МААМ-картинки

Консультация «Создание условий для формирования социально — коммуникативной компетентности у дошкольников с ТНР»

Плотникова Анастасия
Консультация «Создание условий для формирования социально — коммуникативной компетентности у дошкольников с ТНР»

В настоящее время дошкольное образование, являясь первой ступенью непрерывного образования, ставит перед собой цель полноценного овладения ребенком набором компетентностей. Коммуникативная компетентность и ее формирование находятся в центре внимания педагогов из-за её значимости во всех сферах жизнедеятельности каждого человека. В современном обществе предъявляются высокие требования к коммуникативной деятельности, необходимости воспитания творческой личности, которая сможет находить решения в различных жизненных ситуациях, грамотно выражать свои мысли, мыслить нестандартно.

___

Публикация «Консультация „Создание условий для формирования социально — коммуникативной компетентности у дошкольников с ТНР“» размещена в разделах

Коммуникативная компетентность определяется как способность ориентироваться в различных ситуациях общения, основываясь на знания, навыки, умения, чувственный и социальный опыт индивида в сфере межличностного взаимодействия.

___

Коммуникативные способности - это индивидуальные психологические особенности личности, обеспечивающие взаимодействие между людьми в процессе общения и выполнения какой-либо деятельности.

___

Коммуникативная инициатива – включенность ребенка во взаимодействие со сверстниками, где развивается эмпатия, коммуникативная функция речи.

Через взаимодействие с людьми, человек, а в частности, ребенок, удовлетворяет свою важнейшую потребность — потребность в общении, совершенствует психические и когнитивные возможности и выходит на более высокий уровень в своем развитии.

___

Что побуждает ребенка вступить в общение?

Причины вступать в общение связаны с тремя главными потребностями ребенка:

- потребность во впечатлениях,

- потребность в активной деятельности,

- потребность в признании и поддержке.

___

Для успешного формирования коммуникативных навыков и инициативы должны быть обеспечены следующие психолого-педагогические условия :

• уважение педагогов к человеческому достоинству воспитанников, формирование и поддержка их положительной самооценки, уверенности в собственных возможностях и способностях;

• использование в образовательном процессе форм и методов работы с детьми, соответствующих их психолого-возрастным и индивидуальным особенностям;

• построение образовательного процесса на основе взаимодействия взрослых с детьми, ориентированного на интересы и возможности каждого ребёнка и учитывающего социальную ситуацию его развития;

• поддержка педагогами положительного, доброжелательного отношения детей друг к другу и взаимодействия детей в разных видах деятельности;

• поддержка инициативы и самостоятельности детей в специфических для них видах деятельности;

• возможность выбора детьми материалов, видов активности, участников совместной деятельности и общения;

• построение взаимодействия с семьями воспитанников в целях осуществления полноценного развития каждого ребёнка, вовлечение семей воспитанников непосредственно в образовательный процесс.

___

• Деятельность педагогов по обеспечению необходимых условий для коммуникативного развития детей включает:

• организацию предметно-пространственной среды;

создание для детей ситуаций коммуникативной успешности;

• стимулирование коммуникативной деятельности детей, в том числе с использованием проблемных ситуаций;

потребность в активной деятельности,

- потребность в признании и поддержке.

Исследования в области логопедии и логопсихологии, а также собственный многолетний опыт показывают, что формирование коммуникативной компетенции (как вербальной, так и невербальной, у детей с тяжелыми нарушениями речи затруднено.

Особенности коммуникативной компетентности детей старшего дошкольного возраста с ТНР :

• снижение потребности в общении, несформированность способов коммуникации (диалогической и монологической речи, незаинтересованность в контактах, неумение ориентироваться в ситуации общения и негативизм.

• низкая речевая активность и недостаточная критичность к своему дефекту;

• наличие фразовой речи с элементами недоразвития лексики, грамматики и фонетики;

• словарный запас ниже, чем у детей без речевой патологии;

• неточное понимание и употребление обобщенных понятий, слов с абстрактным и отвлеченным значениями;

• трудности в воспроизведении слов и фраз сложной слоговой структуры;

• нарушение фонематического восприятия.

___

Поэтому дети часто не понимают друг друга, не могут вести разговор с друзьями, вступают в конфликты и затрудняются разрешить его мирным путём, не стремятся к сотрудничеству. Также используют и понимают более простые средства невербального общения (мимика, взгляды, которые характерны для детей раннего возраста, тогда как сверстники с нормальным речевым развитием пользуются в процессе общения преимущественно речью.

На общение влияет и проявление тревожности у детей с ТНР. Речь их может быть, как очень быстрой, торопливой, так и замедленной, затрудненной. Тревожные дети нередко имеют вредные привычки невротического характера.

___

Особую важность и актуальность развитие вербальной коммуникации приобретает в старшем дошкольном возрасте. Одним из основных направлений коррекционно-образовательной деятельности должно стать формирование коммуникативной инициативы. Коррекционно-развивающая работа должна быть направлена на развитие:

• сенсорных и моторных функций;

• вербальной коммуникации;

• невербальной коммуникации;

• эмоционально-волевой сферы;

формирование черт гармоничной и не закомплексованной личности.

___

Основой для построения общения в процессе занятий должна выступать предметно-практическая деятельность детей по освоению и познанию окружающего мира, а также их учебная деятельность.

Ведущим видом деятельности дошкольника является игра. Игра создаёт реальные условия для развития коллективной деятельности, основу для проявления чувств и эмоций детей, их коррекции.

Особое значение игра приобретает в коррекционном процессе воспитания и обучения детей с речевыми нарушениями, поскольку она необходима в качестве основы для формирования у детей коммуникативной инициативы и компетентности.

___

Какие основные компоненты коммуникативной компетентности дошкольников могут сформировать у детей игры?

• сотрудничество с взрослыми и сверстниками;

• распознавание эмоциональных переживаний и состояний окружающих;

• умение выражать собственные эмоции вербальным и невербальным способом;

• воспринимать и понимать (перерабатывать) информацию;

• умение слушать и слышать;

коммуникативные навыки :

• А главное, стимулирует необходимость говорить самому.

___

Формирование речевой коммуникации включает три этапа.

___

• На 1-ом этапе (содержательном) у детей формируется так называемое коммуникативное ядро, которое составляет языковые знания и первичные умения общения. Приоритетными на этом этапе являются умения воспринимать на слух речевые конструкции, понимать их и адекватно вербально реагировать. В это время целесообразно проводить работу, направленную на формирование простых вопросно-ответных комплексов.

___

В имитационных упражнениях грамматическая структура задана, ее следует повторять без изменения. Например, повторите и выполните действия (повторите, выполняя); повторите хором, по цепочке, в парах, рядах.

Например, сообщи: – Кто нарисовал картинку? – .

. (Я нарисовал картинку).

Подстановочные упражнения используются для закрепления речевого материала, выработки автоматизма в употреблении в аналогичных ситуациях.

Уточни: – Я рисую дом. А ты? –. (А я рисую цветы).

Трансформационные упражнения дают возможность формировать навыки замены, сокращения или расширения заданных структур в речи.

Согласись, или не согласись: – Весной птицы улетают на юг. Верно? –. (Нет. Весной птицы прилетают с юга).

___

• На 2-ом этапе (процессуальном) осуществляется овладение новыми средствами общения (фонетическими, лексическими. грамматическими, применение полученных знаний в учебных условиях общения.

___

В результате многократного повторения конкретного умения возникают речевые навыки. Дошкольники учатся высказываться не только об увиденном или услышанном, но и о прочитанном. Речевое взаимодействие на этом этапе нацелено на создание и закрепление несложных видов диалога.

___

Второй этап включает задания, позволяющие дошкольникам проявлять инициативу и личные способности. Например, Я вчера катался на лыжах. А ты? – А я играл в снежки.

___

• На 3-ем этапе (рефлексивном) осуществляется систематизация приобретенных ранее знаний, умений и навыков и их дальнейшее совершенствование.

Третий этап – творческие задания, адекватные естественному общению, которые предполагают возможность свободно конструировать высказывания и переносить их в другие ситуации. Например,

• задания, в которых предполагается создание самостоятельных высказываний, увеличение объема высказываний и количества сформированных умений.

• Проигрывание проблемных ситуаций позволяет обыграть ситуации, доступные и близкие дошкольникам, и в совместном обсуждении вывести правила поведения.

• Так, например, проблемная ситуация «Ваня построил дом» отражает конфликтную ситуацию, с которой дети сталкиваются повседневно: мальчик сломал дом, построенный другими детьми. При совместном обсуждении данной ситуации необходимо подвести детей к решению конфликтов и разработать модель поведения, обыграв ее в игровой ситуации.

___

• Педагог подбирает ситуации, различные по сложности, в соответствии с целью занятия, особенностями речевого развития воспитанников с ТНР. Например, педагог предлагал следующую ситуацию: «Ты потерял свою игрушку, подойди к детям и спроси, не видели ли они ee».

• Более сложными являются задания, в которых детям предлагается лишь тема для разговора, четкого распределения ролей, смысловых языковых подсказок собеседникам не дается. Предлагаются следующие ситуации: «Ты пришел в группу детского сада, познакомься с детьми и расскажи о себе»; «В детский сад пришел новенький (-ая-). Ты хочешь познакомиться с ним (с ней?»; «В гости к Диме пришел Игорь. Дима предлагает Игорю посмотреть интересную книжку с картинками, рассказывает, о чем она».

___

Виды проблемных ситуаций:

• Моделирование проблемных ситуаций с заданным сюжетом. В этом случае детям предлагается готовое решение проблемы.

Например, три друга хотят играть в «гонки», но у них только две машинки. Они договорились между собой по-хорошему, не поссорившись.

• 2. Моделирование проблемных ситуаций с неоконченным сюжетом. Детям предлагается придумать, чем закончился сюжет и разыграть ситуацию.

Например, на улице Иван встретил своего друга, который долго не ходил в детский сад. О чем Иван спросил друга? Что тот ответил?

___

• 3. Моделирование реальных ситуаций. На занятиях и в свободное от занятий время моделируются различные варианты речевого общения: знакомство с взрослым в группе, на улице, предложение по поддержанию беседы с незнакомым взрослым, обращение с просьбой, вопросом к взрослому.

• 4. Моделирование игровых ситуаций. Ситуации создаются на занятиях или во время одевания на прогулку. Детям предлагается спросить у прохожих о погоде, о играх на прогулке. Сначала детям предлагаются образцы вопросов-просьб. Затем дети делают это самостоятельно.

___

Моделирование и совместное проигрывание разных ситуаций общения первоначально проходит при участии педагога, который предлагает и показывает речевой образец, сопровождая его соответствующими невербальными средствами, следит за его точным воспроизведением. Педагог отрабатывает с детьми речевое и неречевое поведение в данной ситуации. Тем самым у детей формируются навыки общения в различных ситуациях: со сверстниками, взрослым и другими окружающими людьми.

___

Таким образом, основной коррекционный эффект состоит в специальном обучении дошкольников с ТНР планированию коммуникативных действий с учётом конкретной жизненной ситуации.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Театрализованная деятельность как средство развития социально-коммуникативной компетентности детей раннего возрастаТеатрализованная деятельность как средство развития социально-коммуникативной компетентности детей раннего возраста Театр – это волшебный край,в котором ребенок радуется, играя,а в игре он познает мир! Театрализованная деятельность позволяет решать многие.

Формирования коммуникативной компетентности детей старшего дошкольного возраста.Формирования коммуникативной компетентности детей старшего дошкольного возраста. Работая с детьми старшего дошкольного возраста, замечаешь, что коммуникативная деятельность представлена через межличностные отношения детей,.

Консультация для педагогов «Создание условий для эмоционального благополучия детей дошкольного возраста»Консультация для педагогов «Создание условий для эмоционального благополучия детей дошкольного возраста» Внимание к проблеме эмоционального благополучия у дошкольников, привлечено тем, что с каждым годом появляется все больше дошкольников.

Консультация для воспитателей «Создание условий для свободной самостоятельной деятельности детей»Консультация для воспитателей «Создание условий для свободной самостоятельной деятельности детей» Развитие творческих способностей, эстетическое развитие дошкольника, формирование базиса его личностной культуры не может быть ограничено.

Консультация для воспитателей «Создание условий для эмоционального благополучия ребенка в группе».Консультация для воспитателей «Создание условий для эмоционального благополучия ребенка в группе». Содержание учебной программы дошкольного образования Республики Беларусь ориентировано на развитие способностей детей в различных видах.

Консультация. «Роль музеев и библиотек в создании условий для формирования гражданской идентичности у детей». Госстандарт нового поколения предусматривает воспитание общероссийской идентичности, патриотизма, гражданственности, социальной активности,.

Консультация «Создание условий для формирования представлений о ЗОЖ у дошкольников через здоровьесберегающие технологии»Консультация «Создание условий для формирования представлений о ЗОЖ у дошкольников через здоровьесберегающие технологии» Консультация предназначена для воспитателей ДОУ. Цель консультации:Повышение педагогической компетентности воспитателей по сохранению и.

Мастер-класс «Формирование коммуникативной компетентности учащихся начальных классов» Мастер – класс «Формирование коммуникативной компетентности учащихся начальных классов на уроках с использованием современных технологий».

Создание социально-психологических условий в работе по профилактике правонарушений в условиях кадетской школы Создание социально-психологических условий в работе по профилактики правонарушений в условиях Первомайской кадетской школы «Я никогда не.

Театрализованные игры как средство формирования коммуникативной компетентности старших дошкольниковТеатрализованные игры как средство формирования коммуникативной компетентности старших дошкольников .

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация «Создание условий для формирования социально — коммуникативной компетентности у дошкольников с ТНР»
Опубликовано: 15 июня 2022 в 09:57
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация «Создание условий для формирования социально — коммуникативной компетентности у дошкольников с ТНР»» (включая файлы) размещена пользователем Плотникова Анастасия в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
12 ноября. Синичкин день. Папка-передвижка

В старину говорили «Невелика птичка синичка, а свой праздник знает». В народном календаре 12 ноября значится как день памяти православного святого Зиновия Синичника или Синичкин день.

7 ноября. День осеннего здоровья. Передвижка «Ребенок часто болеет»

Что нужно делать для того, чтобы ребенок реже болел в детском саду?


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД