Любовь Растокина
Проект «Современные методы коррекции бокового сигматизма»
▼ Скачать + Заказать документы
Ход работы:
I. Подготовительный этап
С целью уточнения этиопатогенетического механизма бокового сигматизма мною было обследовано 20 детей. Большинство (13) детей имели боковой сигматизм свистящих и шипящих, трое – боковой сигматизм свистящих, двое – латерально произносили шипящие, еще двое при латеральных шипящих произносили межзубносвистящие. В речевом развитии (Приложение №1 в презентации) и в речевом дыхании (Приложение № 2 в презентации). Наблюдалась минимальная церебральная дисфункция (Приложение № 3 в презентации).
Публикация «Проект „Современные методы коррекции бокового сигматизма“» размещена в разделах
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2015
Артикуляционная гимнастика и массаж для снятия гиперсаливации и спастичности:
- жевание и глотание с закрытым ртом.
- упражнение йогов. Вращение языком в преддверии открытого рта,сглатывание слюны.
- статистические упражнения. Широкое открывание и закрывание рта, язык на дне ротовой полости (в течение 3-5 сек. ,затем 5-10 сек.).
- упражнение «Толстячок-худышка» (при сомкнутых губах).
- надувание и втягивание щек: одновременное, попеременное (4-5 раз).
- упражнение «Усики». Удерживание губами: полоски бумаги, шпателя, трубочки для коктейля разных размеров, ёмкостей разных диаметров.
- упражнение «Сушим язычок». Всасывание воздуха в себя через «трубочку» из языка.
- упражнение «Мёд или хлебный шарик» (глотание капелек меда или хлебных шариков, положенных на кончик языка).
- упражнение «Жевание и глотание твердой пищи» сушки,сухаря.
Массаж:вращательные движения против часовой стрелки, до 6-8 сек, не вызывающие дискомфорт, при помощи зонда «грабли» или указательного или среднего пальца. Точечный массаж: в углублениях под языком, в двух точках одновременно,
- легкая вибрация под подбородком указательным пальцем(5 сек)в области подчелюстной ямки.
-круговые движения указательными пальцами почасовой стрелке по точкам под козелками ушей в течение 5 мин. (по 2.5 мин-рот открыт-закрыт) и 5 мин. против часовой стрелки.
Массаж мягкого нё ба: поглаживание и разминание пальцемтвердого и мягкого нёба по средней линии от верхних резцов до увуля,для получения выраженного глоточного рефлекса.
- упражнение «Твёрдая атака» : произношение по 3 раза гласных А;Э;У;аэ;эа;аи;эи;аэи;
Особенно на начальных этапах необходимо использовать логопедический массаж (см. Приложение № 1)
При гиперкинезе необходимо расслаблять спастическую часть языка поглаживаниями и укреплять паретичную часть с помощью глубоких разминаний и вибрации.
Коррекция бокового сигматизма требует уделять основное внимание отработке элементов артикуляционной установки: укреплению боковых краёв языка и воспитанию нормального направления струи выдыхаемого воздуха.
Для коррекции боковогосигматизма эффективен следующий комплекс упражнений:
I. Упражнения для развития движений мышц лица и губ.
Пропевание песенок» : б-б-б-б – перебор указательным пальцем губ; «облизывание губ» : обведение губ указательным пальцем – при широко открытом рте; при губах в форме трубочки, в улыбке; покусывание,почесывание губ (нижней губы-верхними зубами и наоборот); медленное открывание и закрывание рта; «Улыбка-оскал-трубочка»; поднимание верхней губы, опускание нижней: статически и динамически (одновременно,поочередно); «Толстушки-худышки» : надувание и втягивание щек (одновременно,поочередно); «Имитация звука паровоза», произнесение звука [п] при выходе воздуха через сжатые губы.
II. Упражнения, направленные на расширение, распластывание языка.
«Дождик» шлепать по языку губами-па-па. ;зубами та-та; «Печем блины» просовывание плоского языка в узкую щель между передними зубами;«Покусывание языка зубами» вперед (кончика, середины, спинки,боковыми зубами боковых краёв языка (одновременно, рот открыт с пропеванием: и-и, ей-ей; поочередно с закрытым ртом, начало и конец на паретичной стороне)
III.Задания на закрепление боковых краев языка. При выполнении упражнений необходимагиперкоррекция пораженной стороны и т. д.
IV.Приёмы выработки силы и четкой направленности выдыхаемой струи воздуха по середине языка.
Далее действуем избирательно, в зависимости от диагноза (боковой,межзубно-боковой сигматизм,множественнаялатеральность) и индивидуального плана работы. Я использую следующие комплексы гимнастики для различных видов боковогосигматизма :
I. Упражнения для расширения, распластывания языка.
II.Упражнения для укрепления боковых краев языка :
При одностороннем боковом сигматизмеупр-я I и II групп следует выполнять с гиперкоррекцией на более слабой стороне (начиная и заканчивая с неё, используя большее количество повторений).
III.Упражнения для выработки резкой центрированной воздушной струи (выполняются при широком, распластанном языке, достигающем боковых зубов).
При боковомсигматизме коррекцию следует начинать со свистящих звуков. Отработка артикуляционной установки звука [с] способствует укреплению боковых краёв языка и воспитанию центрированной выдыхаемой воздушной струи, поэтому постановка других звуков не вызовет значительных затруднений.
При постановке и закреплении изолированного произношения полученного звука в звукоподражаниях рационально использовать опоруна схему или положение кисти.
Традиционная методика предлагает начинать автоматизацию фрикативных согласных с введения в открытые слоги, Сизова Э. Я. рекомендует начинать автоматизацию звуков с обратного слога, следуя методике «Минимальной смены артикуляционных поз». Однако при устранении бокового сигматизма свистящих, Сизова Э. Я предлагает на начальных этапах коррекции включать звук [c] в стечение с глухим смычным [т]. Звук [т] обеспечивает статичность артикуляционного уклада (постоянство положения передней части языка). При присоединении гласных к стечению [ст] следует осуществлять в порядке отодвигания кончика языка от нижних зубов: [э] - [ы] – [а]-[о]-[у].
Включение полученных сочетаний звуков в слова и короткие фразы необходимо проводить в строгой последовательности:
- сначала в ударных слогах (стелла, стыдно, стадо, стон, стук)
-затем в безударном положении (станок)
-далее закрепление [ст] между двумя гласными : эсты, асты, усты; аста, эста и т. д.
- в словах (ласты, паста, выставка)
- во фразах («около моста густые кусты», «на столе стоят пустые стаканы»
- в адаптированных текстах известных сказок с включением картинок
-аналогичное закрепление в словах с сочетаниями: [ска]-[ско]-[ску], при необходимости с другими сочетаниями (если артикуляция [c] остаётся недостаточно четкой)\
Далее автоматизация [c] в конце слова после главной : [ас]- класс,[ос]- нос,[ис]- низ,[ус]-укус и т. д.
Только после этого автоматизация звука [c] в открытых слогах (сы-са-со-су)
В строгой последовательности: односложное слово (сын, в начале двухсложного слова в ударном слоге (сы’ты, в начале двухсложного слова в безударном положении (сынок, в конце слова в безударном положении (косы, в середине слова (посылка, в словах любой слоговой структуры, в речевом материале, насыщенном [c] в разных вариантах произношения.
При абсолютной коррекции звука [c] – правильно произносятся слова со стечением [сл].
(см. Приложение №2)
Комплекс используемых упражнений при коррекции боковогосигматизма шипящих.
I.Упражнения для губ. Зубы сомкнуты губы вытянуты вперёд, как при звукео. Углы губ не соприкасаются. Губы не закрывают зубы, расслабить губы несколько раз, не слишком вытягивая их вперед.
II.1. «Пожуём блинчик»- жевание боковыми зубами краёв языка с поднятым кончиком поочерёдное, одновременное.
2. «Покусаем блинчик»- закусывание боковыми зубами одного края языка, затем другого (с гиперкоррекцией «слабой» стороны)
3. «Незваный гость» Выталкивание спички, положенной на верхушки нижних коренных зубов языком.
4. Переворачивание языком во рту сухих горошин.
5. «Киска спит-проснулась» удерживание по 10 сек. Язык попеременно «лежит» за нижними зубами-«стоит»-спинка языка выгнута вверх 10раз
6. «Почеши спинку»-губы в улыбке, зубы видны, рот открыт, кончик языка за нижними резцами, выгибание спинки языка: поглаживание, покусывание её верхними зубами (до следов зубов)
7. «Обезьянка поёт» Одновременноепокусывание боковых краёв языка за нижними зубами, пропевание: и-и-и, ей-ей-ей
8. «Обезьянка жуёт» с одной стороны 2 раза, затем язык на средней линии, с другой стороны 1 раз-затем язык снова расположить по средней линии и т. д. прибавляя по одому разу с каждой стороны.
9. «Белка машет хвостом»- широкий язык тянуть к носу – к подбородку.
10. «Белка прячет орешки» кончик языка от угла рта двигается по щеке от угла рта к уху
11. «Пчелы кусаются» Рот открыт, губы в улыбке,покусывание язычка от кончика до середины к задней части языка и обратно так, чтобы оставались «дорожки» от зубов. Затем покусывание боковых краёв языка с поднятым вверх кончиком (расслабление языка, укрепление боковых краёв)
12. «Орешки в тележке» Язык в форме «чашки» «едет» боковыми краями по верхним боковым зубам в ротовую полость.
13. «Лифт» Язык в форме «чашки» направляется от нижних к верхним боковым зубам и обратно.
14. «Киска лакает молочко» Облизывание верхней губы широким языком вверх-вниз, из стороны в сторону.
15. «Слизывание мёда широким языком с нижней поверхности ложки.
16. «Белка щелкает большие орешки» Плотное прижатие и «отрывание» широкого языка от верхней губы вниз назад.
17. «Белка щелкает орешки» «отрывание» с щелканьем языка, спрятанного под верхнюю губу вниз назад.
18. «Балалайка» Быстрое, механическое «сбивание» провисающей стороны языка (обычно применяют при постановке звука [р])
IV. Выработка направленной по средней линии языка длительной струи выдыхаемого воздуха достаточной силы. Выполняется при широком, распластанном языке.
1.«Волшебный пузырек»- дуть в пузырек, щеки попеременно напряжены и расслаблены.
2.«Собачка» - дуть на плоский высунутый язык, свободно лежащий на губе (зубы разомкнуты, губы сближены и улыбаются) контроль на тыльную сторону кисти, полоску бумаги, ватку.
3.«Лента вьется на ветру» - слабо дуть на длинную полоску кальки, помещенной вдоль средней линии широкого, лежащего на нижней губе языка.
4.«Лодочка» - боковые края языка подняты, по средней линии языка – продольная впадина
5.«Подводная лодка» а) надувание воздухом «подводной лодки»б) сдувание «подводной лодки» (контроль воздушной струи на палец).
6.«Подводная лодка плывет» - боковые края языка по верхним боковым зубам вне полости рта – в полость рта.
7.«Поющая дудочка» - дутье по средней щели широкого распластанного между губами языка, боковые края которого прилегают к уголкам рта.
8.«Фокус» - губы в улыбке, рот приоткрыт, широкий передний край языка лежит на верхней губе так, что боковые края прижаты, а посередине – желобок, при правильном выполнении выдыхаемая воздушная струя сдует ватку с кончика носа вверх.
9.«Фокус-покус» как «Фокус» + язык в форме чашки, видны нижние зубы (см. Приложение №3)
Успешно используемая нетрадиционная форма работы-совместная коррекционная деятельность с родителями. Два раза в месяц для родителей проводится мастер-класс. В ходе занятия участвуют 5-7 родителей (см. Приложение №4)
Использование данной системы работы при коррекции боковогосигматизма обеспечивает наибольшую эффективность и результативность.