Полунчукова Наталья
Консультация «Словесные игры в досуге дома»
▼ Скачать + Заказать документы
Дети с общим недоразвитием речи сталкиваются с проблемой нарушения словаря. Это проявляется в неумении подобрать слово, незнании значения слов. Поэтому при подготовке к школе работа над лексикой является очень важной.
Недостаточная сформированность словаря не позволяет детям употреблять точные слова при рассказывании о чем- то. Например, при описании зимнего дня по картине, предложение может звучать так: "Ребята весело мчались на санках с крутой горы. " Ребё нок с общим недоразвитием речи строит предложение следующим образом: "Дети едут на санках", "Дети едут". Чтобы получить развё рнутое предложение: "Дети едут на санках с горки", необходимы вопросы и подсказывающие слова со стороны педагога. То есть самостоятельное высказывание у детей не сформировано.
Публикация «Консультация „Словесные игры в досуге дома“» размещена в разделах
- Игрушки. Консультации для родителей
- Игры для детей
- Консультации для родителей
- Словесные игры
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Темочки
В системе коррекционной работы мы вводим в речь детей синонимы (слова, близкие по значению, многозначные слова (слова, которые обозначаются одним словом но имеют разное значение). Основная задача логопедического воздействия при общем недоразвитии речи - научить детей связано и последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли. Дети не знают и не умеют использовать в речи многозначные слова. С ними мы знакомим детей на примере хорошо знакомых слов с конкретным значением.
Пример: слово "гладкий". Прямое значение этого слова – ровная, без всяких шероховатостей, поверхность. Например, гладкий лед, гладкий лист. Важно, чтобы ребенок усвоил переносное значение этого слова. Например, гладкий путь, дорога- легкий путь, без трудностей.
Для освоения многозначных слов необходимо проводить наблюдения, которые помогут детям понять значения этих слов в тексте в дальнейшем. И также употреблять многозначные слова в собственной речи.
Ребёнку легче усвоить слова в игре. В игре должен быть победитель, тот, кто назвал больше слов. Конечно победителем должен стать ребенок, чтобы не потерять интерес к игре. Для этого, если ребёнок испытывает затруднения в названии слов, дайте ему подсказку с помощью наводящих вопросов. В конце игры победителю полагается приз. Лучше, чтобы приз был не материальный, а эмоциональным, то есть без слова "куплю". Например, призом может быть поход вместе в парк, катание с горки на ватрушках, пикник, совместная игра, та, которую выберет ребёнок. Приз- совместное эмоциональное времяпрепровождение
вместе с родителями.
Предлагаем следующие игры в развитии лексики вашего ребенка:
«Попади в цель»
Вам понадобятся импровизированные ворота, в которые нужно будет задуть лёгкий шарик или ватку, при этом сказав слово-синоним или значение многозначного слова. Слова заранее запишите на листочках, и при "задувании" гола в ворота, по одному листу переворачиваем и даём ответ.
Примеры слов- синонимов :
маленький –крохотный
бежать- нестись
идти- шагать
шалун- проказник и т. д.
Примеры многозначных слов :
Золотое: кольцо, сердце, руки; груша- фрукт, боксерский снаряд; кислое яблоко, лицо.
«Смешной и несмешной».
Придумайте синонимы к словам– смешные и несмешные.
Например: «упасть»
смешные синонимы – шлёпнулся, растянулся, полетел вверх тормашками, и т. д.
несмешные синонимы – повалился, полетел, свалился, и т. д.
«Третье лишнее»
Предложите ребенку выделить третье лишнее слово, которое не является синонимом к данному слову. Например,
Весело, радостно, грустно.
Разлучаться, видеться, встречаться.
Полный, худой, толстый.
Смелый, храбрый, трусливый.
Яркий, насыщенный, темный.
Душистый, добрый, ароматный.
Данные игры помогут вам освоить трудную науку совершенствования словаря и подготовит вашего ребёнка к успешному обучению в школе. Желаем удачи!