Екатерина Кретинина
Консультация «Средства педагогического общения»
▼ Скачать
Средства общения – способы передачи информации и выражения отношений между партнерами в процессе их взаимодействия.
Педагогическое воздействие должно способствовать тому, чтобы:
Во-первых, инициировать активность ученика, поскольку только активная личность способна познать окружающий мир и развить свои задатки;
Во-вторых, помочь ученику овладеть способами организации музыкальной деятельности и взаимодействия с миром музыки;
В-третьих, содействовать осмыслению творческого "Я" ученика в его связях с окружающим миром, предоставить ему возможность самостоятельно принимать решения и самому нести за них ответственность.
Публикация «Консультация „Средства педагогического общения“» размещена в разделах
Средствами педагогического общения выступают различные воздействия со стороны учителя, определяющие характер его отношений с учащимися. Педагогическое воздействие, как правило, соответствует целям и задачам, на которые ориентирован учитель. Если целью педагога является установление демократических отношений со своими учениками, то его воздействия не должны носить авторитарного характера, не должны оскорблять достоинства учащихся.
М. И. Лисина выделяет 3 основных категории средств общения :
- экспрессивно-мимические средства (улыбка, взгляд, мимика, выразительные движения рук и тела, выразительные вокализации);
- предметно-действенные средства (локомоторные и предметные движения, позы, используемые для целей общения, приближение, удаление, вручение предметов, позы, выражающие протест);
- речевые средства общения (высказывания, вопросы, ответы, реплики).
Также можно выделить:
а. в зависимости от средств общение :
- непосредственное (осуществляется с помощью естественных органов, данных человеку природой: рук, головы, туловища, голосовых связок и т. п.);
- опосредованное (связано с применением специальных средств и орудий для организации общения, и обмена информацией между людьми);
- прямое (партнеры взаимодействуют лицом к лицу, т. е. "здесь и сейчас", лично участвуют в самом акте общения);
- косвенное (осуществляется через посредника; партнеры лично не видят и не слышат друг друга, а передают информацию через третье лицо, выступающее в роли посредника);
- вербальное (информация между участниками общения передается посредством речи, то есть словесным путем);
- невербальное (не предполагает использования звучащей речи в качестве средства общения; общение с помощью взглядов, жестов, мимики и других невербальных сигналов).
б. по контингенту участников:
- межличностное;
- межгрупповое;
- личностно-групповое.
в. по способу передачи информации:
- познавательная;
- эмоциональная;
- оценочная.
г. по длительности общения :
- кратковременное (позволяет узнать своего партнера, решить актуальные для данного общения задачи; прекращается сразу после того, как задача решена);
- длительное (в его время «оба партнера» проходят несколько стадий общения, достигая продуктивности, создавая коллектив единомышленников).
По осанке ученика (сгорбленной или распрямленной, по его походке (шаркает ногами или чеканит шаг, по выражению его лица (хмурому или сияющему в улыбке) учитель может довольно легко понять состояние ребенка и выбрать нужную для данной ситуации тактику своего взаимодействия с ним.