Алексеева Елена
Создание развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ (из опыта работы)
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация
«Создание развивающей предметно – пространственной среды в ДОУ в соответствии с ФГОС ДО создание условий в группе для самостоятельной двигательной активности детей»
Подготовила : Алексеева Е. В.
– инструктор по физической культуре
Публикация «Создание развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ (из опыта работы)» размещена в разделах
- Опыт работы, практика
- Оформление детских садов
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- Темочки
Федеральный Государственный Образовательный Стандарт Дошкольного Образования (ФГОС ДО, определил требования к условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования, которые включают требования к развивающей предметно – пространственной среде. Согласно ФГОС ДО, развивающая предметно – пространственная среда должна быть содержательно-насыщенной, трансформируемой, вариативной и безопасной.
Развивающая предметно - пространственная среда дошкольного образовательного учреждения (ДОУ) - это совокупность условий, оказывающих прямое и косвенное влияние на всестороннее развитие ребенка в детском саду, состояние его физического и психического здоровья, успешность его дальнейшего образования; а также на деятельность всех участников образовательного процесса в ДОУ. Именно в дошкольном детстве в результате целенаправленного педагогического воздействия укрепляется здоровье ребенка, интенсивно развиваются движения, двигательные навыки и физические качества. И для этого нужна соответствующая развивающая предметно-пространственная среда.
Цель: создание условий для сохранения и укрепления здоровья дошкольников,
приобщению к физкультуре и спорту в детском саду в условиях реализации ФГОС ДО.
Развивающая предметно-пространственная среда спортивного зала содержательно насыщена и соответствует возрастным возможностям детей. Образовательное пространство спортивного зала оснащено в соответствии с требованиями образовательной программы реализуемой в дошкольном учреждении и создано таким образом, что дает возможность эффективно развивать индивидуальность каждого ребенка с учетом его склонностей, интересов, уровня активности.
В группах не всегда комплексно и полно создана такая среда.
Возникает вопрос :Почему и что мешает сделать воспитателям эту среду удобной идоступной для самостоятельной двигательной активности детей -O-
В этом нам на помощь приходит нестандартное физкультурное оборудование
Нестандартное физкультурное оборудование – это оборудование, сделанное своими руками из списанного инвентаря и подручных средств и материалов.
Работая над проблемой повышения интереса детей к различным видам двигательной деятельности, я пришла к выводу,что нам всем по силам разнообразить самостоятельную двигательную активность детей с помощью нестандартного физкультурного оборудования, сделанного своими руками из различных подручных средств и материалов.
П Р Е З Е Н Т А Ц И Я
Оно позволяет:
- повысить интерес детей к выполнению основных движений и игр;
- развивать у детей наблюдательность, эстетическое восприятие;
- воображение, зрительную память;
- развивать чувство формы и цвета;
- способствовать формированию физических качеств и двигательных умений детей.
Нестандартное оборудование должно быть:
1. Безопасным;
2. Максимально эффективным;
3. Удобным к применению;
4. Компактным;
5. Универсальным;
6. Технологичным и простым в изготовлении;
7. Эстетическим.
Бельбоке
Цели: развитие глазомера, меткости, координации, ловкости, внимания.
Материалы: пластиковые бутылки из-под сока, к которым на шнуре прикрепляются мягкие шарики.
Задания: поймать шарик ёмкостью.
Моталочка
Материал: палки, шнур, упаковки от киндер-сюрпризов, сшитый из ткани круг, веревки.
Цель: Развивать мелкую моторику рук, ловкость, быстроту движений. Воспитание упорства, настойчивости, позитивного духа соперничества.
Использование: Можно использовать в свободной игровой деятельности, в соревнованиях. Дети наматывают шнур с привязанным киндером на палочку.
Игра «Кто быстрей?».
Перенос
Цель: развитие и укрепление мышц стопы, воздействие на биологически активные точки стопы.
Материалы: ленолиум,кольца от пирамидки, большие бусины, тонкая лента.
Задание: захватывание пальцами ног бусину и переложить её в одно из колец.
Балансир
Цель: совершенствовать равновесие и координацию движений, укреплять мышцы тазобедренного сустава, развивать двигательную и эмоциональную активность
Материалы: доска, пластиковая труба
Дыхательные упражнения – являются неотъемлемой частью физической культуры.
Ветерок в бутылке
Материал: бутылки, трубочка, пенопласт (резаный) ибо конфетти.
Задачи: учить детей правильному дыханию
Цель: развивать дыхательную мускулатуру, вырабатывать правильное ритмичное дыхание.
«Ёжики» так назваются цилиндры, на которые приклеены кнопки, с помощью которых дети выполняют упражнения самомассажа.
Дети получают радость и хорошее настроение, одновременно не замечая для себя какую пользу, приносят своему здоровью без всякого принуждения.
Материал: футляры из — под киндер сюрприза, соединяются между собой лентой так, чтобы футляры легко вращались, для ручек прикреплены пвх трубки.
Цель: самомассаж мышц спины, рук, ног, груди.
Использование: в индивидуальной деятельности, во время утренней зарядки.
Основная цель игр – формирование у детей устойчивого интереса к физкультуре и спорту. Все игры многофункциональны. Они не только развивают интерес к спорту,но и способствуют формированию и развитию психических процессов:
— развитию восприятия цвета, формы, величины, пространства, времени;
— развитию зрительного и слухового внимания;
— формированию и развитию мыслительных операций (сравнения, сопоставления, обобщения, исключения, классификации, операций анализа и синтеза; формированию логического мышления детей;
— формированию общей и мелкой моторики рук.
Таким образом, посредством использования нестандартного оборудования наряду с двигательной активностью развивается сноровка, внимание, ловкость, закрепляются знания цвета, формы, воспитывается умение быть в коллективе, увеличивается моторная плотность занятий, закрепляются достижения коррекционно- восстановительной работы
Содержание физкультурного уголка в ДОУ
Для основных видов движения: дорожка – змейка (канат, коврик массажный, коврик со следочками, скакалки, маты гимнастические, фитбол, кегли, кольцеброс, мешочек с грузом, мяч набивной, мячи большие, мячи средние, мячи малые, мяч для волейбола, мяч для футбола, мяч для баскетбола, мишени для метания настенные, дартс, кольцо баскетбольное, дуга, туннель.
Для общеразвивающих упражнений : Флажки, кубики, ленточки, платочки, гимнастические палки, кегли, теннисные мячики, мячики массажные, обручи, султанчики, мячи средние, мячи малые, гантели.
Для подвижных игр и эстафет: Маски, шапочки, кольца, обручи, кегли, ориентиры, кубики, мячики, клюшки, шайбы, ворота, пирамиды большие, платочки, прищепки, пальчиковая гимнастика, муляжи овощей и фруктов, ракетки для бадминтона, маленькие мячики: футбольный, баскетбольный, волейбольный, теннисные мячи (настольный, для большого тенниса).
Все пространство предметно-пространственной среды и оборудование спортивного уголка должно быть безопасное, эстетически привлекательное,здоровьесберегающее, развивающее, соответствовующее санитарно-гигиеническим требованиям и требованиям пожарной безопасности, с учетом свободного доступа детей. Спортивное оборудование уголка должно соответствовать возрасту и росту детей.
Безопасность: все спортивное оборудование и инвентарь изготовлено из безвредных для здоровья детей материалов. Все приобретаемое в магазине оборудование соответствовать обязательным требованиям, установленным техническими регламентами и национальными стандартами. Все оборудование проходит санитарную обработку в соответствии с нормами СанПиН и могут быть подвержены влажной уборке и дезинфекции, рабочий инвентарь ежедневно промываются проточной водой с мылом. Предметно-пространственная среда обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала, способствует общению и совместной деятельности детей и взрослых.
Трансформируемость предметно-пространственной среды подразумевает возможность её изменения в зависимости от образовательной ситуации.
Все физкультурные пособия полифункциональны и пригодны для использования в разных видах детской активности.
Спортивно – игровые пособия, спортивное оборудование, а также спортивный инвентарь периодически меняется, появляются новые спортивные пособия и предметы, стимулирующие игровую, двигательную и исследовательскую активность детей. В зависимости от времени года или проектной деятельности ДОУ в спортивном зале меняются наглядные и дидактические пособия, а так же игровой материал, также меняется и оформление фото стенда. Таким образом, развивающая среда является вариативной.
Предметно-пространственная среда физкультурного уголка и спортивного зала построена в соответствии с возрастными и гендерными особенностями воспитанников. Например: для девочек в спортивном зале есть гимнастические ленты, обручи, скакалки, а для мальчиков имеются футбольные мячи, боулинг, гантели и многое другое, а также
должна обеспечить дошкольнику целостное восприятие окружающего мира.
ИЗГОТОВЛЕНИЕ ОБОРУДОВАНИЯ (МАСТЕР-КЛАСС)