Галина Мансурова
Консультация «Развитие речи ребенка через художественное слово»
▼ Скачать + Заказать документы
Много веков назад, когда ещё не было письменности, возникло устное народное творчество, выполняющее ту же роль, какую в дальнейшем выполняла художественная литература. Для детей народ создал замечательные песенки, потешки, загадки, поговорки. Разнообразные по содержанию, они не утратили своего воздействия на ребёнка, на развитие его речи и в наши дни. По словам А. П. Усовой "словесное русское народное творчество заключает в себе поэтические ценности". Его влияние на развитие речи детей неоспоримо. С помощью художественного слова можно решать практически все задачи методики развития речи, и можно и нужно использовать этот богатейший материал, отобрав доступный детям по содержанию и языку.
Публикация «Консультация „Развитие речи ребенка через художественное слово“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Консультации, рекомендации
- Темочки
Пословицы и поговорки – особый вид устной поэзии, веками шлифовавшейся и впитавшей в себя трудовой опыт многочисленных поколений, они передают отношение народа к тому или иному предмету или явлению. Весьма важно, чтобы пословицы или поговорки произносились выразительно, с разной интонацией (с удивлением, осуждением, сожалением, радостью, удовлетворением, размышлением, утверждением и т. п., а также сопровождались жестами, мимикой. Это помогает осмыслить суть пословицы и побуждает к желаемому поступку. Таким образом, использование малых форм фольклора на занятиях и в повседневной жизни активизирует речь ребенка, способствует развитию умения ясно формулировать свои мысли, помогает лучше понять правила житейской мудрости: «Худо тому, кто не делает добра никому», «Любишь кататься, люби и саночки возить».
Используя в своей речи пословицы и поговорки дети учатся ясно, лаконично, выразительно выражать свои мысли и чувства, интонационно окрашивая свою речь, развивается умение творчески использовать слово, умение образно описать предмет, дать ему яркую характеристику.
Загадка – одна из малых форм устного народного творчества, в которой в предельно сжатой, образной форме даются наиболее яркие, характерные признаки предметов или явлений. Разгадывание загадок развивает способность к анализу, обобщению, формирует умение самостоятельно делать выводы, умозаключения, умение четко выделить наиболее характерные, выразительные признаки предмета или явления, умение ярко и лаконично передавать образы предметов, развивает у детей "поэтический взгляд на действительность». Загадки обогащают словарь детей за счет многозначности слов, помогают увидеть вторичные значения слов, формируют представления о переносном значении слова, они помогают усвоить звуковой и грамматический строй русской речи
Предметность, конкретность загадки, направленность на деталь делают ее отличным приемом дидактического воздействия на детей. Лучше предложить детям загадки в начале занятий, наблюдений, бесед, в таком случае загадка вызывает интерес и дает повод для более подробного разговора об интересующем нас объекте или явлении. Данные формы фольклора вносят определенную "живинку" в занятия, они заставляют по-новому взглянуть на те или иные предметы, увидеть необычное, интересное в давно примелькавшихся вещах:
Для кудрей и хохолков В белом сарафане
Целых двадцать пять зубков, Стала на поляне,
И под каждым под зубком Летели синицы,
Лягут волосы рядком. (Расческа). Сели на косицы. (Береза).
Не лает, не кусает, В гору бегом,
А в дом не пускает. (Замок). А с горы кувырком. (Заяц).
Пришла без касок и без кисти Идут, идут,
И перекрасила все листья. (Осень) А с места не сойдут. (Часы).
Остроумная и занимательная форма загадки позволяет обучать рассуждению и доказательству легко и непринужденно. У детей появляется живой интерес, они стараются самостоятельно анализировать текст загадки, что говорит об умении искать и находить пути решения задачи.
Сознательное отношение детей к отгадыванию загадок, к подбору доказательств развивает самостоятельность и оригинальность мышления. Это бывает особенно при разгадывании и объяснении тех загадок, содержание которых можно трактовать по-разному. В таких случаях рекомендуют не добиваться от детей традиционной отгадки, а, видя правильный ход их рассуждений, подчеркнуть возможность разных ответов и поощрить их.
Рекомендуется иметь в запасе несколько загадок об одном предмете, явлении, чтобы показать детям, что найденные ими образы, выражения не единичны, что существует много возможностей сказать по-разному и очень емко и красочно об одном и том же. Овладение навыками описательной речи идет успешнее, если наряду с загадками в качестве образцов берутся литературные произведения, иллюстрации, картины.
Посредством загадки у детей развивается чуткость к языку, они учатся пользоваться различными средствами, отбирать нужные слова, постепенно овладевая образной системой языка.
Народные песенки, потешки, также представляют собой прекрасный речевой материал, который можно использовать на занятиях по развитию речи детей дошкольного возраста. Так, при формировании грамматического строя речи, обучая детей образованию однокоренных слов, возможно использовать. Например, потешку про "заиньку", где однокоренными словами будут: зайка – заинька, серенький – серый.
С помощью потешек и песенок возможно развивать фонематический слух, так как они используют звукосочетания – наигрыши, которые повторяются несколько раз в разном темпе, с различной интонацией, при чем исполняются на мотив народных мелодий. Все это позволяет ребенку вначале почувствовать, а затем осознать красоту родного языка, его лаконичность, приобщают именно к такой форме изложения собственных мыслей, способствует формированию образности речи дошкольников, словесному творчеству детей.
Пение развивает музыкальный слух, чувство ритма, память ребёнка, позволяет малышу выразить чувства, объединяет ребёнка и взрослого общим настроением, помогает глубже воспринимать музыку.
Кроме этого, пение является прекрасной формой дыхательной гимнастики, укрепляет голосовой аппарат и способствует правильному произношению. При регулярном разучивании песенок дети подпевают лёгкие песенки в двух - трёхлетнем возрасте, а к пяти годам будут помнить - узнавать и подпевать - около 100 песенок. Одну и ту же песенку рекомендуется повторять много раз, сочетая, по возможности, пение и движение, пение и показ игрушек. Дети легче осваивают несложные движения и действия под музыку. Они сперва начнут повторять за педагогом действия или движения (баюкать куклу, играть на соответствующих инструментах, и лишь со временем – сопровождать свои действия проговариванием или подпеванием.
Потешки лаконичны и четки по форме, глубоки и ритмичны. С их помощью дети учатся четкому и звонкому произношению, проходят школу художественной фонетики. Они могут быть использованы для развития гибкости и подвижности речевого аппарата ребенка, для формирования правильного произношения звуков речи, для усвоения произношения трудно сочетаемых звуков и слов, для освоения ребенком интонационных богатств и различного темпа речи. Так с помощью фольклора дети учатся выражать ту или иную интонацию: огорчение, нежность и ласку, удивление, предупреждение.
Для выработки хорошей дикции, отчетливого и ясного произношения рекомендуется использовать упражнения на звукоподражание. Воспитатель читает потешку, дети включаются и произносят отдельные звуки, слова или звукосочетания. Учитывая содержание текста, ритмические или выразительные его особенности, как и в работе со скороговорками, детям предлагаются различные варианты заданий: изменить силу голоса, темп речи, более ярко выразить вопросительную или восклицательную интонацию, передать какое-либо намерение. Например:
"Наши уточки с утра:
Кря – кря – кря…"
Педагогическая задача при воспроизведении данного текста – привлечь ребенка к звукоподражанию, имитировать голоса птиц. Обратить внимание детей на различную силу звучания их голосов: петушок поет громко, громче всех, гуси тоже гогочут громко, утки крякают отрывисто, как и гуси, но не столь громко и т. д. Таким образом, в своей работе нужно стараться использовать все возможности художественных произведений для развития звуковой культуры речи ребенка.
Колыбельные песни, по мнению народа – спутник детства. Они на ряду с другими жанрами заключают в себе могучую силу, позволяющую развивать речь детей дошкольного возраста. Колыбельные песни обогащают словарь детей за счет того, что содержат широкий круг сведений об окружающем мире, прежде всего о тех предметах, которые близки опыту людей и привлекают своим внешним видом, например, "заинька".
Грамматическое разнообразие колыбельных способствует освоению грамматического строя речи. Обучая детей образовывать однокоренные слова, можно использовать эти песни, так как в них создаются хорошо знакомые детям образы, например образ кота. При чем это не просто кот, а "котенька","коток", "котик", "котя". К тому же положительные эмоции, связанные с тем или иным с колыбели знакомым образом, делают это освоение более успешным и прочным.
Колыбельные песни, как форма народного поэтического творчества, позволяют запоминать слова и формы слов, словосочетания, осваивать лексическую сторону речи.
Невзирая на небольшой объем, колыбельная песня таит в себе неисчерпаемый источник воспитательных и образовательных возможностей.
Особую значимость имеет художественное слово в адаптационный период ребенка в детском саду. Он скучает по дому, маме, еще не может хорошо общаться с другими детьми, взрослыми. Хорошо подобранная, с выразительностью рассказанная потешка порой помогает установить контакт с ребенком, вызвать у него положительные эмоции, симпатию к пока еще малознакомому человеку – воспитателю. Ведь многие народные произведения позволяют вставить любое имя, не изменяя содержания. Это вызывает у ребенка радость, желание повторить их.
Для полного использования развивающего потенциала потешек предлагается применять их в режимных моментах с целью создания благоприятной речевой среды, так как это одно из условий речевого развития детей. Помогают потешки при подготовке ко сну:
Баю, баюшки, баю,
Баю куколку мою
Спи, дитятко, почивай,
Свои глазки закрывай.
И во время одевания на прогулку:
Дождик, дождик,
Что ты льешь?
Погулять нам не даешь.
И во время умывания:
Чистая водичка
Умоет Саше личико,
Анечке- ладошки,
А пальчики- Антошке.
И в процессе игровой деятельности:
Ротик- клюковка,
Носик- пуговка,
Глазки- луковки,
Дочка моя- куколка.
Полезно художественные произведения сопровождать действиями или, наоборот, действия сопровождать чтением, обыгрывать их. Важно лишь удачно подобрать их и эмоционально рассказать, чтобы ребенок чувствовал отношение взрослого к описываемым ситуациям. Например, причесывая девочек и заплетая косы, чтобы вызвать радостное настроение,можно сопровождать этот процесс словами потешки:
Рости коса до пояса,
Не вырони ни волоса.
Расти, косонька, до пят –
Все волосыньки в ряд.
Расти, коса, не путайся,
Маму, дочка, слушайся.
Все это помогает детям запомнить и воспроизводить в дальнейшем веселую потешку, а затем использовать ее во время сюжетно – ролевых игр. Это значительно обогащает словарь детей, делает их речь эмоционально выразительной. Практика показывает, что для всестороннего развития детей особое значение приобретают игры – забавы с использованием художественного слова. Нужно стараться вводить в игры хорошо известные детям потешки, чтобы дать возможность проявить речевую активность. Например, дидактическая игра "Узнай потешку"(по содержанию картинки надо вспомнить произведение). Такие игры помогают закрепить навыки интонационной выразительности, умение передавать особенности действий различных персонажей.
Также рекомендуется использовать фольклорные элементы в театрализованной деятельности (игры – драматизации, концерты, праздники, где у детей закрепляется умение рассказывать, активизируется словарь, вырабатывается выразительность и четкость речи.
Созданный народом язык изобилует образными разговорными формами, выразительной лексикой. Это богатство родного языка может быть донесено до детей и с помощью народных игр. Содержащийся в них фольклорный материал способствует овладению родной речью. Например, игра – забава "Ладушки - хлопушки", где взрослый задает вопросы, а ребенок отвечает, сопровождая свои ответы имитационными движениями. В процессе игр – забав, не только развивается речь, но и мелкая моторика, что готовит руку ребенка к письму.
Различные литературные жанры требуют разного характера передачи. Детям младшего дошкольного возраста предпочтительнее рассказывать сказки, а не читать их по книге: это усиливает эмоциональное воздействие, что, в свою очередь, способствует пониманию основного смысла сказки. Когда воспитатель смотрит не в книгу, а на детей, он как бы разговаривает с каждым ребенком и этим воспитывает очень важное умение слушать и понимать монологическую речь.
Если сказка по содержанию невелика, можно рассказать ее два и даже три раза, а можно повторить только самые яркие места. После рассказывания рекомендуется предложить детям вспомнить наиболее интересные моменты и повторить их словами сказки. Например, после прослушивания сказки «Маша и медведь» можно спросить: «Что говорил медведь, когда он хотел съесть пирожок?» Дети, подражая воспитателю, низким голосом отвечают: «Сяду на пенек, съем пирожок». Вопрос: «А что Машенька отвечала медведю?» — побуждает их вспомнить слова: «Вижу, вижу! Не садись на пенёк, не ешь пирожок! Неси бабушке, неси дедушке!»
Повторяя эти строчки, дети лучше усваивают содержание сказки и учатся интонационно передавать слова ее героев.
И пусть пока они повторяют интонации воспитателя. Это закладывает основы для самостоятельного развития интонационной выразительности в более старшем возрасте, родные сказки дают образцы ритмической речи, знакомят с красочностью и образностью родного языка. Малыши легко и быстро запоминают такие образы, как петушок — золотой гребешок, козлятушки-ребятушки, коза-дереза и т. п. Повторение песенок действующих лиц народных сказок, имен героев закрепляет эти образные слова в сознании детей, и они начинают использовать их в своих играх.
Для чтения младшим дошкольникам рекомендуются небольшие рассказы и стихотворения. Стихотворения для малышей, такие, как «Игрушки» А. Барто, «Мой Мишка» З. Александровой, воспитывают у маленьких слушателей чувство симпатии, положительные эмоции. Их несложное содержание, близкое личному опыту ребенка, выражено в простой и доступной форме: смежная рифма, короткие стихотворные строчки. Повторяя их, дети улавливают созвучность строк, музыкальность стиха, легко воспринимают, а затем и запоминают все стихотворение.
Детей особенно привлекают стихотворные произведения, отличающиеся четкой рифмой, ритмичностью, музыкальностью. При повторном чтении дети усваивают смысл стихотворения, утверждаются в чувстве рифмы и ритма, запоминают отдельные слова и выражения и тем обогащают свою речь.
В младшем возрасте большое значение имеет воспитание звуковой культуры речи: при чтении стихов нужно научить малышей произносить их не спеша, четко выговаривая каждое слово. У детей есть привычка ставить ударения на рифмующихся словах, поэтому воспитатель особенно точно должен расставить логические ударения и добиваться, чтобы и дети произносили стихотворение правильно.
После чтения рассказов и стихотворений, содержание которых близко и доступно каждому ребенку, можно напомнить детям аналогичные факты из их собственной жизни. Например, после чтения рассказа Н. Забили «Ясочкин садик» спросить у детей, играют ли они со своими игрушками в детский садик и как играют или с кем. Прочитав стихотворение Е. Благининой «Вот какая мама», воспитатель может задать вопрос: «Оля, а как твоя мама наряжала тебя к празднику?»
Пусть, отвечая на эти вопросы, дети строят свое высказывание только из одного-двух простых предложений, но это уже подготовка к последующему развитию связной речи. Конечно, много вопросов малышам задавать не следует, но два-три вопроса, выясняющих, как они поняли содержание произведения, какие слова запомнили, и как это содержание связывается с личным опытом ребенка, задать надо.
Повторяя текст, дети вначале подражают выразительности воспитателя, но потом начинают проявлять некоторую самостоятельность в использования интонаций, пауз, передавая этим свое отношение к рассказу, свои чувства и настроения.
Запоминание стихов и сказок оказывает большое влияние на развитие словаря детей. Надо стремиться к тому, чтобы слова, услышанные детьми на занятии, входили в их активный словарь. А для этого следует чаще повторять эти слова в самых разнообразных сочетаниях, иначе малыш воспримет новые слова просто как сочетание звуков, не постигнув их значения. Задача воспитателя — научить детей понимать слова, которые они произносят, показать, как их можно употреблять в сочетании с другими словами.
В практике работы иногда встречается такой подход к ознакомлению с художественной литературой: педагог выразительно, эмоционально читает сказку или стихотворение и на этом «ознакомление» заканчивает. Дети, возможно, и хорошо поняли смысл прочитанного, но чтение не разовьет их мысли, содержание произведения и слова, которые они услышали, быстро забудутся. Конечно, очень важно соблюдать чувство меры, но работа над произведением, дальнейшее повторение слов и выражений, которые дети запомнили и усвоили, совершенно необходимы.
Все малыши быстро запоминают строчки из стихотворения К. И. Чуковского «Мойдодыр»: «Да здравствует мыло душистое!» А вот слово душистое (или душистый, душистая) в разговорной речи ими почти не употребляется. Причина в том, что дальнейшей работы с этим словом не было. А такая работа нужна. Например, после занятия, на котором дети услышали слово душистое, можно спросить, почему мыло названо душистым. Если они затрудняются ответить, нужно объяснить, что мыло приятно пахнет, а когда умываются им, то и руки становятся душистыми. На прогулке надо дать детям понюхать цветок и спросить, приятно ли он пахнет. Затем задать вопрос: «А каким словом можно сказать про цветок, который приятно пахнет?» (Душистый.) Закрепить это слово можно в последующие дни, показав разные цветы и назвав их душистыми.
После чтения рассказа К. И. Чуковского «Цыпленок» можно спросить: «Какой был цыпленок?» (Маленький, желтый, пушистый.) «А какая была его мама?» (Большая, добрая, ласковая.)
Если после каждого занятия повторять, закреплять слова, преподносить их в самых разнообразных сочетаниях, дети будут усваивать словарь и строй родной речи, расширится их активный словарь, и они начнут свободнее оперировать этими словами в своей речи.
Правильный анализ литературного произведения делает художественную речь достоянием самого ребенка, и в последующем он будет осознанно использовать ее средства, особенно в таких видах деятельности, как самостоятельное рассказывание.
При чтении стихотворений педагог, выделяя ритмичность, музыкальность, напевность стиха, подчеркивая образные выражения, развивает у своих воспитанников способность замечать красоту и богатство родного языка.
Обращая внимание детей на четкость и отчетливость произнесения звуков и слов, педагог развивает звуковую культуру детской речи, стремится, чтобы эти навыки были перенесены и в обычную разговорную речь.
Например, после чтения стихотворения С. Маршака «Усатый-полосатый» спросить: «Почему так назван котенок?» Чтобы детям легче было ответить, можно рассмотреть игрушку-котенка, показать, какие у него усы, в повторить слова усатый-полосатый. А затем задать другой вопрос: «А как еще можно сказать про котенка? Какой он?» (Мягкий, пушистый, веселый, озорной, забавный.)
Такое закрепление расширяет понятия детей о данном предмете. Они также видят, что слова, относящиеся к одному предмету или существу, можно применить и к другому. Так происходит активное усвоение слов и понятий. Если к тому же повторять закрепляемые слова, показывая картинку, игрушку, предмет, к которым данные слова относятся, они надолго войдут в активный словарь ребенка.
При этом следует помнить, что если после чтения литературного произведения надо закрепить название предмета, то подобранные предметы, картинки или игрушки должны быть привлекательными для детей; если закрепляется качество предмета, то оно должно отчетливо выделяться.
Таким образом, ознакомление детей с художественным словом влияет на всестороннее развитие речи: звуковую культуру, грамматический строй, словарь. Уже с младшего возраста закладываются основы развития связной речи. Это необходимо для последующего восприятия более сложных произведений.
Художественное творчество — большое искусство слова. Чёткая, стройная композиция, увлекательная фантазия, яркие образы, выразительный и предельно лаконичный язык, волшебное очарование, законченность сюжета делают эти произведения высоко художественными по форме. Они всегда будут пользоваться большой любовью детей. По меткому определению К. Д. Ушинского, народное творчество помогает "выломать язык ребенка на русский лад". Оно является богатейшим материалом для развития звуковой культуры речи. Развивая чувство ритма и рифмы, педагоги с помощью художественного слова готовят ребенка к дальнейшему восприятию поэтической речи и формируют интонационную выразительность и образность его речи.
Литература
1. Бухвостова С. С. Формирование выразительной речи у детей старшего дошкольного возраста. –Курск: Академия Холдинг, 1976. –178с.
2. Загрутдинова М., Гавриш Н. Использование малых фольклорных форм // Дошк. воспитание. -1991.-№9.-С. 16-22.
3. Илларионова Ю. Г. Учите детей отгадывать загадки. –М. : Просвещение,1976. –127с.
4. Криницына Н. Дети любят потешки // Дошк. воспитание. -1991.-№11.- С. 16-17.
5. Клименко Г. Использование пословиц и поговорок в работе с детьми
(подготовительная к школе группа) // Дошк. воспитание. -1983.-№5.- С. 34-35.
6. Орлова Н. Использование пословиц и поговорок в работе с детьми // Дошк. воспитание. -1984.-№4.-С. 8-11.
7. Усова А. П. Русское народное творчество в детском саду. -М. :Просвещение, 1972. –78с.
8. Ушакова О., Струнина Е. Методики выявления уровня речевого развития детей старшего дошкольного возраста // Дошк. воспитание. - 1998.-№9.-С. 71-78.