• безопасной – все элементы ППС должны соответствовать требованиям по обеспечению безопасности их использования, такими как санитарно-эпидемиологические правила и нормативы и правила пожарной безопасности.

Принимая во внимание интегративные качества образовательных областей, игрушки, оборудование и прочие материалы для реализации содержания одной образовательной области могут использоваться в ходе реализации содержания других областей, каждая из которых соответствует детским видам деятельности : игровой, двигательной, коммуникативной, познавательно-исследовательской, продуктивной, восприятия художественной литературы.

При выборе методов и форм работы по экологическому образованию необходимо учитывать дидактические принципы:

• принцип научности – дети-дошкольники в пределах своих возрастных возможностей получали подлинно научные точные сведения об окружающем мире с точки зрения экологического образования;

• принцип системности – материал определенным образом упорядоченный в четкую целостную систему, он легче усваивается, чем материал разрозненный, случайный, происходит последовательное усвоение знаний, когда каждое последующее формирующееся представление вытекает из предыдущего, а вся система опирается на определенные исходные положения, выступающие как ее центральное ядро;

• принцип от простого к сложному – идти в обучении от легкого к более трудному, от уже известного к новому, неизвестному, от близкого к далекому;

• принцип соответствия возрасту – экологическое образование должно соответствовать особенностям возраста, задачам общеобразовательной и парциальной программ ДО.

В педагогическом процессе по экологическому образованию детей используются различные методы обучения, обеспечивающие активную деятельность ребенка и вызывающие развитие чувств, которые способствуют проявлению гуманного отношения к природе:

• наглядные – рассматривание картин, картинок, иллюстраций о природном мире, наблюдение, демонстрация видеоматериалов;

• словесные – рассказ воспитателя, беседа, чтение художественной литературы, викторины, экологические праздники;

• практические – элементарное экспериментирование, упражнения, труд в природе, целевые прогулки, продуктивная деятельность, работа с различными календарями;

• игровые – использование игр такого содержания: дидактические, словесные, подвижные, творческие.

Работа по экологическому воспитанию детей проводится в организованной образовательной деятельности, совместной деятельности взрослого с детьми, самостоятельной деятельности детей. Наиболее полно аспекты экологического воспитания раскрыты в Примерных основных общеобразовательных программах дошкольного образования «Детство и «Кроха»», а также в парциальных программах по экологическому воспитанию дошкольников : «Наш дом – природа», «Юный эколог», «Семицветик», «Мы – земляне», «Открой себя», «Жизнь вокруг нас», «Природа и художник», «Надежда».

Любая из этих программ интересна. К первым парциальным программам по экологическому воспитанию в детских садах относится «Юный эколог». Ее автор С. Н. Николаева.

Содержание работы по экологическому воспитанию дошкольников предусматривает разнообразные формы работы с детьми: фронтальные, индивидуальные, самостоятельная деятельность.

Основной формой обучения в детском саду является организованная образовательная деятельность. Здесь главную роль играет воспитатель.

ООД строится на принципах развивающего обучения и направлено на развитие личности ребенка в целом (умение сравнивать и обобщать собственные наблюдения, видеть и понимать красоту окружающего мира, а также на совершенствование речи дошкольников, их мышления, творческих способностей, эстетических чувств. Приоритет в обучении отдается не простому запоминанию и не механическому воспроизведению знаний, а пониманию и оценке происходящего, совместной практической деятельности воспитателя и детей.

Ведущей деятельностью для дошкольников является игра. Развивающие дидактические игры экологической направленности связаны с процессом закрепления, развития экологических знаний, умений. Экологические игры по своему содержанию различны. Наиболее распространены игры с заданиями: соотнести животных с местом (домом) их обитания – поселить животных в те или иные экосистемы (лес, водоем, болото, пустыня, отгадать где живет. Ребенок думает, что он просто играет, на самом деле он учится сравнивать, рассуждать, обобщать, мыслить, применяя имеющиеся знания в новых условиях.

Самостоятельный поиск детьми новых для них знаний рассматривается как их исследовательская деятельность, форма активности ребенка. Не все объекты и процессы, происходящие в окружающем мире, удается изучать посредством наблюдений. И тогда на помощь приходит опыт, в процессе которого искусственно создаются условия, позволяющие ответить на исследуемый вопрос.

В этом может помочь разработка различных проектов, которые могут быть как краткосрочными, так и долгосрочными. Краткосрочные более распространены в детских садах. Темы могут быть различными: «Что у нас под ногами», «Воздух-невидимка», «Как кошка языком чистит себе шерстку» и т. д. Тем не менее, и долгосрочные проекты вполне по силам детям дошкольного возраста. Тематика самая разнообразная: «Вырастим лимон», «Опыт с соленой водой», «Огород на подоконнике» и т. д.

Продуктивная деятельность моделирует предметы окружающего мира, приводит к созданию реального продукта, в котором представления о предмете, явлении получают в рисунке, конструкции, лепке, аппликации. Рисование природоохранных плакатов, сцен правильного и неправильного поведения человека в природе, конструирование, изготовление кормушек для птиц расширяет представление детей об охране природы.

Экскурсии в природу, дают возможность детям в естественной обстановке получать информацию о природных объектах и явлениях. Непосредственное общение с природой стимулирует эмоциональные проявления детей. Очень увлекательной формой экскурсионной работы можно считать путешествие по экологической тропе. На территории детского сада создается экологическая тропа. Это своеобразный кабинет в природных условиях, сочетающий в себе возможности отдыха, обучения и воспитания. В качестве объектов экологической тропы выбираются различные виды пород деревьев и кустарников, уголок нетронутой природы, березовая роща, огород, отдельно растущие лекарственные растения. Выбирая маршрут путешествия по тропе используется карта-схема. В путешествии участвует хозяин экологической тропы – сказочный лесной персонаж. Роль сказочных персонажей играют родители воспитанников.

Наряду с экскурсиями с детьми проводятся и систематические наблюдения в природе. Чаще всего они связаны с сезонными изменениями. Результаты наблюдения заносятся в календарь природы. Это позволяет легче запоминать названия птиц, цветов, деревьев, дети быстрее учатся замечать сезонные изменения в природе.

Работа с родителями по экологическому воспитанию дошкольников является одной из составных частей работы детского сада. Только опираясь на семью, только совместными усилиями можно решить главную задачу – воспитание в ребенке эмоционально-нравственного и действенного отношения к окружающему миру. Семья занимает важное место в экологическом воспитании детей. Именно в семье формируются основы духовного и культурного обмена, закладываются привычки. Родители принимают активное участие в изготовлении поделок из природного и бросового материалов, в организации выставок, посещают родительские собрания, экологические праздники, принимают участие в природоохранных акциях.

Чтобы выявить отношение родителей к вопросам экологического воспитания в семье, было проведено анкетирование родителей на тему: «Экологическое воспитание в семье». В анкетировании приняли участие 17 человек. После обработки анкет были получены следующие результаты: 100% опрошенных родителей осведомлены об экологическом воспитании детей, имеют домашних питомцев, читают детям художественную литературу о природе, наблюдают, принимают участие в природоохранных акциях, и считают, что в детском саду ребенок получает знания о природе.

Таким образом, главные аспекты экологического воспитания – разнообразие видов деятельности, интегративный подход в обучении, способствующий формированию не только экологически грамотного, но и всесторонне развитого человека.

Великий писатель Михаил Пришвин сказал: «Все прекрасное на Земле – от Солнца, а все хорошее – от человека. Рыбе – вода, птице – воздух, зверю – лес, степи, горы. А человеку нужна Родина. И охранять природу – значит охранять Родину».

Публикации по теме:

Воспитание экологического сознания и экологической культуры дошкольников в детском саду и домаВоспитание экологического сознания и экологической культуры дошкольников в детском саду и дома Воспитание экологического сознания и экологической культуры дошкольников в детском саду и дома В современном мире воспитание экологического.

«Формы и методы экологического воспитания дошкольников». Консультация для педагогов«Формы и методы экологического воспитания дошкольников». Консультация для педагогов Дети дошкольного возраста только начинают знакомиться с окружающим миром, с законами природы, животными и растениями. И большая работа.

Фотоотчет о месячнике гражданско-патриотического воспитания в детском саду «9 мая — День Победы»Фотоотчет о месячнике гражданско-патриотического воспитания в детском саду «9 мая — День Победы» В течении месяца в нашем детском саду проходил месячник гражданско-патриотического воспитания. В группе "Родничок" проводили разнообразные.

Фотоотчёт «Неделя патриотического воспитания в детском саду»Фотоотчёт «Неделя патриотического воспитания в детском саду» Фотоотчёт"Неделя патриотического воспитания в детском саду" Любовь Майорова Вторая младшая группа «Любовь к родному краю, родной культуре,.

Консультация «Дидактическая игра как средство экологического воспитания дошкольников» Человек - часть природы, он не может жить вне ее, не может нарушать законы, по которым существует окружающий его мир. Только научившись.

Консультация для воспитателей «Огород в детском саду как одна из форм трудового воспитания дошкольников»Консультация для воспитателей «Огород в детском саду как одна из форм трудового воспитания дошкольников» Дошкольное детство - этап формирования личности человека, становление ценностного отношения к окружающему миру. В этот период закладывается.

Организация ручного труда дошкольников как творческой деятельности в системе трудового воспитания в детском садуОрганизация ручного труда дошкольников как творческой деятельности в системе трудового воспитания в детском саду Наши дети любят играть. Мы сделаем игру своими руками из бумаги. Оригами – это увлекательное и полезное занятие. Научимся делать из бумаги.

Проектная деятельность в детском саду «Сказка как средство нравственного воспитания детей» АКТУАЛЬНОСТЬ В настоящее время мы все чаще наблюдаем примеры детской жестокости, агрессивности по отношению друг другу, по отношению к близким.

Сценарий проведения экологического показа мод в детском саду «Экомода»Сценарий проведения экологического показа мод в детском саду «Экомода» Эко-Мода 2022 Звучит тематическая музыка, участники конкурса находятся за кулисами (В музыкальном зале) Все гости располагаются в зрительном.

Консультация для педагогов ДОУ «Теоретические представления о педагогической системе Марии Монтессори»Консультация для педагогов ДОУ «Теоретические представления о педагогической системе Марии Монтессори» Современная образовательная система претерпевает изменения и отходит от традиционной догматической модели обучения. Приоритетными становятся.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация «Теоретические аспекты экологического воспитания в детском саду»
Опубликовано: 17 января 2023 в 12:18
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация «Теоретические аспекты экологического воспитания в детском саду»» (включая файлы) размещена пользователем Нина Козловская (УИ 3098858) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Календарь
14 января 2025 вторник
Празднуем Старый Новый год по сценарию
Праздник логических игр и головоломок
15 января 2025 среда
Изучаем и кормим зимующих птиц
Клеем, лепим и рисуем зимние шапочки
Катаемся на лыжах, коньках и санках!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД