Лилия Поликарпова
Консультация для воспитателей «Создание предметно-развивающей среды для развития сенсорных эталонов у воспитанников»
▼ Скачать + Заказать документы
Создание предметно-развивающей среды для развития сенсорных эталонов у воспитанников.
Особое внимание а педагогическом процессе уделяется созданию условий для сенсорного развития малышей в процессе организации личностно-0ориентированного взаимодействия взрослого и ребёнка, а также самостоятельной деятельности детей. Свободная, разнообразная деятельность в условиях обогащённой развивающей среды позволяет ребёнку проявить пытливость, любознательность, познавать окружающее без принуждения, стремиться к творческому отображению познанного.
Публикация «Консультация для воспитателей „Создание предметно-развивающей среды для развития сенсорных эталонов у воспитанников“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Оформление детских садов
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Сенсорное развитие детей. Консультации
- Сенсорное развитие и воспитание. Сенсорика
- Темочки
Для сенсорного развития детей оборудован сенсорный уголок. При организации уголка надо учитывать следующие критерии:
-доступность;
-безопасность;
-эстетичность;
-соответствие возрастным особенностям младших дошкольников.
Содержание сенсорного уголка направлено на развитие разных видов восприятия.
Для развития тактильных ощущений используется природный и бросовый материал: шишки, камушки, фасоль, пластиковые пробки и т. д. Способы применения указанных материалов не ограничиваются фантазией только педагога, но и детей.
Для развития осязания используются образцы материалов и поверхностей: кусочки меха, разные виды тканей и бумаги; мешочки с разными наполнителями.
Для развития мелкой моторики рук, а также для ознакомления с различными свойствами предметов используются дидактические игры и пособия: «Собери бусы», «Шнуровки», «Найди на ощупь» и т. д.
Для развития слухового восприятия в сенсорном уголке находятся пособия для создания звуков. Также дети играют в музыкально-дидактические игры: «Угадай, на чём играю», «Угадай, где звенит?». Кроме того, используется ноутбук для прослушивания различных мелодий и звуков: пение птиц, шум дождя, журчание ручейка, крики животных.
Для развития обоняния применяются свежие фрукты и овощи, а также в уголке размещены саше с различными запахами (мята, кофе). С дошкольниками проводятся игры: «Узнай на вкус», «Угадай по запаху».
В центре активности размещены игры и пособия, развивающие сенсорные представления детей :
-игры на представление о цвете : («Мозаика», «Посади бабочку на цветок», «Цветные квадраты», «Оденем кукол»);
-о форме: («Украсим ковёр», «Спрячь мышку», «Геометрическое лото», «Развивающие кубики»);
-о величине предметов («Собери матрёшку», «Большие и маленькие», «Бусы для мамы»).
Уголок содержит постоянные и дополнительные объекты, которые вносятся в зависимости от интересов, потребностей детей, обучающих и развивающих задач, поставленных воспитателем.
Обогащению чувственного, сенсорного опыта способствует не только сенсорный уголок, но и вся предметно-развивающая среда группы.
Например, в спортивном уголке имеются кубики разных цветов и размеров, мячи разных диаметров, ребристые дорожки, кегли, мешочки с разными наполнителями: песок, крупы; дорожки со следами, массажные коврики, кольцеброс и др. Спортивный уголок направлен не только на развитие физических качеств, но и на закрепление представлений детей о цвете, форме, величине, свойствах материалов: пластмасса, резина.
В уголке художественного творчества для ребят имеется бумага разной фактуры, карандаши, кисточки, трафареты, раскраски. Дети имеют возможность рисовать различными изобразительными средствами на различной поверхности.
Уголок конструирования позволяет детям интересно действовать с деталями строительного материала различными способами: постукивать деталью о деталь, накладывать одну на другую, приставлять, прикладывать. При этом они открывают для себя их физические свойства (шарик катится, кубик устойчиво стоит, кирпичик неустойчиво стоит).
Материал для игр размещён в доступных местах. В каждой зоне достаточно красочного, привлекательного материала, компактно расположенного на разном уровне, чтобы ребёнок постоянно мог заниматься активной практической деятельностью, позволяющей осуществлять свои замыслы, получать определённую информацию.
Таким образом, условия созданные в группе, способствуют:
-стимуляции сенсорных функций (зрение, обоняние, слух, осязание);
-развитию мелкой моторики рук ребёнка;
-стимуляции двигательной активности;
-активизации когнитивных процессов: памяти, мышления, внимания, восприятия;
-снятию мышечного и психоэмоционального напряжения;
-повышению мотивации к самостоятельной и экспериментальной деятельности дошкольников.
Такая организация предметно-развивающей среды для детей младшего дошкольного возраста является наиболее рациональной, так как она учитывает основные направления развития ребёнка и способствует его благоприятному развитию.