Татьяна Мещерякова
Консультация «Словесные игры»
▼ Скачать + Заказать документы
Игра имеет большое образовательное значение в жизни ребёнка. Она тесно связана с обучением на занятии, с наблюдениями в повседневной жизни. В играх происходит важный и сложный процесс освоения знаний, который мобилизует умственные способности ребёнка, его воображение, внимание, память, речь. Чтобы приучить ребёнка к умственному труду, необходимо сделать его интересным, занимательным. Занимательность умственного труда достигается разными методами, среди которых на особом месте стоит словесная дидактическая игра, содержащая в себе большие возможности для развития умственной деятельности детей, для развития самостоятельности и активности их мышления. В игровой форме сам процесс мышления протекает быстрее, активнее, т. к. игра – ведущая деятельность дошкольного возраста. В игре ребёнок преодолевает трудности умственной работы, не замечая, что его учат.
Публикация «Консультация „Словесные игры“» размещена в разделах
- Игрушки. Консультации для родителей
- Игры для детей
- Консультации для родителей
- Словесные игры
- Темочки
Словесные игры построены на словах и действиях играющих. В таких играх дети учатся, опираясь на имеющиеся представления о предметах, углублять знания о них. В словесных играх дети самостоятельно решают разнообразные мыслительные задачи: описывают предметы, выделяя характерные их признаки; отгадывают по описанию; находят признаки сходства и различия; группируют предметы по различным свойствам, признакам.
Эти дидактические игры проводятся во всех возрастных группах, но особенно они важны в воспитании и обучении детей старшего дошкольного возраста, так как способствуют подготовке детей к школе: развивают умение внимательно слушать педагога, быстро находить ответ на поставленный вопрос, точно и четко формулировать свои мысли, применять знания в соответствии с поставленной задачей.
Основные требования всех видов игр по развитию речи: дети должны слышать обращенную к ним речь и должны говорить сами.
Для удобства использования словесных игр в педагогическом процессе их условно можно объединить в четыре группы.
В первую из них входят игры, с помощью которых формируют умение выделять существенные признаки предметов, явлений:
«Отгадай-ка»
Ребёнок описывает предмет, выделяя в нём существенные признаки, а другие дети по этому описанию отгадывают предмет. Например: продолговатый, зеленый, твердый, съедобный – огурец.
«Магазин»
Взрослый: «У нас открылся магазин игрушек, которые вы сможете купить, выполнив одно условие: не называть их, а описывать, при этом смотреть на игрушку нельзя». Ребёнок: «Я хочу купить игрушку: она круглая, резиновая, умеет прыгать, с ней любят играть все дети» (мяч)
«Да – нет»
Водящий выходит за дверь, а остальные дети выбирают предмет, который будут загадывать. На вопросы водящего можно отвечать только словами «да» или «нет». Водящий спрашивает, где находится предмет, какой он формы, размера и т. д.
«Отгадай предмет по названию частей», «Назови части предмета»
Взрослый называет слова, обозначающие части какого-либо предмета и просит детей узнать, что это за предмет.
Кузов, кабина, колёса, руль, фары, дверцы. (Грузовик)
Подъезд, этаж, лестница, квартира крыша. (Дом)
«Опиши птицу»
Вспомнить и назвать как можно больше прилагательных, подходящих для описания птицы.
Например: снегирь - маленький, яркий, веселый, красивый, быстрый, проворный, шустрый, голодный, зимующий и т. д.
«Что каким у нас бывает»
Что бывает круглым? (Мяч, шар, солнце, яблоко)
Что бывает длинным? (Дорога, река, верёвка, нитка)
Что бывает лёгким? (Пух, перо, вата, снежинка)
Вторую группу составляют игры, используемые для развития у детей умения сравнивать, сопоставлять, делать правильные умозаключения:
«Похож – не похож»
Каждый ребёнок вспоминает два предмета: чем они отличаются друг от друга, чем похожи и описывает их, не называя. Дети должны отгадать.
Например: Два цветка, один с белыми лепестками и жёлтой серединкой, а другой розовый с красивыми душистыми лепестками, с шипами. Один полевой, другой растёт на клумбе. (ромашка и роза)
«Кто больше заметит небылиц?»
Стихотворение Корнея Чуковского «Путаница»
«Придумай небылицу»
(Утром, когда солнце село, я встала и пошла в детский сад. Придя в детский сад, я попрощалась с воспитателем и сказала «Здравствуйте»)
«Бывает – не бывает»
Дети встают в круг. Ведущий называет времена года. Например: «Лето». А затем, бросая мяч ребёнку, называет явление природы. Например: «Ледоход». Ребёнок, поймавший мяч, должен сказать, бывает такое или не бывает. Игра идёт по кругу. Кто ошибается, выходит из игры.
«Что раньше?», «Кто старше?»
«Наташа пошла гулять после того, как полила цветы».- Что Наташа сделала раньше: пошла гулять или полила цветы?
«Через много лет Сереже будет немного больше лет, чем Саше сейчас». – Кто старше? (Саша).
Игры, с помощью которых развивается умение обобщать и классифицировать предметы по различным признакам, объединены в третьей группе:
«Назови три предмета» или «Назови одним словом» («Мяч бросай и животных (фрукты, транспорт) называй»)
Вариант 1. Взрослый называет обобщающее понятие и бросает мяч ребёнку. Ребёнок, возвращая мяч взрослому, называет относящиеся к этому обобщающему понятию предметы. (Фрукты - яблоко, груша, лимон)
Вариант 2. Взрослый называет видовое понятие, а ребёнок - обобщающие слова. (Огурец, помидор, морковь - овощи)
«Я знаю 3(5) названий животных (цветов)»
Ход игры: ребёнок подбрасывая или ударяя мячом об пол, произносит: «Я знаю пять названий диких животных: лиса, медведь, волк, заяц, ёжик»
«Животные и их детеныши»
Ход игры: бросая мяч ребёнку, взрослый называет животное, а ребёнок, возвращая мяч логопеду, называет детёныша этого животного.
«Кто как разговаривает»
Вариант 1. Бросая мяч ребёнку, взрослый называет животное, а ребёнок, возвращая мяч логопеду, должен правильно ответить как то или иное животное подаёт голос. (Корова – мычит, змея – шипит)
Вариант 2. Логопед, бросая ребёнку мяч, спрашивает: «Кто рычит?», «Кто лает?» и т. д.
«Кто где живет»
Вариант 1. Логопед: «Дети, кто живёт в дупле?» - «Белка».
Вариант 2. Логопед: «Где живёт медведь?» Дети должны дать полный ответ «Медведь живёт в берлоге».
«Третий лишний»
Логопед, бросая ребёнку мяч, называет три слова и просит определить, какое слово лишнее. (Голубой, красный, спелый; кабачок, огурец, лимон) Ребёнок, бросая мяч обратно, называет лишнее слово.
В особую четвертую группу, выделены игры на развитие внимания, сообразительности, быстроты мышления, выдержки, чувства юмора:
«Найди рифму» или «Закончи предложение» «Подскажи словечко»
Давайте поможем Незнайке, подскажем слова.
Если ты захочешь спать
В спальне ждет тебя … (кровать).
Чтобы ноги отдохнули
Посиди-ка ты на … (стуле)
Свитер, кофту, теплый шарф
Аккуратно сложим в … (шкаф)
«Подскажи словечко»
Логопед, бросая ребёнку мяч, спрашивает: «Ворона каркает, а сорока?» Ребёнок, возвращая мяч, должен ответить: «Сорока стрекочет»
Логопед: «Сова летает, а кролик?» - «Крот роет норки, а сорока?» ит. д.
Игровые действия в словесных играх формируют слуховое внимание, умение прислушиваться к звукам; упражняют в правильном произношении звуков и слов; побуждают ребенка к свободному речевому общению и употреблению известных ему слов в словосочетаниях и предложениях, активизируют уже имеющийся у него словарный запас, что способствует повышению результативности коррекционной работы.